Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие ритмических навыков у детей младшего возраста с применением техники «Body percussion»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИКИ «BODY
PERCUSSION». 8
1.1. Ритмические навыки: основные понятия, характеристика, особенности
формирования. 8
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. 16
1.3. Характеристика техники «BODY PERCUSSION». 26
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА С
ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИКИ «BODY PERCUSSION». 34
2.1. Организация и методы
исследования процесса развития ритмических навыков у детей младшего возраста с
применением техники «BODY
PERCUSSION» 34
2.2. Ход и результаты
опытно-экспериментальной работы.. 42
2.3. Рекомендации по развитию
ритмических навыков у детей младшего возраста с применением техники «BODY
PERCUSSION». 62
ВЫВОДЫПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ… 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 74
Введение:
Музыка и ритмические занятия особенно привлекательны для
младших школьников. Ритм прекрасно развивает творческое воображение, осваивая
различные движения, дети совершенствуют моторику. Они развивают мышечное
чувство, улучшают пространственную ориентацию, координацию и осанку.
Музыкально-ритмическая деятельность способствует
формированию четкости и точности. Развитие музыкальных навыков происходит в
процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с
музыкой. Необходимо начинать развивать эти умения более доступным и интересным
для дошкольников способом: ритмическими упражнениями, музыкальными играми,
танцами, хороводами.
Музыкально-ритмические движения развивают образное мышление,
ведь музыка способствует созданию новых образов. В таком творческом процессе
воспитатель обсуждает с детьми эти картинки и правильно их сравнивает.
Сложные условия развития системы образования обострили проблему
выявления талантов, нераскрытых и нереализованных творческих способностей
детей. Прежняя ориентация на среднего ребенка искажала педагогическое мышление
и приводила к тому, что система образования была ориентирована на воспитание в
основном пассивных людей, не обладающих самостоятельным мышлением.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме
развития чувства ритма у детей, ведь развитие навыков, в том числе и
музыкальных, дает человеку возможность анализировать свои потребности,
интересы, склонности и находить формы выражения. индивидуальная активность.
Развитие чувства
ритма является одной из основных задач обучения и воспитания младших
школьников. Основными средствами музыкального ритма, способствующими
активизации творческого процесса, являются музыка и движение. Однако в
педагогике начальных классов отсутствуют исследования, раскрывающие специфику и
содержание творческих заданий как одного из важных средств развития творческих
музыкально-ритмических способностей младших школьников.
Концепция Б. М.
Теплова дает теоретическое обоснование сущности музыкально-ритмического чувства
в контексте музыкальности и музыкальных способностей. В работах Д. К.
Кирнарской нашли понимание различных аспектов соотношения ритма и движения,
вопросов выживания и понимания музыкального ритма. Д.К. Кирнарская подчеркивала
наличие большого количества работ, посвященных изучению чувства музыкального
ритма, но указывала, что это делало лишь небольшое количество специалистов
(Н.А. Ветлугин, Г.А. Ильина, М.А. Румер, К.В. Тарашова). вопросы онтогенеза.
Концепции музыкально-ритмического воспитания последовательно
разрабатывались зарубежными (Э. Жак-Далькроз, К. Орф, Ф. Дельсарт, Ж. Демени,
А. Дункан и др.) и отечественными (Н. Г. Александрова, Л. Н. Алексеева и др.)
педагогами.
Разработка вопросов музыкально-ритмического воспитания отечественными
педгогами: А. И. Буренина, Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, А. Н. Зимина, И.
М. Каплунова, Г. В. Курило, А. Луговская, И. А. Новоскольцев, К. В. Тарасова и
другие.
Развитие ритмических способностей находит свое естественное
место. Однако при осуществлении музыкального образования младших школьников
направление, связанное с развитием их ритмических способностей, сталкивается с
педагогами с рядом проблем: подвижность терминологии; наличие большого
количества теоретически и практически ориентированных работ.
Body Percussion (перкуссия тела) – направление, в котором
тело используется как инструмент, а не как голос. Это техника владения своим
телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Как только вы
научитесь им владеть, вы сможете освоить универсальный и понятный язык ритмов и
движений в любой точке мира.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме
формирования чувства ритма у младших школьников, собранных данных еще
недостаточно. Поэтому данная проблема интересна и актуальна.
Задача исследования: поиск теоретико-методических основ
формирования ритмических способностей младших школьников.
Тема: «РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИКИ «BODY PERCUSSION»
Ритм – важное средство музыкальной выразительности. Его
сущность и восприятие в теории музыки, музыкальной психологии и педагогике
понимается как совокупность его компонентов — темпа, метро, ритмического
рисунка и определяется эмоционально-зрительным содержанием музыкального
произведения в тесной связи с мелодией, гармонией, тембром. ВК. Белобородова,
Н.А. Ветлугин, В.В. Медушевский, Е.А. Назайкинский, А.Л. Островский, Л.А.
Мазель, В.Н.
Существует мнение некоторых музыкантов-педагогов, предложенное Л.А.
Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Однако другие психологи, а также
музыканты-педагоги доказывают, что при определенном методе работы, основанном
на движении под музыку, чувство ритма развивается успешно
Заключение:
В данной работе был рассмотрен вопрос
формирования чувства ритма у младших школьников. Исходя из этой проблемы, была
сформулирована цель исследования: изучить уровень развития чувства ритма у
младших школьников, а также разработать занятия, направленные на развитие
чувства ритма у младших школьников.
Предметом исследования стала музыкальная деятельность младших
школьников. Таким образом, предметом исследования стал процесс формирования
чувства ритма у младших школьников на уроках музыки.
В данном ВКР ставилась задача раскрыть
теоретические аспекты оритмического развития младших школьников, выяснить
психолого-педагогические особенности младших школьников, рассмотреть
особенности развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки. В
практической части работы были поставлены следующие задачи: выявить уровень
развития чувства ритма у младших школьников, разработать методику работы,
направленную на развитие чувства ритма школьников на уроках музыки, и оценить
ее эффективность.
Анализируя результаты исследования,
полученные в ходе эксперимента, можно сделать следующие выводы.
Младшие школьники, принимавшие участие в
эксперименте, характеризуются, в частности, средним уровнем развития чувства
ритма.
Трудности с развитием чувства ритма у
детей проявляются в наличии неточностей в отраженном воспроизведении различных
ритмических и интонационных структур, в ошибках в процессе передачи логического
ударения, а также в процессе самостоятельного воспроизведения фразы. которые
имеют разную интонационную окраску.
Существует связь между степенью
сформированности ритма у школьников и уровнем развития слухового самоконтроля.
Учет уровня сформированности слухового самоконтроля у школьников позволит
обеспечить использование дифференцированного подхода в процессе выбора методов
и приемов работы, направленных на развитие чувства ритма у детей.
В ходе исследования была подтверждена
эффективность разработанной нами методики, ориентированной на развитие чувства
ритма у младших школьников. Учет уровня сформированности слухового самоконтроля
существенно оптимизирует процесс воздействия, направленный на формирование
чувства ритма в целом.
Цель работы достигнута. Проблемы решены.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что работа с индивидуальным
подходом, направленная на развитие чувства ритма у младших школьников, будет
эффективной при условии учета уровня сформированности слухового самоконтроля,
что существенно оптимизирует процесс воздействия направлено на развитие чувства
ритма и окажет положительное влияние на развитие музыкального слуха.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИКИ «BODY
PERCUSSION»
1.1. Ритмические навыки: основные понятия, характеристика,
особенности формирования
«Ритм в музыке — это пульсация,
свидетельствующая о жизни…» — писал А.Г. Рубинштейн.
Ритм — один из центральных, основных
элементов музыки. Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе
район, где нет ритма. Ученые давно доказали, что еще в утробе матери ритм ее
сердца успокаивает и усыпляет малыша. Так, когда же человек начинает чувствовать
ритм? Оказалось, что до родов! На первый взгляд может показаться, что чувство
ритма никому не нужно, кроме музыкантов и танцоров. Однако это большое
заблуждение.
Ритм лежит в основе всех видов
музыкальной деятельности — исполнения, восприятия (прослушивания), сочинения.
Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью развития детской
музыки.
Способствует пробуждению стремления к
активному и радостному выполнению различных видов музыкальной деятельности:
восприятию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных
инструментах, музыкально-дидактическим играм.
Значение развития ритмического слуха в
музыкальном воспитании ребенка:
— способствует развитию музыкальных
способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
— развивает познавательные способности;
— способствует активности, дисциплине,
чувству коллективизма.
Звуко-высотные отношения звуков в музыке
неотделимы от их временной организации, а потому необходимо одновременно
развивать интонационный слух и чувство метроритма. Но учитывая особенности этих
разных аспектов музыкального слуха, существует методика развития каждой стороны
отдельно.
Ритмические упражнения следует активно
практиковать в самом начале тренировки и при переходе к новым метроритмическим
трудностям.
Существуют определенные понятия
метрического значения:
— чувство равномерности движения в разном
темпе, которое условно называют чувством метра;
— чувство размера, т.е. сочетание и
чередование ударных и безударных партий;
— осознание и воспроизведение сочетаний
звуков разной длительности, т.е. ритм, ритмический рисунок.
Для нормального существования ребенку это
просто необходимо, ведь это напрямую связано с координацией движений и умением
управлять своим телом. Хорошая координация не только гарантирует относительную
безопасность малыша, который меньше падает и легче избегает хаотично бегающих
сверстников, но и обеспечивает возможность игр на свежем воздухе, успешное
развитие крупной и мелкой моторики. Все это в свою очередь напрямую влияет на
умственные способности ребенка и формирование его личности в целом.
До недавнего времени считалось, что
чувство ритма врожденное и непоправимое, но, к счастью, это не совсем так. С
одной стороны, многие малыши чуть ли не с рождения чувствуют музыку и могут
ритмично двигаться – они сразу же начинают совершать осознанные движения. С
другой стороны, дети, лишенные этой способности, могут развивать ее в доступной
форме: ребенок даже не замечает, что вы его чему-то учите.
Важнейшей ролью учителя является
формирование чувства ритма. Развитие ритма считается одной из самых сложных
проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства
ритма состоит в том, чтобы научить детей чувствовать ритмическую
выразительность в музыке и передавать ее через движение, что требует внимания,
концентрации, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.
Проблемой музыкального ритма занимаются многие известные музыковеды.
Формирование чувства ритма у детей является одним из самых сложных. Детские
образовательные учреждения являются начальным этапом воспитания творческой
личности ребенка.
Основная цель вводных занятий по
воспитанию детей в метрическом смысле состоит в том, чтобы научить их
определять на слух метрическую пульсацию. Тогда на фоне пульсации можно будет
различить сильную дробь метро.
Усвоение этих элементов детьми связано с
процессом прослушивания музыки, так как любая работа по развитию
метроритмического чувства не может мыслиться в отрыве от мелодической линии.
Сама природа метра требует его фиксации в определенных двигательных процессах.
В сольфеджио используются ходьба, хлопки
в ладоши, дирижирование, танцы и другие движения. Дирижирование имеет свою
ценность и преимущество, когда движения рук естественны, автоматизированы и
отражают физическое чувство темпа и ритма. Организация дирижерского процесса
нужна, чтобы помочь учащемуся чувствовать метр в сольфеджио, держать темп,
исполнять ритмическое разнообразие мелодии.
Слуховое осознание ритма в основном
простое двухчастное и трехчастное, воспринимаемое непосредственно при
прослушивании музыки.
Сложные размеры 4/4, 6/8 и т.д.
реализуются только в связи с другими средствами выражения музыкального
материала, особенно — формой, гармонией, мелодическим рисунком, фактурой.
Переменные размеры легче воспринимаются в связи со словесным текстом или
со свойствами самой мелодии. Их изучение и понимание возможно только на основе
полученных знаний и на определенном уровне