Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие саморегуляции в профессиональной деятельности психолога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА 6
1.1. Понятие о саморегуляции, ее стилевые особенности и функциональная структура 6
1.2. Сущность и особенности профессиональной деятельности психолога 13
1.3. Особенности развития саморегуляции в профессиональной деятельности психолога 22
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА 29
2.1. Организации и методы исследования 29
2.2. Результаты исследования развития саморегуляции в профессиональной деятельности психолога 33
2.3. Программа развития саморегуляции в профессиональной деятельности психолога 44
Вывод по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Введение:
Актуальность исследования обусловлена, что одной из главных задач системы профессиональной подготовки практических психологов должно быть содействие их личностному развитию, культивирование потребности в постоянном самосовершенствовании, которое невозможно без самопознания. Благодаря активности самопознания личность перестает быть продуктом внешних обстоятельств, приобретает способность к самосозиданию, самоактуализации. В то же время профессиональное сознание психолога практика выступает как открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с другими, система интерсубъектного по своей природе. Это требует от специалиста специальных умений сохранения собственного психического гомеостаза, выдержки и терпения, поэтому будущие практические психологи должны владеть хотя бы простейшими методами и приемами саморегуляции, отбор и использование которых должно базироваться тоже на знаниях о своих личностные характеристики.
Как свидетельствуют современные психолого-педагогические исследования, одним из важнейших психологических факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности, является способность к саморегуляции. Саморегуляция осуществляется как единый процесс, обеспечивая мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой в соответствии с определенной целью и задачами профессиональной деятельности психолога.
Проблеме саморегуляции личности посвящены труды таких ученых, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Н.Д. Завалов, Д.М. Завалишина, Т.В. Кириченко, О.А. Конопкин, А. Н. Леонтьев,
Б.Ф. Ломов, С.Д. Максименко, А.К. Осницкий, С.Л. Рубинштейн, Я. Чебыкин и др.
Отдельные проблемы развития саморегуляции раскрываются в работах Ю.М. Жуковой, А.Н. Леонтьева, А.П. Санникова и других. Л.В. Долинская,
В. А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, Т.В. Кириченко, А. Н. Леонтьев и др. рассматривали проблемы коммуникативной саморегуляции.
Однако, несмотря на разноплановость психолого-педагогических исследований, проблема развития саморегуляции профессиональной деятельности у психологов недостаточно изучена и не обоснованы факторы, которые влияют на этот процесс, в условиях профессиональной деятельности.
Цель исследования: исследовать факторы развития саморегуляции в профессиональной деятельности психологов.
Объект исследования — саморегуляция личности в профессиональной деятельности.
Предмет исследования — психологические факторы и средства развития саморегуляции профессиональной деятельности у психологов.
Гипотеза исследования: целенаправленное развитие личностной саморегуляции психологов будет способствовать повышению уровня психологической готовности к профессиональной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие о саморегуляции, ее стилевые особенности и функциональная структура.
2. Изучить сущность и особенности профессиональной деятельности психолога.
3. Раскрыть особенности развития саморегуляции в профессиональной деятельности психолога.
4. Исследовать на эмпирическом уровне особенности развития саморегуляции в профессиональной деятельности психолога.
5. Разработать программу развития саморегуляции в профессиональной деятельности психолога.
Методы исследования включает теоретические (обобщение, сравнение); эмпирические методы (включенное наблюдение, ранжирование, опрос, тестирование,); методы количественной обработки данных.
Методики исследования:
1. Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции».
2. Методика выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) В.К. Васильева, Г.С. Никифорова, С.В. Фирсовой.
3. Методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко направлена на изучение особенностей управления собой при установлении эмоциональных контактов.
4. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССПМ.
5. Анкетирование.
Научная новизна исследования заключается:
— уточнена и конкретизирована сущность и структура саморегуляции в профессиональной деятельности психолога;
–определении и обосновании системы методических рекомендаций, позволяющих оптимизировать процесс развитие саморегуляции в профессиональной деятельности психолога.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы развития саморегуляции профессиональной деятельности, которая может быть включена в процессе осуществления учебной практики будущими психологами, использована психологами учебных заведений и психологами, работающими учреждениях.
Выпускная квалификационная состоит из введения, глав: теоретической эмпирической; выводов, списка литературы.
Заключение:
Интерес к проблемам саморегуляции заметно повысился в настоящее время. Можно говорить о скором становлении психологии саморегуляции как области общей психологии. Предметом психологии саморегуляции являются интегративные психические процессы и явления, которые обеспечивают самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность его индивидуальности и личности.
Исследованию различных аспектов особенностей внешней и внутренней регуляции поведения человека в психологии посвящено большое количество работ. Однако проведённый анализ научных работ по данной теме показал, что изучению и диагностике такого важного актива человека, как саморегуляция психических состояний, в состав которой входят доминирующие психические состояния, уделено недостаточно внимания.
Уровень профессионализма психолога зависит от его умения управлять своим состоянием в процессе освоения огромного количества профессионально значимой информации, а также коммуникативных перегрузок из-за большого объема межличностного общения при частом возникновении конфликтных и стрессовых ситуаций. Ведущая роль в преодолении стресса и оптимизации неблагоприятных эмоциональных состояний принадлежит именно саморегуляции, в процессе которой раскрываются внутренние психофизиологические и личностные ресурсы профессионала, дающие ему относительную свободу от обстоятельств, обеспечивающие даже в самых трудных условиях возможность самоактуализации. Поэтому психическая саморегуляция становится средством управления состояниями, а владение средствами саморегуляции определяет степень профессионализма и профпригодности субъекта.
Исходя из полученных результатов, мы выявили, что у испытуемых в большей степени преобладает высокий уровень волевой саморегуляции. Также, мы определили средний уровень шкал «оценивание результатов» и «самостоятельность», которые преобладают среди других стилей саморегуляции. Но также у 50% психологов наблюдается средний и низкий уровень развития саморегуляции. У данных психологов рефлексивность невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
На основе полученных данных была разработана программа развития профессиональной саморегуляции в процессе повышения квалификации практических психологов. Реализация программы в системе последипломного образования обеспечивалась: 1) внедрением в образовательный процесс спецкурса «Развитие профессиональной саморегуляции у психологов» и тренинговой работы по данной проблеме; 2) созданием рефлексивной среды посредством внедрения форм и методов организации взаимодействия практических психологов на курсах повышения квалификации с использованием методов активного обучения: проектирование, моделирования, анализа проблемных профессиональных ситуаций, психобиографии, рефлепрактикума; 3) организацией психологического сопровождения профессионального и личностного саморазвития практических психологов в межкурсовой период благодаря консультированию по вопросам проектирование собственного профессионального будущего, помощи в самообразовании.
Данное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития профессиональной саморегуляции практических психологов. Дальнейшего теоретического и эмпирического обработки требуют вопросы поиска новых подходов и методов психологической диагностики саморегуляции, исследования условий эффективной психопрофилактики негативных личностных и профессиональных новообразований, возникающих во время длительного выполнения профессиональных функций.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
1.1. Понятие о саморегуляции, ее стилевые особенности и функциональная структура
Овладение профессией психолога связано не только с развитием личности психолога, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять свою работу, но и со способностью бороться с негативными последствиями профессиональной деятельности, такими как нарушение самочувствия, усталость, раздражительность, что проявляется во взаимоотношениях с окружающими.
Важным аспектом в профессиональной деятельности психолога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает, когда психолог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него ситуацией, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько вариантов. Саморегуляция необходима в том случае, когда психолог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным, возможно необдуманным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны окружающих (Капитоненко, 2007).
Саморегуляция – это управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.
Регуляция означает управление своими мыслями и внутренними переживаниями, а также поведением. Это целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей активностью.
Саморегуляция как целостная система имеет свою функциональную структуру, в ней выделяются основные компоненты, реализующие такие функции как:
1. Планирование цели.
На основе этого компонента формируется весь процесс саморегуляции. Данный компонент выполняет системообразующую функцию и обеспечивает направленность деятельности и поведения человека.
2. Модель значимых условий.
Этот компонент отражает информацию о внутренних и внешних условиях для успешного достижения цели. В процессе этот компонент выполняет функцию источника информации, помогает ее уточнять, пополнять новыми данными.
3. Программа исполнительских действий.
Данный компонент выполняет функцию построения конкретного алгоритма действий, определяет пути достижения цели. Здесь представлена информация о способах действий и их последовательности.
4. Оценивание и коррекция результатов.
Этот компонент выполняет функцию оценки промежуточных и конечных результатов, а также включает субъектные критерии соответствия достигаемых результатов поставленной цели.
Все компоненты саморегуляции работают как единый неразрывный процесс, обеспечивая психологическую структуру построения выполняемой деятельности или осуществления поведения (Абульханова-Славская, 1982).
Саморегуляция (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) – в общем случае это воздействие на систему, осуществляемое с целью выдерживания требуемых показателей ее работы, но реализуемое посредством внутренних изменений, порождаемых самой системой в соответствии с законами ее организации (Захватова, 2012). Значительный вклад в решение проблем саморегуляции сделали ученые, которые исследовали проявление этого феномена в различных видах деятельности. Так, в частности, Б.Ф. Ломов отмечал, что, «изучая деятельность, психология раскрывает механизмы психической регуляции этой деятельности, то есть те процессы, которые обеспечивают адекватность деятельности ее предмета, средствам и условиям» (Ломова, 2006, с. 141).
Проблема саморегуляции была одной из центральных в изучении поведения и деятельности человека. Феноменом саморегуляции занимались П. К. Анохин, И. М. Сеченов, В. Е. Клочко. Огромна заслуга в раскрытии важнейших аспектов проблем психической саморегуляции научной школы В. М. Бехтерева и его учеников, и последователей А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева и др. В последнее время были определены разнообразные теоретические подходы в решении проблемы саморегуляции человека. Появился новый взгляд на феномен саморегуляции, который отражает комплексный подход к его пониманию (Т. В Ахутина, Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. И. Фельдштейн и др.). В работах ученых понятие «саморегуляция» отражает совокупность биологических (природных) характеристик человека как индивида и его социальных характеристик как личности (Полушкина, 2014).
Обоснованию содержания понятия, уровню сформированности и возможным причинам проявления и развития саморегуляции, а также её индивидуальных стилей посвящены работы зарубежных авторов А. Адлер, Г. Ю. Айзенк, Л. Гримак, А. Крауклис, Х. Хекхаузени др. В отечественной психологии существенное место в своих исследованиях данной проблеме уделили К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, H. A. Бернштейн, Г. И. Ефремова, O. A. Конопкин, Б. Ф. Ломов, В. И. Моросанова, И. В. Плахотникова, O. A. Прохоров и др.
Сущность саморегуляции поведения заключается в количественно-качественном ограничении личностной активности. «Важнейшими характеристиками саморегуляции является осознанность, целостность, направленность и система выборов. От уровня ее развития зависит эффективность произвольной активности в целом и характер поведения человека, в частности» (Парыгин, 1992, с. 98).