Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика дошкольного образования

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие сенсорики у детей раннего возраста на занятиях в творческом объединении «Ох Уж Этот Пластилин» добавляю к теме, работа с пластилином по программе Давыдовой «пластилинография»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ.. 7

I.1. Психолого-педагогические аспекты
сенсорного развития детей раннего возраста  7

I.2. Пластилинография как средство развития
сенсорики у детей раннего возраста  13

Выводы по I главе. 20

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ.. 22

II.1 Выявление уровня сенсорного воспитания
детей раннего возраста. 22

II.2. Содержание и организация работы
по сенсорному развитию детей раннего возраста посредствам пластилинографии. 25

2.3. Анализ результатов исследования. 34

Выводы по II главе. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 39

ПРИЛОЖЕНИЕ. 44

  

Введение:

 

Сенсорное воспитание заключается в развитии
восприятия ребенком и формирование его знаний о внешних свойствах предметов: их
цвете, форме, величине, положении в пространстве, вкусе, запахе и так далее. Познавательная
деятельность начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Согласно
ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает «развитие интересов детей, формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах
и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме,
темпе, количестве, пространстве и времени и др.)».[1] Сенсорное развитие является
основой для познавательного. Принято считать, что истоки сенсорных способностей
заключаются в общем уровне сенсорного развития, которое достигается в младшем дошкольном
возрасте.

Наиболее усиленным в психическом и физическом
развитии детей является период первых 3 лет. На данном этапе жизни при соблюдении
соответствующих условий, у малыша обогащается сенсорный опыт посредством осязания,
мышечного чувства, зрения. В этом возрасте ребенок начинает различать величину,
форму и цвет предмета. Система обучения необходима уже в раннем возрасте. «Обучение
— целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями,
умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей,
приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся
мотивации получения образования в течение всей жизни».

Следовательно, приоритетным направлением сенсорного
обучения должно являться вооружение ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура
ребенка – итог усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Развитая сенсорика – «фундамент» для развития
практической деятельности современного человека. Психолого-педагогическая работа
по сенсорному развитию в раннем дошкольном возрасте определяется как обогащение
непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно
включая все виды восприятия, а также помощь в обследовании предметов, выделяя их
цвет, величину, форму.

В последнее время все больше акцентируется
внимание непосредственно на зарубежных авторов. Но огромное число выдающихся отечественных
учёных также занимались исследованиями в сфере сенсорного развития детей.

Наиболее значительный вклад в развитие исследований
в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец,
А.Г. Рузская, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Потребность в осуществлении
исследований сенсорного развития детей раннего возраста продолжает существовать
по сей день.

Тема нашего исследования не нова для дошкольной
педагогики, однако она крайне актуальна в связи с тем, что в основном воспитание
и обучение детей в условиях детского сада происходит в форме и с помощью пластилинографии.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов: внимания,
памяти, мышления, восприятия пространственной ориентации, сенсомоторной координации.
Все это, обуславливает особое значение платилинографии для развития сенсорики у
детей раннего возраста.

Однако несмотря на то, что занятия пластилинографией
обладают большими возможностями в развитии сенсорики у детей, в практике работы
с детьми эта разновидность изобразительной деятельности еще недостаточно освоена,
не подкреплена методическими разработками. Также, не в полной мере разработано содержание
данного вида изобразительной деятельности, учитывающее задачи развития сенсорики
у детей раннего возраста.

Из этого можно выделить противоречие между
необходимостью сенсорного развития детей раннего возраста и отсутствием соответствующей
организации пластилинографии для решения данной задачи.

Указанное противоречие позволяет выделить проблему
исследования: каковы особенности организации занятий по пластинографии по сенсорному
развитию у детей раннего возраста?

На основании противоречия и проблемы была сформулирована
тема исследования: «Развитие сенсорики у детей раннего возраста на занятиях в творческом
объединении «Ох Уж Этот Пластилин»».

Объект исследования:
процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

Предмет исследования:
педагогические условия использования пластилинографии в сенсорном развитии детей
раннего возраста.

Цель исследования: изучить
особенности влияния занятий по пластилиграфии на сенсорное развитие детей раннего
возраста.

Гипотеза: мы
предположили, что сенсорное развитие детей раннего возраста посредством занятий
по пластилиногоафии будет более эффективным при реализации следующих психолого-педагогических
условий:

1) подобран и внедрен в образовательный процесс
комплекс занятий по пластилинографии, направленных на сенсорное развитие (форма,
цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус);

2) создана предметно-пространственная развивающая
среда сенсорного развития.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой
исследования определены следующие задачи:

1. Анализировать психолого-педагогическую и
методическую литературы по проблеме исследования.

2. Рассмотреть педагогические условия использования
занятий по пластилинографии в сенсорном развитии детей раннего возраста.

3. Выявить уровень сенсорного развития у детей
раннего возраста.

4. Разработать комплекс занятий по пластилинографии,
направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста.

При проведении исследовательской работы были
использованы методы:

— анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования;

— констатирующий, формирующий и контрольный
эксперимент.

Теоретическую основу исследования составляют
труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме сенсорного развития (Л.А. Венгер,
А.В. Запорожец, М. Монтессори, Т.В. Николаева, Н.П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Н.Н.
Поддъяков, Е.А. Стреблева, Е.И. Тихеева, Г.А. Урунтаева, А.В. Усова и др.); исследования
влияния эффективной работы с пластилином на сенсорику у детей раннего возраста (Т.С.
Комарова, Н.П. Сакулина).

Теоретическая значимость исследования состоит
в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях развития
сенсорики у детей раннего возраста; разработка и обоснование содержания работы с
использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии составит
основу для более широких научных представлений о методах и средствах развития сенсорики
у детей раннего возраста.

Практическая значимость исследования:
состоит в возможности использования предложенного содержания непрерывной образовательной
деятельности (изобразительная деятельность – лепка) с использованием нетрадиционной
техники работы с пластилином – пластилинографии, способствующего развитию сенсорики
у детей раннего возраста, в работе педагогов-психологов и воспитателей дошкольных
образовательных организаций.

Структура работы: работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной литературы. [1] Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН № 1155 от
17.10.2013). – Режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сенсорное развитие – это целенаправленное развитие
ощущений и восприятий. Задачи сенсорного развития детей раннего возраста: формирование
у детей системы перцептивных (обследовательских) действий; формирование у детей
системы сенсорных эталонов; формирование у детей умения самостоятельно применять
систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной
деятельности.

Основная задача сенсорного развития, таким
образом, заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать
и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов
рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе, художественного
и музыкального творчества и т.д.

Сенсорное развитие ребенка является залогом
его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей.
Поэтому сенсорное развитие должно планомерно и систематически включаться во все
моменты жизни ребёнка.

Одним из средств развития сенсорики у детей
раннего возраста является пластилинография. «Пластилинография» от «графия» — создавать,
изображать, «пластилин» — материал, при помощи которого осуществляется исполнение
замысла. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной
картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются
более или менее выпуклые, объемные или полуобъёмные на горизонтальной поверхности.
«Пластилинография» подразумевает рисование таким материалом как пластилин, он мягок,
пластичен, имеет обширную палитру цветов, которые, как и краски можно смешивать,
накладывать, друг, на друга меняя оттенки цвета. Пластилин можно прилеплять, раскатывать,
отщипывать, оттягивать, все эти приёмы мы используем в лепке и эти же приёмы необходимы
при работе в технике пластилинография. Основным инструментом в пластилинографии
является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения
собственными руками.

Сенсорное развитие ребенка на занятиях по пластилинографии
происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения
выражать свои мысли в слове. Чтобы решить задачу занятий по пластилинографии, требуется
сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать
выводы. Ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только
при определенной системе проведения занятий по пластилинографии можно добиться сенсорного
развития. На специальных занятиях по пластилинографии дети накапливают сенсорные
впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на
практике.

В практической части работы применялся диагностический
материал, с помощью которого было выявлено, что у детей недостаточно сенсорное развитие,
что и спроектировало использование планомерное, систематическое сенсорное воспитание.

Также были разработан комплекс занятия по пластилинографии
по сенсорному развитию, разработана НОД, направленная на сенсорное развитие детей
раннего возраста в процессе знакомства с предметами из разных материалов.

Реализованная нами система по формированию
у детей раннего возраста сенсорных представлений дала положительный результат. Занятия,
которые мы проводили в процессе экспериментального исследования, помогли существенно
повысить сенсорный уровень развития детей.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ I.1. Психолого-педагогические
аспекты сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие, направленное на формирование
полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира,
первой ступенью которого является чувственный опыт. Чувственное и рациональное представляют
собой разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, разные
формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в органической взаимосвязи.
Поэтому развитие сенсорных процессов, по мнению Ю.М. Хохрякова, имеет самоценное
значение и вместе с тем оказывает влияние на становление всех психических функций
и освоение различных видов деятельности. Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. [1]

В широком смысле слова, развитие сенсорных
процессов представляет собой целенаправленный педагогический процесс, способствующий
развитию восприятия ребенка и формированию у него представлений о важнейших свойствах
предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и
вкусе.[2]

В контексте культурологического подхода, активно
разрабатываемого в отечественной науке, целью и результатом сенсорного развития
является овладение ребенком сенсорной культурой. [1] Хохряков Ю.М. Технология
сенсорного воспитания детей раннего возраста: моногр. – Перм. гос. пед. ун-т. –
Пермь, 2010. С. 26 [2] Коцкая Е.А. Формирование сенсорных
способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические
игры / Е.А. Коцкая, О.А. Объедкова, Т.В. Монакова // Дошкольное образование:
опыт, проблемы, перспективы развития: материалы X Междунар. науч.–практ. конф.–
Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 104-106.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы