Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр 6
1.1 Характеристика развития пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте 6
1.2 Дидактические игры: определение, классификация, функции 11
1.3 Педагогические условия организации работы по развитию пространственных представлений старших дошкольников посредством дидактических игр 17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр на базе МДОУ детский сад № 12 «Искорка», г. Коломна, поселок Пески Московской области 20
2.1 Определение уровня развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2 Описание работы по развитию пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр 26
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 30
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 1 40
Введение:
Дошкольное детство – период интенсивного становления всех аспектов психической деятельности ребенка, в том числе познавательной деятельности. Задачи, которые решаются в этом возрасте, достаточно обширны: закладывается основа для становления умения рассуждать, осуществлять поисково-исследовательскую деятельность, определять для себя проблему и способы ее решения, или, иными словами, формировать универсальные логические приемы. Важным аспектом в формировании познавательной деятельности выступает освоение ребенком пространственных представлений. Многие исследователи придерживаются мнения о том, что оптико-пространственные представления представляют собой в некоторой степени основу для развития всей остальной психической деятельности. Говоря иначе, первично формируется навык ориентировки в пространстве, а затем на этой базе происходит активное развитие остальных когнитивных процессов. Недостатки развития пространственных представлений в дошкольном возрасте в дальнейшем могут стать причиной недостатков в формировании письменной речи, а именно развития оптической дисграфии, проблем в освоении математических представлений и др. Соответственно, возникает проблема выбора эффективных форм работы по формированию пространственных представлений дошкольников.
Т.к. ведущей формой деятельности в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность, то целесообразно опираться на игровые технологии и формы работы, использовать в данном направлении деятельности дидактические игры. Это обусловлено тем, что при игровом содержании и форме, такие игры позволяют решать совершенно конкретные обучающие задачи.
Проблеме формирования пространственных представлений уделяли особое внимание в своих исследованиях как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги: Н.Я. Семаго, А.Н. Леонтьев, Т.И. Ерофеева, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Е.И. Тихеева, А.А. Столяр, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, И.А. Якиманская, А.А. Люблинская, Л.А. Венгер, Т.А. Мусейибова и др.
Объект исследования: пространственные представления старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности применения дидактических игр как средства формирования пространственных представлений старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически выявить педагогические условия формирования пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности развития пространственных представлений старших дошкольников;
2. Проанализировать особенности применения дидактических игр в работе со старшими дошкольниками;
3. Экспериментально изучить особенности развития пространственных представлений группы старших дошкольников;
4. Предложить методические рекомендации по формированию пространственных представлений старших дошкольников посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: дидактические игры являются эффективным средством развития пространственных представлений старших дошкольников, если:
— они подобраны в соответствии с актуальным уровнем сформированности состояния пространственных представлений дошкольников;
— применяются комплексно и систематически в работе с дошкольниками.
Методы исследования:
— Теоретические: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации;
— Эмпирические: «Проба Хеда», методика «Что находится впереди, слева, справа от меня?», методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), качественный и количественный анализ данных.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Искорка», город Коломна, посёлок Пески.
Практическая значимость исследования: предложенный комплекс дидактических игр может применяться в работе воспитателей детских садов и узких специалистов (педагогов-психологов, логопедов, дефектологов).
В первой главе данной работы проанализировано понятие «пространственные представления», структура и особенности развития пространственных представлений в дошкольном возрасте, значение, виды и функции дидактических игр в работе с дошкольниками.
Во второй главе проведено экспериментальное исследование актуального состояния сформированности пространственных представлений старших дошкольников, проведен анализ полученных данных.
В третьей главе описан комплекс дидактических игр, которые могут быть применены в работе по формированию пространственных представлений дошкольников, а также сформулированы методические рекомендации по их применению.
Заключение:
Умение ориентироваться в окружающем пространстве является необходимым навыком для человека. Развитие данного навыка необходимо для нормального функционирования субъекта в окружающем мире, а также является основой для многих умений, осваиваемых в процессе обучения (навык письма, геометрические понятия и др.). Эффективным средством для развития пространственной ориентировки являются дидактические игры. Это обуславливается их особенностью: конкретные обучающие задачи решаются в доступной детям игровой форме.
Анализ развития пространственных представлений дошкольников на констатирующем этапе исследования показал, что данные характеристики развиты недостаточно. Далее нами был предложен комплекс дидактических игр для развития навыков ориентировки в пространстве и методические рекомендации по их реализации.
Мы видим, что к моменту повторного обследования существенно возрос показатель высокого уровня формирования пространственного представления в опытно-экспериментальной группе. Это произошло за счёт перехода детей из группы со средним уровнем развития, в группу с высоким уровнем развития.
Так как с детьми проводилась целенаправленная, методически правильно организованная работа по формированию пространственных представлений, то полученные данные свидетельствуют об успешности данной работы и значимости проведения подобной работы в дальнейшем.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы развития пространственных представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр
1.1 Характеристика развития пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте
Вопрос формирования навыков ориентировки в пространстве имеет высокое значение в развитии познавательной сферы человека и рассматривается различными областями науки, такими как психология, педагогика и методика. Структура оптико-пространственных функций обладает весьма сложной организацией. Соответственно, целесообразно подробно рассмотреть феномены «зрительное восприятие» и восприятие пространства», которые представляют собой компоненты феномена «оптико-пространственные функции».
Р.Л. Грегори предлагает следующее определение: зрительное восприятие – совокупность процессов зрительного образа мира, которая формируется на базе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Исследования Б.Г. Ананьева и его сотрудников подтвердили, что «восприятие пространства есть сложная интермодальная ассоциация», которая образуется «из взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды человеческого организма» и возникает в результате не созерцательного, а «действенного отношения к миру» [1]. С.Л. Рубинштейн указывает, что «в восприятии пространственных свойств вещей известную роль играют различные ощущения, в частности осязательные, кинестетические; а так как человек – существо по преимуществу оптическое – ориентируется в пространстве главным образом на основе зрительных данных; восприятие пространства является у него по преимуществу функцией зрения» [23].