Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие психологической устойчивости подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ. 7
1.1. Теоретический анализ проблемы
психологической устойчивости в зарубежных и отечественных исследованиях. 7
1.2. Психологическая характеристика
подросткового возраста. 14
1.3. Особенности организации работы
педагога-психолога по формированию психологической устойчивости современных
подростков. 25
Выводы по 1 главе. 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ. 35
2.1. Выявление уровня психологической
устойчивости подростков. 35
2.2. Реализация
психолого-педагогической программы, направленной на повышение психологической
устойчивости подростков. 49
2.3. Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы. 64
Выводы по 2 главе. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 77
ПРИЛОЖЕНИЕ. 82
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время проблема прохождения кризисных ситуаций
получает все большее развитие в психологии. Научный интерес к ее изучению
обусловлен крайней нестабильностью ситуации развития личности в современном
обществе. Поэтому самым современным и актуальным является изучение того, как
ведет себя личность при столкновении с внезапными жизненными трудностями и к
каким стратегиям прибегает, чтобы совладать с ними или предотвратить
порождаемые ими эмоциональные нарушения.
В зарубежной и
отечественной психологической теории созданы основные предпосылки для решения
поставленной проблемы. В зарубежной психологии это, прежде всего, концепция
личностного способа существования человека, разработанная последователями
гуманистической ориентации.
Ситуация развития
личности, став предметом психологического освоения, определила направления
исследовательского поиска в различных областях психологической науки и
практики: психологические исследования активности личности в связи с анализом
тенденции к риску, «ценности» как фактора отношений субъекта с миром, изучение
путей и способов реставрации человеком своих отношений с миром в кризисные
моменты жизни.
В психологии
существует метод диагностики личности через выявление индивидуальных способов
восприятия ситуаций и их сопоставления с нормативными.
Проблема кризиса в
подростковом возрасте приковывала внимание и интересовала ученых, прежде всего
и больше всего. Ее теоретическая разработка началась еще на рубеже XX века.
Огромный вклад в
исследование проблемы поведения личности в трудных жизненных условиях внесли
Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.Л. Венгер.
Изучением
особенностей переживания личности в экстремальных ситуациях занимались Ф.Е.
Василюк, А.Д. Андреева, М. Тышкова, Р.А. Туревская, Л.М. Аболин.
Психолого-педагогические
проблемы воспитания подростков исследовали Ю. Кушнер, Г.Ф. Кумарина, О.
Крушельницкая, А. Прихожан, Н. Толстых.
Обращение к данной
проблеме связано прежде всего с тем, что в тяжелой обстановке взаимодействия с
миром взрослых резко изменилась ситуация развития детства. Современное
положение дел в обществе ставит подростка перед необходимостью определять свои
жизненные цели, включаться в совместную деятельность, самостоятельно
вырабатывать критерии для восприятия себя и других, находить средства для
решения определенных задач.
Анализ
психологической, социологической, философской и медицинской литературы
показывает, что кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания
оказывают сильное отрицательное влияние на развитие и нравственную социализацию
личности, что делает проблематичной интеграцию подростков в общество (Д.И.
Фельдштейн, О.В. Лишин, В.В. Неверова, Д.Н. Исаев и др.).
Всегда особую
проблему для педагога представляли «трудные» дети и подростки, входящие в
состав «группы риска», «дезадаптированные». Современная ситуация развития
общества выявила новую категорию детей и подростков — с саморазрушительным
поведением. В эту категорию внешне не трудных для общества детей включаются те,
чье поведение и активность может не приносить вреда обществу, но наносит вред
им самим, их физическому и душевному здоровью (А.И. Волкова).
Причины
деструктивного поведения подростков в кризисных ситуациях рассматриваются в
русле разных научных дисциплин и объясняются по-разному.
Социологи видят их в
специфике российской ситуации и общей социальной незащищенности всех слоев
населения (В.В. Неверова, А.Е. Шабалдас).
Философский аспект
связывает данную проблему с падением духовности и нравственности,
несформированностью или утратой смысла жизни и общечеловеческих ценностей (Р.С.
Назгаидзе, Ю.В. Артюхович ).
Психологи выделяют
несформированность у подростков психологической устойчивости к трудностям (ЛИ.
Анцыферова, М. Тышкова, Д.И. Фельдштейн) и отсутствие помощи и поддержки со
стороны окружающих (А.Н. Волкова, Д.Н. Исаев, Э.М. Александровская).
В настоящее время
функционируют специально созданные для решения проблем молодежи центры
педагогической поддержки и социальной защиты детей и подростков.
Таким образом,
актуальность поставленной проблемы обусловлена необходимостью изучения
особенностей поведения и переживаний подростков, чтобы предотвратить
деструктивное, саморазрушающее развитие личности.
Цель: спроектировать
условия для развития психологической устойчивости и социальной адаптации
подростков.
Задачи:
1) Изучить
психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Раскрыть
особенности организации работы педагога-психолога по формированию
психологической устойчивости современных подростков.
3) Апробировать
программу развивающей работы педагога-психолога с подростками в рамках школьной
психологической службы.
Объект исследования-
процесс развития психологической устойчивости подростков. Предмет исследования-
содержание работы педагога-психолога с подростками по формированию
психологической устойчивости современных подростков.
Гипотеза
исследования построена на предположении о том, что если организовать систему
работы педагога-психолога в условиях психологической службы средней
общеобразовательной школы, то развитие психологической устойчивости подростков
будет проходить более успешно.
Для решения задач
исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов: теоретические
(анализ научных источников по проблеме исследования) и эмпирические (опросные
методы, эксперимент).
Экспериментальная
база исследования – Бюджетное общеобразовательное учреждение «Чекрушанская
средняя общеобразовательная школа»
В исследовании
приняли участие 12 человек – обучающиеся 5 класса.
Практическая
значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть
использованы субъектами образовательного процесса (учителями, психологами,
родителями) при планировании и организации уроков, внеклассных мероприятий,
дополнительных занятий с учащимися.
Заключение:
Психологическая
устойчивость – это особое личностное качество, которое помогает человеку
противостоять интенсивным изменениям среды, постоянно появляющимся трудностям и
опасностям в деятельности и в повседневной жизни. Наряду, с профессиональной
компетентностью, это качество становится все более востребованным в современных
направлениях психологических знаний и практик. Обширная палитра, приведенных
научных подходов к изучению психологической устойчивости свидетельствует о том,
что данный феномен многогранен. Его содержание свидетельствуют о его
масштабности и фундаментальности. Психологическая устойчивость обладает
характером открытой системы с собственными структурными и функциональными
составляющими. Психологическая устойчивость объединяет, структурирует и
систематизирует все потенциалы личности человека.
Подростковый возраст
является переходным. О нем говорят как о периоде повышенной эмоциональности,
возбудимости, частой смены настроения. Обобщая результаты теоретического
анализа психолого-педагогических особенностей младшего подросткового возраста,
стоит выделить ключевые проблемные вопросы данного возраста: периодическая
смена эмоциональных реакций, переход на новый уровень самосознания, дефицит
способностей к самопониманию, неустойчивость самооценки, слабый уровень
адаптационных функций, отсутствие навыков конструктивного общения.
Психолого-педагогические особенности личности данного возраста говорят о
противоречивости и зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, что
безусловно может оказывать влияние на воспитание культуры поведения. Это свидетельствует
о необходимости оказания психолого-педагогической поддержки и контроля
регулятивной направленности с целью воспитания культуры в разных аспектах ее
понимания в условиях общеобразовательной организации.
Таким образом,
организация работы педагога-психолога по формированию психологической
устойчивости современных подростков осуществляется в виде комплекса
профилактических, коррекционно-развивающих, культурно-досуговых мероприятий, а
также путем педагогически целесообразной организации различных сфер
жизнедеятельности подростков. Формы и методы работы педагога-психолога по
формированию психологической устойчивости современных подростков определяются,
исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. В качестве методов и
форм воспитательной работы могут быть использованы: этическая беседа,
инструктаж, соревнование, проведение культурно-досугового мероприятия.
Опытно-экспериментальная
работа проходила в несколько этапов: поисково-подготовительный этап;
опытно-экспериментальный этап; контрольно-обобщающий этап.
На констатирующем
этапе, с помощью подобранных методик, нам удалось выявить, что показатели
психологической устойчивости у подростков, в период адаптации к средней школе,
находятся в диапазоне 57 – 74 балл, что соответствует низкому и среднему уровню
психологической устойчивости. По результатам исследования можно сделать вывод о
том, что выраженность компонентов и жизнестойкости в большинстве соответствует
низкому уровню, что способствует возникновению внутреннего напряжения в
стрессовых ситуациях, частой тревожностью. Подростки с низкой жизнестойкостью
более зависимы от ситуации и мнения людей, часто подвержены самобичеванию,
следовательно, они сожалеют о прошлом, у них присутствует ощущение того, что
жизнь проходит мимо, раздражительны по поводу резких перемен, что
непосредственно отражается на уровне адаптации подростков. Обобщая результаты
диагностик, мы получили следующие результаты: у 25% выявили высокий уровень
адаптированности. Такие дети комфортно чувствуют себя в школе, среди
одноклассников. У 50% уровень адаптации находится на среднем уровне. Такие дети
достаточно адаптированы в кругу сверстников, их социальные связи оптимально
развиты. У 25% низкий уровень адаптации или дезадаптация. У них наблюдается
неуспех в учении, неблагополучие в отношениях со сверстниками. Причинами
неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная
неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских
отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое
здоровье и т.д. Исходя из полученных результатов констатирующего этапа
исследования, необходимо разработать психолого-педагогическую программу, для
развития уровня адаптации.
Для формирования
высокого уровня адаптации нами была разработана программа
психолого-педагогического повышения психологической устойчивости в период
адаптации учащихся пятых классов к условиям образовательной организации.
Программа предназначена для организации в образовательном процессе в пятом
классе. Данная программа направлена на психолого-педагогическое сопровождение
адаптации, повышение психологической устойчивости и стабильности у учащихся,
формированию высокой самооценки, навыков коммуникативного общения, мотивов
общения со сверстниками, самостоятельности. В общем, показатели
после проведения психолого-педагогической программы по повышению
психологической устойчивости в период адаптации учащихся пятых классов к
условиям образовательной организации адаптированности значительно повысились. В
ходе контрольного эксперимента обнаружились позитивные динамические сдвиги по
всем трём составляющим психологической устойчивости подростков. Также после
программы высокий уровень адаптации был выявлен у 50%. Из этого следует, что
дети повысили свои социальные навыки, обрели уверенность в себе. У 42% (13
человек) был средний уровень адаптации. Эти ребята значительно повысили уже
имеющиеся навыки, способствующие процессу адаптации. Они стали более уверенными
в себе, нашли себе друзей среди одноклассников. У 8% был выявлен низкий уровень
адаптации или дезадаптация, после программы дезадаптация выявлена не была.
Таким образом,
выполненное исследование углубляет знания об особенностях развития психологической
устойчивости у подростков в период адаптации к средней школе, а также
показывает эффективность составленной программы и использованных при ее
создании методов. Эта информация станет полезной для построения эффективного
плана учебной, воспитательной и коррекционной работы с подростками в период
перехода с начальной школы в среднюю школу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ 1.1.
Теоретический анализ проблемы психологической устойчивости в зарубежных и
отечественных исследованиях
Выделение
психологической устойчивости, как особого личностного качества, рассматривается
в виде того, что помогает человеку противостоять интенсивным изменениям среды,
постоянно появляющимся трудностям и опасностям в деятельности и в повседневной
жизни. Психологическая устойчивость, наряду с профессиональной компетентностью,
становится все более востребованным качеством личности.
В «Большом
психологическом словаре» под общей редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, «устойчивость»
(tolerance, stability) рассматривается в ее различных проявлениях: устойчивость
внимания, помехоустойчивость оператора, нравственная устойчивость личности,
транситуативная устойчивость поведения личности, нервно-психическая
устойчивость, эмоциональная устойчивость [12].
При этом
нравственная устойчивость личности определяется, как способность человека
регулировать свое поведение, исходя их принятых и усвоенных им нравственных
норм и принципов.
Нервно-психическая
устойчивость определяется, как способность человека посредством саморегуляции и
самоуправления противостоять отрицательным (в том числе, экстремальным)
факторам внешней среды без снижения продуктивности деятельности и без ущерба
для здоровья. Синонимом нервно-психической устойчивости является понятие «стрессоустойчивость».
Эмоциональная
устойчивость включает в себя способность человека успешно осуществлять сложную
ответственную деятельность в напряженной эмоциональной обстановке без существенного
отрицательного влияния последней на здоровье и дальнейшую работоспособность
Психологическая устойчивость в трудных жизненных ситуациях определяется
как целостная характеристика личности, обеспечивающая устойчивость человека к
фрустрирующему и стрессогенному воздействию среды [37]. При изучении поведения
психологическую устойчивость связывают с осуществлением функционального
внутреннего цикла деятельности, который имеет ряд звеньев, взаимодействующих по
определенной схеме. Первый этап связан с постановкой задачи, затем актуализируется
мотив, ведущий к осуществлению действий (реализующий мотив). Следующий этап
-осознание трудностей