Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие самостоятельности и личной ответственности младших школьников за свои поступки.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ.. 8
1.1. Сущность понятий
«самостоятельность и личная ответственность» в психолого-педагогической
литературе. 8
1.2. Специфика развития
самостоятельности и личной ответственности младших школьников за свои поступки. 17
1.3. Формы и методы развития
самостоятельности и личной ответственности младших школьников. 26
Выводы к первой главе. 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И
ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ.. 37
2.1. Анализ исходного уровня развития самостоятельности и личной
ответственности учащихся начальных классов. 37
2.2. Разработка и апробация
экспериментальной программы по развитию самостоятельности и личной
ответственности младших школьников за свои поступки 47
2.3. Анализ результатов исследования. 55
Выводы по второй главе. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 62
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 68
Введение:
Актуальность
исследования определяется, прежде всего, интересом
педагогов, психологов и философов к проблеме личной идентификации. Умы
современной педагогики озабочены ситуацией становления личности ребенка в
процессе перехода в младший школьный возраст. Наибольшую актуальность сейчас
приобретают понятия «самостоятельность», «осознанность», «ответственность»,
«самовыражение», которые необходимы ребенку для гармоничного развития и
сосуществования в школьной среде.
Актуальность данного
исследования также подчеркивается в документах Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), где
приводится характеристика личностных результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования. Результаты должны
отражать: «…развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе…».
Идеологии современности
диктуют обществу иные ценности, отличные от прежних, духовно-направленных.
Современное общество становится максимально информационным, источниками
получения новых знания становятся СМИ и интернет, которые публикуют и вещают
деструктивную для культурной личности информацию, пропагандируют безнаказанную
безответственность, инфантилизм. В наше время взрослые, интеллектуально
развитые люди подвержены этому влиянию и деградации. Естественными качествами
личности стали эгоизм, равнодушие, несознательность в вопросах личностных и
социальных. В сложившийся ситуации социальной сферы жизни общества вопрос самостоятельности
и личной ответственности детей за свои поступки становится наиболее актуальным.
Степень
изученности. Специфика педагогической деятельности
сегодня заключается в том, что она помещает в центр внимания личность,
находящуюся в процессе формирования, становления. Младший школьник, начиная
новую ведущую деятельность – учебную, сталкивается со сменой «воспитателя».
Теперь учебная деятельность и учитель влияют на важнейшие изменения, происходящие
в развитии психики и воспитании ребенка. Учитель становится ориентиром и
проводником в огромном «мире выбора». Ответственность за начальное становление
личности, правильное и культурное воспитание души ложится на педагога. В этих
обстоятельствах школа в целом часто становится равнодушной и выполняет лишь
«методические задачи». Задачи воспитания и развития самостоятельности и
ответственности остаются не выполненными, а потребности души не реализованными.
Самостоятельность
и личная ответственность – характеристики, основанные на понятиях морали и
нравственности. Проблема становления и развития этих основ всегда была,
остается, и будет оставаться актуальной.
Многие философы,
психологи и педагоги занимались проблемой воспитания личности ребенка, становления
его характера, развития эмоционально-волевой сферы, нравственного воспитания,
вот лишь небольшой перечень исследователей, которые рассматривали данный
вопрос: А.М. Архангельский, Л.И. Божович, Н.М. Болдырев, Н.К. Крупская, Е.Н.
Лагодина, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, С.Л. Рубинштейн, И.Ф.
Харламов.
Л.И. Божович рассматривала
наличие волевых качеств как работу по самосозиданию, развитие этих навыков в
связи в возникающими потребностями. Таким образом, мы можем обоснованно
полагать, что развитие волевых качеств – результат практической деятельности по
формированию этих качеств. Психологи полагают, что если развивать и тренировать
эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия
и совершенства в управлении самим собой.
Экспериментальные
исследования К.А. Климовой, Л.С. Славиной и других авторов свидетельствуют, что
ответственное отношение к порученным обязанностям и их исполнение формируются у
детей в дошкольном возрасте. К пяти годам ребёнок усваивает и соблюдает правила
коллективной жизни, несмотря на то что эти правила пока недостаточно им
осознаны.
Вопросами формирования
представлений, суждений об ответственности у детей также занимался французский
психолог, логик, философ Ж. Пиаже. Он рассматривал ответственность в рамках
морального развития личности ребенка. По мнению автора, «всякая мораль есть
система правил и сущность её – добиваться уважения, почитания этих правил», из
чего мы можем сделать вывод о существующих образцах социального поведения, которыми
ребенок овладевает в процессе игровой деятельности, а также посредством
подражания значимым взрослым.
Самостоятельность
учащихся определяется как одно из важнейших личностных качеств. Ее значение для
развития ребенка отмечали H.К. Крупская, А.С. Макаренко. С.Л. Рубинштейн
указывал, что самостоятельность – это общественное проявление личности,
характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу.
Формированию
самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения младших
школьников в начальной школе уделяли внимание Л.П. Аристова, Е.Я. Голант, Ю.Н.
Дмитриева, Б.П.Есипов, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, В.И. Селиванов.
Одной из главных компетенций
младшего школьника является самостоятельность, которая базируется на
рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается
на общеучебные умения и навыки. Современные программы начальной школы содержат
требование воспитывать самостоятельность и формировать умение учиться.
Таким образом, важность
проблемы развития самостоятельности и личной ответственности младших школьников
за свои поступки, наличие противоречий в данном процессе (между необходимостью
развития данных качеств и практической ограниченностью этого процесса в учебном
процессе) обусловили выбор темы
выпускной квалификационной работы – «Развитие самостоятельности и личной
ответственности младших школьников за свои поступки».
Объект
исследования – воспитание учащихся в начальной школе
Предмет
исследования – процесс развития самостоятельности и
личной ответственности младших школьников за свои поступки
Цель
исследовании – теоретически обосновать и экспериментально проверить
эффективность разработанной программы по развитию самостоятельности и личной
ответственности младших школьников за свои поступки
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия «самостоятельность» и
«личная ответственность» в психолого-педагогической литературе.
2.
Раскрыть специфику развития самостоятельности и личной ответственности младших
школьников.
3.
Определить формы и методы развития самостоятельности и личной ответственности.
4.
Проанализировать исходный уровень развития самостоятельности и личной
ответственности учащихся начальных классов.
5.
Разработать и апробировать экспериментальную программу по развитию самостоятельности
и личной ответственности младших школьников за свои поступки, интерпретировать
результаты. Методы
исследования. Для решения поставленных задач
использовались следующие методы: теоретические — анализ
психолого-педагогической литературы и методический пособий по теме
исследования, анализ, синтез, сравнения, классификация данных, сравнение,
обобщение; эмпирические – беседа, тестирование, наблюдение, игры.
Теоретическая значимость
исследовании заключается в проведении глубокого анализа
ключевых понятий исследования; в выделении отличительной специфики развития
самостоятельности и личной ответственности у младших школьников; в формулировке
форм и методов работы по развитию исследуемых качеств; характеристике
актуального состояния развития самостоятельности и личной ответственности у
школьников МБОУ «ЯС(К)Ш» г. Ялты; разработке, научном обосновании
функционально-процессуальной программы развития исследуемых качеств.
Практическая значимость
исследования заключается в экспериментальной проверке
разработанной функционально-процессуальной программы развития самостоятельности
и личной ответственности младших школьников на примере учеников 3 класса школы МБОУ
«ЯСШ 12» г. Ялты , которая позволила диагностировать актуальное состояние
развития ключевых понятий, внедрить дополнительные дидактические материалы и
методики, продуктивно влияющие на развитие исследуемых качеств.
Структура
и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
выводов к каждой главе, заключения, списка использованной литературы и
приложения.
Экспериментальная база
исследования – МБОУ «ЯСШ 12» г. Ялты
Заключение:
В
нашей работе ставились и были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены понятия «самостоятельность» и
«личная ответственность» в психолого-педагогической литературе.
Самостоятельность
– это волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать,
регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного
руководства и практической помощи извне.
В
личной ответственности всегда присутствует ориентация не только на свои
собственные интересы, но и на интересы других людей. С этих позиций
ответственность раскрывается как искреннее и добровольное признание
необходимости заботиться о себе и о других.
2.
Раскрыта специфику развития самостоятельности и личной ответственности младших
школьников.
Младший
школьный возраста знаменуется переходом от ведущей игровой деятельности – к
учебной, что стимулирует активное развитие психических процессов.
Самостоятельность и ответственность, как волевые качества, основы
духовно-нравственного развития, требуют особого внимания к своему развитию, что
объясняется сенситивностью и поддатливостью психики к их формированию. Работу
по развитию этих качеств должна строиться с учетом индивидуальных, возрастных,
психо-физических и эмоциональных особенностей детей. Выбор форм и методов этого
развития должен соответствовать потребностям и возможностям младших школьников.
3.
Определены формы и методы развития самостоятельности и личной ответственности.
Развития
самостоятельности и личной ответственности младших школьников, безусловно,
может быть интегрировано во все виды урочной и внеурочной деятельности. Будь-то
проектная деятельность, учебный процесс (урок), творческие мероприятия,
спортивные игры; игры подвижные и дидактические.
4.
Проанализирован исходный уровень развития самостоятельности и личной
ответственности учащихся начальных классов.
Первичная
диагностика выявила имеющийся уровень развития этих качеств, который примерно
соответствовал: 45% — высокий, 30% — средний, 25% низкий уровень развития.
Объективной нам виделась необходимая работа по повышению этого уровня, этим
была обусловлена разработка и апробация экспериментальной программы.
5.
Разработана и апробирована экспериментальная программа по развитию
самостоятельности и личной ответственности младших школьников за свои поступки,
интерпретированы результаты.
Экспериментальная
программа включает в себя проект «Открытие гипермаркета игрушек», а также
комплекс развивающих игр. Разработанная программа была апробирована в рамках
внеурочной деятельности, в сотрудничестве с классным руководителем. В процессе
реализации проекта, и участия в играх, школьники были активны, вовлечены,
инициативны. В каждой предложенной деятельности они проявляли свои способности,
развивали самостоятельность и больше осознавали понятие ответственности.
Результатом апробации программы стал выпущенный проект и повторная диагностика
для интерпретации результатов. Повторная диагностика включала две методики, в
рамках которых мы объективно увидели повышение уровня развития самостоятельности
и личной ответственности младших школьников за свои поступки.
Таким
образом цель исследования достигнута – теоретически обоснована и
экспериментально проверена эффективность разработанной программы по развитию
самостоятельности и личной ответственности младших школьников за свои поступки.
Программа рекомендована для использования педагогами в начальной школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ЗА СВОИ ПОСТУПКИ
1.1. Сущность понятий «самостоятельность
и личная ответственность» в психолого-педагогической литературе Современная
педагогическая система становится всё более гуманно направленной, что позволяет
реализовывать сам образовательный процесс более мягкими, личностно
направленными способами. Личность ребенка, уважение и принятие её свобод,
является ведущей основой гуманных педагогов, что позволяет сделать приоритетной
задачей не формирование конкретных ЗУНов, а воспитание и развитие личности
нравственной и самостоятельной.
Чтобы глубже понять смысл
важных для нас терминов, обратимся к различным педагогическим и психологическим
словарям, рассмотрим оба понятия по отдельности и вместе.
В педагогическом словаре
можно встретить следующее определение: «Самостоятельность – это волевое
свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и
активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и
практической помощи извне» [42].
Психологический словарь
определяет самостоятельность как: «обобщенное свойство личности, проявляющееся
в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной
ответственности за свою деятельность и поведение» [44].
В словаре русского языка
С.И. Ожегова слово «самостоятельный» определено как «существующий отдельно от
других, то есть независимый; как обладающий инициативой, способный к
решительным действиям человек; как совершаемое собственными силами, без
посторонних влияний, без чужой помощи действие» [64].
Такое же значение имеют
определения в словарях Т.Ф. Ефремова, Д.Н. Ушакова. Л.В. Жарова определила
феномен самостоятельности как «независимость, способность и стремление человека
совершать действия или поступки без помощи других» [11].
Стать самостоятельным –
объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Она связана с
общим свойством генотипа, которое дает возможность человеку совершать действия
не только элементарного, но и высшего уровня. Однако стремление действовать
самостоятельно не исключает возможность или даже желательность посторонней
помощи. Видимо, точнее будет определить самостоятельность не только как свободу
от внешних влияний и принуждений, но и как «способность противостоять, не
поддаваться внешним влияниям, перерабатывать их в своем сознании» [9].
Педагогический
энциклопедический словарь раскрывает самостоятельность как «одно из ведущих
качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели,
добиваться их достижения собственными силами» [39]. К тому же самостоятельность
«означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность
действовать сознательно и инициативно в любых условиях, принимать
нетрадиционные решения» [38]. Е.В. Оспенникова
рассматривает самостоятельность как интегральное качество личности, которое «отражает
единство когнитивных и волевых структур психики и проявляется в сознательной
саморегуляции явлений психической активности как деятельного отношения субъекта
к окружающему миру» [51].
Тот же смысл имеет
высказывание Г.К. Селевко – он подчеркивает, что «в самом общем виде
самостоятельность – это интегративное качество личности, характеризующее
уровень умений регулировать свои отношения с окружающими и самим собой» [58].
Исследователи
педагогической деятельности считают самостоятельность одной из главных качеств
личности, проявляющееся в умении ставить перед собой четкую цель и реализовать
ее в жизнь, опираясь при этом на собственные силы, действуя осознанно и активно
не только в знакомой обстановке, но и в новых, изменяющихся ситуациях,
требующих нестандартных решений [13].
Проблема
самостоятельности была озвучена Я. А. Коменским. Он указывал, на тот факт, что
ребенок может выучить наизусть то, что хорошо понимает самостоятельно [32].
По А. Дистервегу,
самостоятельность является основным принципом воспитания. В своих трудах он
говорил о том, что ценность есть только у умений и навыков, приобретенных
самостоятельно. По его мнению, ученики с помощью учителя должны ясно осознать,
какую пользу приносит учение в повседневной жизни [21].
Важную роль
самостоятельной работе отводили Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Если
наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны
приобретать образование самостоятельными занятиями» [23].
К.Д. Ушинский внес
существенный вклад в дальнейшее развитие вопросов развития самостоятельности у
детей. К.Д. Ушинский основным дидактическим принципом и главным условием,
необходимым для формирования личности считал развитие «самодеятельности»
ребенка. В отечественной педагогике ХХ века проблема развития самостоятельности
учащихся являлась одной из важнейших. Анализируя психолого-педагогическую
литературу данного периода, можно отметить постоянный интерес к данному
вопросу, сопровождающий каждый этап реформирования и развития школьной системы
[66]. Так в научной литературе XX века 20-30-х годов, происходит смещение точки
исследования с вопросов дидактики в сторону проблемы самостоятельности как
идеологически необходимого качества личности [19].
В опыте А.С. Макаренко, в
советской школе также были попытки воплотить в жизнь задачи развития умений и
навыков самостоятельной работы учащихся. В это же время, значительное внимание
уделялось формированию самостоятельности как наиболее ценного качества личности
для общества. В этот период педагоги предпочитают развивать у школьников такие
общественно ценные умения, как соотношение индивидуального и коллективного
мнение, труд в коллективе, участие в управлении коллективными делами. Основное
средство развития самостоятельности – коллективный труд. Важнейшая заповедь
народной педагогики – с раннего возраста научить детей самостоятельности,
научить их мыслить, творчески относиться к делу, критически оценивать свои
поступки и поступки своих товарищей.
А.С. Макаренко считал:
«чтобы воспитанник вырос человеком самостоятельным, ему необходимо с раннего
детства, по мере взросления и созревания для какого-то вида деятельности
постепенно предоставлять все больше самостоятельности». Система А.С. Макаренко
предполагает постепенность и последовательность в этом деле [20].
В.А. Сластенин [55] писал
о самостоятельности: «В организации деятельности воспитанников педагог играет
ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у
детей активность, самостоятельность и инициативу». Отсюда значимость принципа
сочетания педагогического руководства с развитием инициативы и
самостоятельности воспитанников. Педагогическое руководство призвано
поддерживать плодотворные начинания детей, учить их выполнению тех или иных
видов работ, давать советы, стимулировать инициативу и творчество. От него зависят
развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей. На определенном
возрастном этапе школьник начинает проявлять себя как субъект деятельности, в
том числе по совершенствованию себя как личности.
Б. П. Есипов считал
самостоятельность целостным качеством личности, которое представляет собой
единство основ рационального, эмоционального и волевого [22].
Б. Г. Ананьев [1] и С. Л.
Рубинштейн [49] в своих трудах говорили о взаимосвязи самостоятельности и
интереса. Под интересом они подразумевали компонент самостоятельной
деятельности, имеющий в своей основе активное начало, которое преобразуется в
качество личности и оказывает влияние на развитие ее творческих возможностей.
Я.А. Пономарев говорит о
том, что в основе самостоятельного творческого мышления лежит личностное
отношения к деятельности, соответственно его необходимо [45].
Уникальной потребностью
личности – стремлением к самостоятельности ребенок обладает с раннего возраста.
С началом активной манипулятивной деятельности ребенок бессознательно хочет все
делать сам, попробовать всё самостоятельно. В период раннего развития (от 0 до
3 лет) очень важно дать ребенку эту возможность, чтобы дальнейший кризис трех
лет, кризис «самости», проходил легко и безболезненно для него самого.