Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие системы финансирования высшего образования в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Особенности развития системы финансирования высшего образования в России 6
1.1.
Состояние и тенденции развития высшего образования в России. 6
1.2.
Основные цели и задачи государственной политики в сфере высшего образования. 12
1.3.
Место и значение финансирования для развития высшего образования в России 20
2.
Экономические основы финансирования высшего образования. 27
2.1.
Понятие внебюджетного финансирования, основные направления и виды внебюджетной
деятельности учреждений ВПО.. 27
2.2.
Оценка системы финансирования высшего образования в России. 35
2.3.
Основные проблемы финансирования высшего образования в России. 44
3.
Направления развития системы финансирования высшего образования в России 49
3.1.
Изменение системы финансирования высшего образования в условиях перехода к
уровневой модели образования. 49
3.2.
Особенности реформы финансирования учреждений ВПО в контексте перехода на
государственные задания на оказание услуг. 66
3.3.
Совершенствование системы финансирования ВУЗов в рамках развития инновационной
экономики. 74
Заключение. 103
Список
использованных источников. 105
Приложения. 86
Введение:
Актуальность
темы настоящего исследования определяется рядом факторов. Во-первых, в
современных рыночных условиях высшее образование является необходимым условием
эффективного функционирования не только отраслей народного хозяйства, но и
государства в целом. С каждым годом потребность в образованных специалистах
возрастает в связи с динамичным развитием информационной и научно-технической
составляющей жизни. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного
анализа и критического осмысления проблем планирования расходов федерального
бюджета на выполнение государственного задания на оказание услуг в сфере
высшего профессионального образования.
Во-вторых,
не менее важна роль высшего образования в обеспечении национальной безопасности
страны. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года даётся следующее
определение национальной безопасности: «состояние защищенности личности,
общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет
обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни
граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ.
Однако национальная безопасность не может быть обеспечена только финансовым,
сырьевым или оборонным сектором, если основным не выступит информационный, в
котором важное место занимает национальная система образования. Стабильное и
качественное развитие государства невозможно без высокого уровня образования, а
образование нельзя реализовать без инвестиций в него.
Реформирование
системы высшего образования России, имеющее целью достижение лидерства страны
на мировом научно-образовательном рынке, происходит параллельно с модернизацией
системы управления бюджетными средствами. Для последней характерно внедрение
конкурсного подхода к получению ассигнований, многоканальность и
многоуровневость финансирования, применение программно-целевого планирования, а
также принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Общепризнанно,
что для достижения конкурентоспособности российские университеты должны, в том числе,
решить задачи повышения своей технической оснащенности и роста уровня
заработной платы преподавателей и сотрудников.
Перечисленные
обстоятельства обуславливают необходимость изучения особенностей системы
финансирования услуг высшего образования России и поиска путей ее оптимизации.
Цель
исследования – на основе анализа особенностей развития финансирования системы
высшего образования в Российской Федерации предложить направления ее развития.
Достижение
цели потребовало решения следующих задач:
—
оценить состояние и тенденции развития высшего образования в России;
—
рассмотреть основные цели и задачи государственной политики в сфере высшего
образования;
—
определить место и значение финансирования для развития высшего образования в
России;
—
раскрыть понятие внебюджетного финансирования, основные направления и виды
внебюджетной деятельности учреждений ВПО;
—
провести оценку системы финансирования высшего образования в России;
—
сформулировать основные проблемы финансирования высшего образования в России;
—
предложить направления развития системы финансирования высшего образования в
России.
Объект
исследования – системы высшего образования Российской Федерации.
Предмет
исследования – финансирование системы высшего образования Российской Федерации.
Теоретическая значимость
исследования заключается в развитии теории
отраслевых финансов в части управления финансовыми ресурсами в сфере высшего
образования: развитие методического инструментария инкорпорированной модели
финансового обеспечения с целью повышения эффективности деятельности высшей
школы.
Практическая значимость состоит
в формировании комплекса мер и рекомендаций, направленных на повышение уровня
менеджмента инкорпорированных финансовых ресурсов высшей школы, снижение
финансовых рисков, сокращение текущей дебиторской задолженности и в
перспективе, оптимизацию расходов и поддержание финансовой устойчивости ВУЗа.
Результаты исследования могут быть использованы в деятельности учреждений
высшего образования различных правовых форм, в том числе бюджетных, автономных,
коммерческих.
Цель
и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена
введением, тремя главами, заключением списком использованных источников и
приложением.
В
первой главе анализируются состояние и
тенденции развития высшего образования в России, определяются цели и задачи
государственной политики в сфере высшего образования, а также место и значение
финансирования для развития высшего образования в России.
Во
второй главе представлены результаты оценки экономических основ финансирования
высшего образования, на основе которых выявлены основные проблемы
финансирования высшего образования в России.
В
третьей главе представлены направления развития системы финансирования высшего
образования в России.
Заключение:
На
основании проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
Российская
практика управления свидетельствует о значительном интересе к развитию
бюджетирования. Несмотря на то, что концепция системы бюджетирования
деятельности образовательных организаций получила свое развитие на западе еще в
1960–70-х гг., на практике не всегда удается реализовать эффективную систему
управления бюджетами различных уровней, позволяющую реализовывать
стратегические цели предприятия и решать оперативные задачи. Кроме того, в
научных кругах до сих пор возникают новые дискуссии относительно вопроса
определения сущности и содержания бюджетирования и его места в системе
управления предприятиями.
В
связи с существенными изменениями в системе образования и наделением вузов
существенной самостоятельностью в области внутривузовского менеджмента возникает
необходимость выработки и построения нового методического подхода к системе
бюджетирования, позволяющего осуществлять деятельность бюджетных учреждений в
изменяющихся условиях.
Для
использования предоставленных возможностей с наибольшей результативностью в
вузах разрабатываются системы бюджетирования, в результате внедрения которых
появляется возможность в эффективности использования имеющихся в распоряжении
университета ресурсов.
Бюджет
позволяет планировать и распределять обязанности между руководителями
структурных подразделений, что в свою очередь приводит к точным целям стратегии
развития.
В
связи с этим, одной из самых сложных проблем является разработка методического
подхода текущего финансового планирования, направленного на достижение и
реализацию финансовых целей в период влияние пандемии на деятельность
образовательных организаций. Она была решена в проведенном исследовании
посредством предложения методического подхода на примере бюджетирования
расходов организации.
В
период дистанционного обучения снизились косвенные затраты на содержание
материальной базы вуза. Однако эта экономия не может компенсировать
дополнительные расходы на техническую поддержку дистанционного обучения,
увеличение емкости серверов и оплату сверхурочной работы учителями в
электронной среде информации и обучения.
Исследование
показало, что вуз заплатил значительную сумму за переход и поддержание
дистанционного обучения, что позволило сохранить синхронную работу ППС со
студентами и значительно увеличить время, затрачиваемое на педагогическую и
методическую работу. До распространения COVID-19 уровень цифровизации был
низким, поскольку информационно-компьютерные технологии не были так широко
внедрены в повседневную работу вуза, что ограничивало возможности работы в удаленной
среде.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Особенности развития системы финансирования высшего образования в России
1.1.
Состояние и тенденции развития высшего образования в России В
современном мире экономическое благосостояние страны и ее граждан тесно связано
с образованием. Это подтверждается тем, что между величиной валового
внутреннего продукта (ВВП) на одного жителя и долей населения со средним
профессиональным и высшим образованием, что соответствует третичному
образованию по Международной стандартной классификации образования (МСКО 11),
имеется статистически значимая положительная связь. Население Российской
Федерации – одно из наиболее образованных в мире, уступая Ирландии и Канаде
(рисунок 1.1). Рисунок 1.1 — Структура
населения в возрасте 25–64 лет по образованию в странах ОЭСР и странах-партнерах,
2020 г[1] Если
рассматривать структуру образования, то более 40% россиян (44%) закончили СПО,
свыше 50% (55%) – высшее образование, окончили аспирантуру или докторантуру –
1%. При этом, как отмечается в упомянутом докладе, средние показатели по
странам ОЭСР составляют соответственно 17%, 81% и 3%.
Интересная
особенность была отмечена в нашей стране: в среднем, молодежь в нашей стране
получают образование раньше, чем сверстники за рубежом. При этом, «…если охват
образованием населения младшей возрастной группы в России значительно превышает
показатели развитых стран, то начиная с 23–24 лет мы уже отстаем от средних значений…, а в
возрасте 27-28 лет доля студентов в общей численности российского населения
опускается на уровень экономически менее развитых, чем Россия, стран»[2]. Отсюда, как делают вывод
авторы, возникают проблемы при трудоустройстве выпускников.
Еще
одно существенное отличие участия российских молодых людей в третичном
образовании от сложившихся в мире моделей заключается в том, что значительная –
большая, чем в других странах, – их часть учится по программам СПО, готовящим
специалистов среднего звена (эквивалент «коротких программ» третичного
образования МСКО). [1] Информационно-аналитические
материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности
образовательных организаций высшего образования:
http://indicators.miccеdu.ru/monitoring/2017/indеx.php?m=vpo (дата обращения
22.10.2021). Информационно-аналитические материалы по результатам проведения
мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего
образования: http://indicators.miccеdu.ru/monitoring/2017/indеx.php?m=vpo (дата
обращения 22.10.2021). [2] Информационно-аналитические
материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности
образовательных организаций высшего образования:
http://indicators.miccеdu.ru/monitoring/2017/indеx.php?m=vpo (дата обращения
22.10.2021).