Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие речевых умений обучающихся на основе условно-речевых упражнений на среднем этапе (на материале английского языка)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И
ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ
УСЛОВНО-РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………………………………………………….. 8
1.1. Современные направления,
специфика, цели и задачи обучения иностранному языку в образовательной школе………………………………………………………….. 8
1.2. Роль и значимость английского
языка в современном мире……………. 17
1.3. Основные психологические и
возрастные особенности учащихся при изучении иностранного языка с помощью
условно-речевых упражнений…………….. 23
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………… 38
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УСЛОВНО-РЕЧЕВЫХ
УПРАЖНЕНИЙ………………………………………………………………………………… 40
2.1. Условно-речевые упражнения,
как форма организации коллективной работы, нацеленной на развитие
коммуникативных речевых умений в обучении иностранному языку…………………………………………………………………………………………….. 40
2.2. Дидактические функции и виды
ролевых игр, способствующих развитию коммуникативных иноязычных речевых умений………………………………… 50
2.3. Организация урока и
методические принципы интенсификации процесса обучения, включающего в себя
ролевую игру и условно-речевые упражнения………. 57
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………… 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………… 73
Введение:
Одной из проблем методики обучения
иностранным языкам является подбор и организация материалов, соответствующих
быстро меняющимся тенденциям современной науки, что особенно важно при работе с
подростками. Темы и методы, которые кажутся им неактуальными или устаревшими,
снижают их мотивацию. Эта проблема не столь остро стоит при работе со
взрослыми, которые, как правило, более практичны в принятии решения об изучении
или развитии иностранного языка.
Поэтому, помимо акцента на развитие
коммуникативных навыков перед поступлением будущих выпускников в высшие учебные
заведения, современным методистам необходимо отслеживать и внедрять в учебный
процесс необычные формы управления уроками с целью оптимизации образовательного
процесса. Как достичь хорошо сформированных коммуникативных навыков в обучении
с помощью современных британских и американских фильмов и сериалов, блогов,
проектов — эта проблема все больше привлекает современных методистов.
Особенно активными в педагогической
практике стали ролевые игры как вид условно-коммуникативных упражнений, которые
«мигрируют» на обучение иностранному языку из психологических тренингов и
активно используются в корпоративной среде для быстрого и эффективного
формирования профессиональных навыков и умений путем моделирования реальных
ситуаций.
Условно-речевые упражнения в виде игры,
которые часто воспринимается как увлекательная форма работы, «разбавление
серьезного» материала неформальным общением, с грамотной методологической
организацией может стать высокоэффективным способом закрепления материала,
методом, отвечающим требованиям гуманистического подхода к обучению и
тенденциям развития отечественных и зарубежных методик.
Актуальность данной темы связана
с необходимостью понимания проблемы развития речевых навыков иностранного
языка, необходимых для развития речевой деятельности на иностранном языке и
активизации обучения старшеклассников с использованием ролевых игр, а также
разработки методики обучения, которая с помощью условно-речевых упражнений
будет способствовать наиболее эффективному совершенствованию речевых навыков и
умений, направленных на формирование коммуникативной языковой компетентности.
Объектом данного исследования стал
процесс обучения английскому языку учащихся старших классов средней школы.
Предметом изучения
является методическая модель развития речевых умений старшеклассников с
использованием ролевых игр.
Цель работы заключается
в разработке теоретически обоснованной методической модели обучения
иностранному языку (на примере английского) учеников старших классов школы с
использованием условно-речевых упражнений.
Поставленная цель определила конкретные задачи
исследования:
– рассмотреть особенности развития речевых
навыков на основе условно-речевых упражнений при обучении на уроках
иностранного языка;
– выделить современные направления,
специфику, основные цели и задачи обучения иностранному языку в образовательной
школе;
– описать основную роль и значимость
английского языка в современном мире;
– исследовать проблему развития и
формирования речевых навыков и иноязычных коммуникативных умений на основе
условно-речевых упражнений при обучении на уроках иностранного языка, а также
методику подготовки учеников к внедрению ролевых игр в курс обучения;
– проанализировать специфику обучения
иностранному языку в старших классах с учетом психолого-возрастных особенностей
учащихся на базе образовательных стандартов РФ;
– дать описание основных дидактических
функций и видов условно-речевых упражнений, способствующих развитию
коммуникативных иноязычных речевых умений;
– описать процессы организации урока и
методические принципов интенсификации процесса обучения, включающего в себя
ролевую игру и условно-речевые упражнения в соответствии с их
психолого-возрастными особенностями.
Для решения поставленных задач
использовались следующие методы: изучение отечественной и зарубежной литературы
в области методов обучения иностранным языкам, лингвистики, психологии и
обучения, анализ и обобщение научного материала по теме исследования, систематизация,
классификация и метод введения и дедукции.
Теоретической основой дипломной являются
труды российских ученых таких как Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, С.Ф. Шатилов, Е.И.
Пассов, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Миролюбов, а также
зарубежных авторов таких как Ладусс, Андерсон, К. Ливингстоун.
Научная новизна исследования заключается
в переосмыслении курса обучения английскому языку в средней школе в
коммуникативно-игровом ключе, синтезе отечественного и зарубежного опыта
использования ролевых игр в методиках обучения иностранному языку,
психологических и корпоративных тренингах, а также тренингах личностного
развития, разработке трехкомпонентной ролевой сессии (для старшеклассников),
направленной на развитие навыков диалога/полилога с учетом культурных и
этикетно-психологических норм, характерных для народов стран мира.
Теоретическая значимость работы
заключается в обосновании эффективности использования условно-речевых
упражнений в обучении иностранным языкам с целью оптимизации процесса обучения
и в разработке научно-обоснованной методики развития речевых умений ведения
диалога / полилога в старших классах средней школы.
Практическая ценность работы
состоит в разработке методических приемов обучения ролевым играм на материале
английского языка, рекомендованным государственным стандартом для учащихся
старших классов средней школы.
Цель и основные задачи исследования
определили объём и структуру работы, которая состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложений.
Объём работы составляет __ страницы
текста. Список использованной литературы включает __ наименований.
Введение раскрывает актуальность
исследования, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования,
раскрывает новизну, теоретическую и практическую значимость работы.
В Главе I были рассмотрены следующие
проблемы: современные тенденции в обучении иностранному языку в школе, цели и
задачи обучения иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы,
психолого-возрастные особенности учащихся старшего школьного звена, роль и
значимость английского языка в современном мире, приемы и способы развития
коммуникативных речевых умений.
Во II Главе рассмотрены ролевая
игра как форма организации коллективной работы, нацеленной на развитие речевых
умений в обучении иностранному языку, виды ролевых игр и их дидактические
функции, способствующих развитию коммуникативных иноязычных речевых умений,
методические принципы отбора сфер общения и ролевых ситуаций для интенсификации
процесса обучения английскому языку с использованием ролевых игр.
В заключении подводятся итоги
исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Заключение:
Условно-речевые упражнения на уроках
иностранного языка в средней общеобразовательной школе на старшей ступени
обучения являются деятельностью учащихся, предполагающей выполнение
определенных ролей, решение определенной коммуникативной задачи. Проведенное
исследование показывает, что условно-речевые упражнения ‒ это комплексный
методический прием обучения, в рамках которого учащиеся взаимодействуют между
собой, критически рассматривает важную тему, находят решение проблемы. И все
это происходит с непосредственным участием иноязычной речи.
Условно-речевые упражнения в процессе
развития речевых умений ‒ это, в первую очередь, речевая деятельность учащихся,
в ходе которой они проигрывают различные социальные и межличностные роли с
использованием жестов, поз, мимики, контакта глаз и пр.
Кроме этого, использование условно-речевых
упражнений оказывает влияние на развитие у учащихся способности
взаимодействовать с окружающими людьми. Учащийся на уроке, воспроизводя
отношения взрослых, осваивает правила и способы общения, приобретает опыт
взаимопонимания, учится объяснять собственные действия и намерения,
координировать их с другими детьми и т.д..
Посредством условно-речевых упражнений
учитель иностранного языка развивает все виды речевой деятельности школьников,
и прежде всего устную речь, которая представляет собой на старшей ступени
ведущий вид речевой деятельности.
Данное методическое средство способствует
тому, что речь учащихся становится содержательной, аргументированной, более
сложной по структуре.
Итак, условно-речевые упражнения являются
эффективным приемом на уроках английского языка, используемым педагогами с цель
развития речевых умений обучающихся.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И
ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ
УСЛОВНО-РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 1.1. Современные направления, специфика, цели и задачи
обучения иностранному языку в образовательной школе Анализ современных исследований,
посвященных проблеме современных направлений, специфики, целям и задачам
обучения иностранному языку в образовательной школе, позволил выделить
определенные направления и подходы к изучению. Следует отметить, что на разных
этапах развития методики преподавания иностранного языка в нашей стране и за
рубежом, в зависимости от конкретных социально-экономических условий и
доминирующих педагогических идей, существовали разные подходы к решению
педагогических проблем. Сторонники каждого из подходов подчеркивали
преимущества одного подхода и недостатки другого, при этом находясь в
постоянном поиске путей повышения эффективности процесса обучения иностранному
языку.
Невозможно не согласиться с И.А. Зимней,
что понятие «подход к обучение шире, чем стратегия обучения». Она считает, что
это а) категория мировосприятия, в которой отражена социальные установки
субъектов / объектов обучения как носителей общественного мнения; б) глобальная
и системная организация и самоорганизация, учитывающий все его компоненты [Зимняя
2006].
Прежде чем начать анализ современных
подходов и направлений, следует определить особенности употребления термина
«подход» в педагогическом смысле. Согласно общему определению понятия «подход»
– любая позиция, точка зрения, что обуславливает исследования, организацию
определенного явления или процесса. Следует отметить, что в современной
педагогике существует значительное количество подходов к обучению иностранным
языкам. При этом очевидно, что различные подходы не исключают друг друга, а
именно они реализуют различные планы изучения одного и того же явления.