Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы
формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. 6
1.1. Познавательные УУД как
планируемый результат начального общего образования. 6
1.2. Анализ УМК по окружающему миру с
позиции наличия заданий по познавательным УУД.. 14
1.3. Особенности формирования
познавательных УУД на уроках окружающего мира. 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по выявлению педагогических условий формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников. 24
2.1. Организация исследования и
выявление уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников 2
класса. 24
2.2. Реализация комплекса уроков по
окружающему миру для формирования познавательных УУД.. 36
2.3. Результаты экспериментальной
работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших
школьников на уроках окружающего мира. 40
Заключение. 47
Список литературы.. 49
Введение:
Актуальность исследования.
На сегодняшний день в Российской
Федерации осуществляется изменение образования в начальной школе, которое
должно соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Важной составляющий
стандартов являются универсальные учебные действия (УУД), которые позволяют
обеспечивать главную цель современного образования – формировать умение
учиться.
В
составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым
целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный
(включающий также действия саморегуляции),
познавательный и коммуникативный. Именно
познавательные универсальные учебные действия направлены не только на получение
конкретных знаний, но и на достижение их научного понимания, а овладение умением
учиться является одним из факторов повышения уровня компетентности обучающихся
в различных областях знаний.
Широкие
возможности для развития познавательных универсальных учебных действий
предоставляет дисциплины окружающий мир. Значение курса «Окружающий мир»
состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами
практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Проблема
формирования УУД в процессе обучения раскрывается в трудах современных
исследователей, среди которых А.Н. Асмолов, А.И. Балашова, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская, В.В. Давыдов, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов,
Н.Г. Салмина.
Что
касается познавательных универсальных учебных действий, то их изучением
занимаются такие исследователи как В.А.
Гуружапов, К.Д. Дятлова, Г.М.
Коджаспирова, И.В. Петрова и др.
Таким
образом, проблема развития познавательных УУД с младшими школьниками при
изучении окружающего мира является в настоящее время достаточно актуальной,
что, в свою очередь, предопределяет и актуальность данного исследования.
Несмотря
на это в практике современных образовательных организаций существует противоречие между социальным заказом общества на личность, готовую к самообразованию
посредством познавательных универсальных учебных действий, и недостаточным
теоретическим и практическим обоснованием возможностей дисциплины окружающего
мира для их формирования в условиях начальной школы.
В связи с этим проблемой исследования является поиск путей для эффективного развития
познавательных учебных действий детей младшего школьного возраста на уроках
окружающего мира.
Цель
исследования: исследовать условия развития
познавательных учебных действий младших школьников и разработать комплекс уроков
окружающего мира, позволяющих развить познавательные УУД.
Объект
исследования: развитие познавательных учебных действий
младших школьников.
Предмет
исследования: условия развития познавательных учебных
действий младших школьников на
уроках окружающего мира.
Гипотеза
исследования: предполагаем, что на уроках окружающего
мира будет протекать эффективное развитие познавательных учебных действий, при
соблюдении следующих условий:
— использование
современных образовательных технологий (игровая технология и метод проектов);
— учет
психолого-педагогических особенностей младших школьников и учебной деятельности
начальной школы.
Задачи
исследования:
1. Определить сущность познавательных
УУД как планируемого результата начального общего образования.
2. Проанализировать УМК
по окружающему миру с позиции наличия заданий по познавательным УУД.
3. Выделить возможности формирования
познавательных УУД на уроках окружающего мира.
4. Организовать
исследование уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников 2
класса.
5. Реализовать комплекс
уроков по окружающему миру для формирования познавательных УУД.
6. Проанализировать
результаты экспериментальной работы по формированию познавательных
универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира.
Теоретико-методологическая
база исследования опирается на следующие концепции:
— развитие субъектности и педагогической поддержки обучающихся (К.А. Абульханова,
Е.А. Александрова, А.А. Бодалев, О.С. Газман);
—
организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов с
позиций компетентностного подхода (Д.А. Иванов, Г.С. Ковалева, И.Д. Фрумин,
А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.).
Методы
исследования:
– теоретические: изучение
и анализ психолого-педагогической литературы по теме формирования
познавательных универсальных учебных действий; теоретический анализ и синтез
учебно-методического комплекса уроков окружающего мира;
– эмпирические: наблюдение; тестирование; организация
констатирующего и контрольного эксперимента с помощью методик «Исключение
понятий» С.Х. Сафонова, «Определение понятий, выяснение причин и определение
сходств и различий» В.М. Русалова, «Последовательность событий» А.Н.
Бернштейна, «Сравнение понятий» В.М. Бехтерева.
Практическая
значимость исследования: реализованный комплекс уроков
окружающего мира на основе использования образовательных технологий
(разработаны проекты, подобрана серия опытов, использование проблемных
ситуаций, подобраны игровые технологии) по развитию у детей младшего школьного
возраста познавательных УУД, может быть использован учителями начальных
классов, а также студентами педагогических специальностей при изучении данной
проблемы.
База
исследования: Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение «Локтевская средняя общеобразовательная школа» (МКОУ Локтевская СОШ) с. Локоть,
младшие школьники 2-го «А» класса» в количестве 14 человек.
Структурно работа
обуславливается предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения,
двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и
приложений.
Заключение:
В условиях реформирования образования именно начальная школа
должна создать серьезные предпосылки для развития способностей младших
школьников, их творческого потенциала и активности. Именно начальная школа
призвана формировать у детей неустанный интерес к окружающему, стремление узнать
и познать, желание творчески преобразовать то, что увидел и узнал.
Невозможно переоценить
значение познавательной деятельности для общего развития младшего школьника и
формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются
все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только
мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной
деятельности. Процесс познавательной деятельности требует значительных затрат
умственных сил и напряжения, что удается далеко не каждому, поскольку
подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна.
Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс
длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых
усилий.
Под универсальными
учебными действиями (УУД) понимают совокупность способов действия обучающегося,
а также связанных с ними определенных навыков учебной деятельности, которые
позволяют ему развивать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений.
Особенностями УУД
является то, что они составляют основу научного мировоззрения и практической
деятельности обучающихся, выступая при этом как база для достижения
образовательных результатов, развивая теоретические мышление школьников.
Успешное обучение в
начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных
умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной
деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от
конкретного содержания предмета.
При этом каждый учебный
предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое
место. Урок литературного чтения с этой точки зрения важен потому, что, научив
младшего школьника читать, учитель стимулирует его познавательный интерес.
В
начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего
возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности,
овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к
продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования
у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в
развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.
е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный
предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое
место.
Познавательные УУД
в младшем школьном возрасте представляют собой универсальные действия, которые
направлены на обеспечение организации учебного процесса с целью познавательного
развития личности младшего школьника. Под познавательным развитием личности мы
понимаем формирование у детей научной картины окружающей действительности,
способностей к осуществлению управления своей познавательной и интеллектуальной
деятельностью, развитие логического и творческого мышления, продуктивного
воображения и произвольных процессов памяти, внимания и рефлексии.
Основой
познавательных УУД является обеспечение эффективного усвоения знаний детьми младшего
школьного возраста, а также достижение достаточного уровня сформированности
умений и навыков в предметных областях, которые определяются программой
начального образования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников
1.1. Познавательные УУД как планируемый результат начального
общего образования
В настоящее время
складывается такая тенденция, которая требует ускоренного темпа в
совершенствовании современного образовательного пространства, а также
определения целей образования, которые будут учитывать государственные,
социальные и личностные потребности и интересы. Учитывая это, приоритетным
направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых
образовательных стандартов, которое обеспечивается посредством формирования
универсальных учебных действии (далее – УУД), которые в свою очередь являются
инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися
универсальными учебными действиями следует представлять как способность к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. Это положение объясняется тем, что УУД создают
возможность к самостоятельному успешному усвоению новых знаний, а также умений
и компетенций, которые включают организацию усвоения, умения учиться. Данная
возможность обеспечивается тем, что УУД являются обобщенными способами
действий, которые открывают широкую ориентацию учащихся в разнообразных
предметных областях. Формирование
универсальных учебных действий является базовым положением для развития
личности в системе образования и выступает как основа образовательного и
воспитательного процесса. Вместе с этим, знания, умения и навыки необходимо
рассматривать как производные от соответствующих видов целенаправленных
действий. Другими словами, они формируются и сохраняются во взаимосвязи с
активными действиями самих учащихся. При этом качество усвоения знаний
определяется многообразием и характером видов универсальных действий [20].
Образование в начальной
школе выступает как база и фундамент для последующего обучения школьников. В
первую очередь это относится к формированию у детей общих учебных умений,
навыков и способов деятельности, которые являются основополагающими для
успешности обучения детей.