Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие речи младших школьников посредством словарно-лексической работы на уроках литературного чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Пояснительная записка. 5
1.1. Теоретическое обоснование проблемы развития
речи младших школьников посредством словарно-лексической работы на уроках
литературного чтения. 5
1.2. Обоснование структуры и содержания проекта
«Сборник заданий для 3 класса по развитию речи младших школьников посредством
словарно-лексической работы на уроках литературного чтения». 13
Практическая часть. 18
2.1. Организационно-методическое обеспечение и
реализация проекта «Сборник заданий для 3 класса по развитию речи младших
школьников посредством словарно-лексической работы на уроках литературного
чтения»…………………………………………………………………………..18
2.2. Методические рекомендации по реализации
проекта «Сборник заданий для 3 класса по развитию речи младших школьников
посредством словарно-лексической работы на уроках литературного чтения». 41
ЗАКЛЮЕНИЕ. 45
ГЛОССАРИЙ.. 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Введение:
Актуальность
темы. Развитие речи учащихся начальных классов является приоритетным принципом
обучения, что предопределяет создание инновационных упражнений и заданий
которые смогут использовать педагоги в языковом образовании школьников.
Именно
словарно-лексическая работа является обязательным структурным элементом уроков
литературного чтения, обеспечивая не только понимание значений слов, уместности
их употребления, но и способствует
комплексному речевому развитию младших школьников.
Исследованием
методов развития речи младших школьников занимались Н.И. Жинкин, В.В. Кожинов. Развитию речи
школьников посвящены исследования таких
методистов, как: А.А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т.Г. Рамзаева и другие.
На
сегодня понятие развития речи характеризуется устоявшимися положениями, но в то
же время оно требует постоянного учета образовательных инноваций, в том числе и
при разработке системе заданий.
Традиционно,
в процессе анализа художественного произведения проводится работа со словами,
лексическое значение которых в определенной степени известно детям, но его
следует уточнить, чтобы прояснить содержание, раскрыть авторское отношение к
изображаемым событиям. Словарная работа в ходе анализа текста предполагает и
наблюдения за изобразительно — выразительными средствами языка произведения.
Уникальность разработанного «Сборника заданий для 3 класса по развитию речи
младших школьников посредством словарно-лексической работы на уроках
литературного чтения» заключается в том, что он может использоваться педагогами
вне зависимости от этапа урока, так же его новизна состоит в том, что он
состоит из трех взаимосвязанных этапов по усвоению новой лексики.
Объектом
данного исследования выступил «Сборник заданий для 3 класса по развитию речи
младших школьников посредством словарно-лексической работы на уроках
литературного чтения».
Предмет
исследования – процесс использования «Сборника…» на уроках литературного чтения
с целью развития речи младших школьников.
Цель
исследования – разработать «Сборник заданий для 3 класса по развитию речи
младших школьников посредством словарно-лексической работы на уроках
литературного чтения».
Задачи
исследования:
1. изучить
основные подходы к развитию речи детей младшего школьного возраста,
2. теоретичеки
обосновать структуру и содержание «Сборника…»,
3. привести
примеры заданий, способствующих развитию речи младших школьников на уроках
литературного чтения,
4. разработать
рекомендации по использованию заданий из «Сборника…» в процессе
словарно-лексической работы на уроках литературного чтения.
Основными
методами для написания данного исследования вступили: анализ научной
литературы, обобщение, систематизация.
Новизна
представленной работы состоит в том, что «Сборник….» разработан структурно из
нескольких частей, каждая часть из которой усложняется.
Практическая
значимость заключается в том, что данный «Сборник…» может быть использован
педагогами на уроках литературного чтения для проведения словарно-лексической
работы.
Исследование
представлено введением, пояснительной запиской, практической частью, заключением
и списком использованной литературы.
Заключение:
Анализ
научной литературы позволил глубокое разностороннее изучение процесса развития
речи учащихся начальных классов.
Основными
подходами развития речи определены компетентностный, личностно-ориентированный,
коммуникативно — деятельностный, системно-описательный, текстоцентричный.
Предлагаемый
комплекс состоит из подготовительных, текстовых и ситуационных упражнений с
поддержкой в виде визуальной наглядности. Визуальное сопровождение дополняет
текст, расширяет знания учащихся и побуждает к творческим поискам. Выполнение
ситуационных упражнений предусматривает определенную речевую ситуацию и
характеризуются наличием речевого стимула, вызывающего коммуникативную реакцию
ученика и влияющего на отбор соответствующей языковой единицы.
Упражнения
подготовительной группы ориентированы на усвоение элементов синтаксиса и
обоснованы учебно-познавательной и практической деятельностью, которая
предусматривает формирование умений анализировать, синтезировать, делать
выводы. Ученики усваивают нормы лексической сочетаемости, главные правила
грамматической связи слов, размещение слов в предложении в соответствии с
содержанием, учатся распространять и усложнять предложения.
Следующая
группа упражнений – текстовые, направленные на формирование коммуникативных
умений на основе работы с текстом. Упражнения ориентированы на анализ,
конструирование текстов разных типов и стилей речи, построение связных устных и
письменных высказываний с применением сюжетных иллюстраций, на основе материала
прочитанного (услышанного), на основе собственных наблюдений на др. Особое
внимание уделено структуре текста, определению главной мысли и особенностям ее
развития.
Ситуационные
упражнения являются важным фактором внутренней мотивации к овладению родным
языком. Созданы на уроке ситуации общения побуждают учащихся к построению диалогического
или монологического высказывания.
Выполнение
ситуационных упражнений предусматривает определенную речевую ситуацию и
характеризуются наличием речевого стимула, вызывающего коммуникативную реакцию
ученика и влияющего на отбор соответствующей языковой единицы. Ситуационные
упражнения являются важным фактором внутренней мотивации к овладению родным
языком. Созданные на уроке ситуации общения побуждают учащихся к построению
диалогического или монологического высказывания.
Предлагаемые
текстовые задания направлены на формирование умений и навыков работы с текстом,
получение лингвокогнитивного опыта.
Выполнение
заданий с визуальным сопровождением на уроке формирует умение логически
мыслить, последовательно излагать мысли, развивает словарный запас, побуждает к
творческим умственных и творческих усилий учащихся, предусматривает смену
впечатлений, эмоциональное воздействие текста, иллюстраций, живописи.
Таким
образом, визуальное сопровождение дополняет текст, расширяет знания учащихся и
побуждает к творческим поискам.
Фрагмент текста работы:
Пояснительная записка 1.1. Теоретическое обоснование
проблемы развития речи младших школьников посредством словарно-лексической
работы на уроках литературного чтения Язык
— инструмент и основное средство познания, форма порождения, существования и
выражения мысли, общения, а, следовательно, и активного вхождения каждого члена
общества в социум. Язык и речь, с одной стороны, историческим продуктом нации,
а с другой − неотъемлемой составляющей воспитания и развития каждой личности,
гражданина государства [Жинкин 1966, с. 5].
Существует
взаимозависимость между языком и речью: язык – это одновременно и орудие, и
продукт речи; язык и речь соотносятся как средство коммуникации и сама
коммуникация.
В
лингвистическом аспекте речь − процесс отбора и использования средств языка для
общения с другими членами данного языкового коллектива; как последовательность
знаков языка, организованная по его законам в соответствии с потребностями
высказанной информации; форма актуального существования каждого языка.
Речь
— своеобразная деятельность говорящего, процесс выражения мыслей, чувств,
желаний человека средствами речи с целью воздействия на других людей и
организации личностных и общественных отношений.
Н.И. Жинкин подчеркивал, что язык и речь являются комплементарными
структурами, это означает, что нет языка без речи, и речи без языка, как нет
левого без правого [Жинкин 1966, с. 7]; язык не существует без речи, а речи без
языка: они – будто атомы одной молекулы.