Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дефектология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие познавательной активности у дошкольников с ОВЗ посредством дидактических игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Проблема развития познавательной активности у дошкольников с ОВЗ  5

1.1.
Роль познавательной активности в развитии познавательной деятельности  5

1.2.
Проблема развития познавательной активности в психолого-педагогических  исследованиях. 9

1.3.
Особенности познавательной активности детей с ОВЗ. 15

Глава
2. Экспериментальное изучение познавательной активности детей с ОВЗ  19

2.1.
Цель, задачи, методики, гипотеза исследования. 19

2.2.
Анализ экспериментальных данных по изучению познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста с ОВЗ. 23

Заключение. 35

Список
использованных источников. 37

  

Введение:

 

Развитие познавательной активности дошкольников – одна из
актуальных проблем в теоретическом и практическом развитии современной
педагогики. Развитие самостоятельности, инициативности, активности и
творческого подхода к делу – это требования жизни, определяющие во многом то
направление, в котором следует усовершенствовать образовательный процесс.
Задача современных педагогов — это поиск путей развития познавательной
активности дошкольников, и развитие познавательных навыков.

В нынешнее время особую тревогу вызывает рост числа детей с
ОВЗ. Во всем мире отмечается рост количества таких дошкольников, поэтому
проблема трудностей в обучении стала одной из актуальных
психолого-педагогических проблем современности.

В дошкольном образовании идет поиск новых технологий
воспитания и обучения, развития целью которых должно стать создание условий для
активизации познавательной деятельности, формирование потребности в
самостоятельном познании мира.

От того как воспитатель подходит к обучению детей, зависит
насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать
окружающий мир и учиться новому.

Этому достойно может послужить дидактическая игра — основная
и необходимая часть учения, досуга, культуры в целом.

Игра — это главная потребность, определяющая формирование
детей как личностей. Если сравнивать игру с другими видами деятельности, то
можно заключить, что игра имеет больше возможностей для психического и
физического созревания ребенка.

В педагогике разработкой дидактических игр, отбором и
пропагандой игровых форм занимались: Даль В.И., Лесгафт П.Ф., Дементьев Е.М. и
др. Разработанность вопроса познавательной активности, особенности формирования
познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста занимались:
Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. и др. Воздействие
дидактической игры на познавательную деятельность детей старшего дошкольного
возраста: Фребель Ф., Ушинский К.Д., Блехер Ф.Н., Леонтьев А.Н, Эльконин Д.Б.,
Тихеева Е.И., Сорокина А.И., Бондаренко А.К., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.,
3 Веракса Н.Е., и др.

Цель исследования: теоретически изучить проблему и
разработать содержание сборника дидактических игр старших дошкольников с ОВЗ, с
целью формирования познавательной активности.

Объект исследования: формирование познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Предмет исследования: дидактическая игра, как средство
формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с
ОВЗ.

Задачи исследования:

— изучить роль познавательной активности в развитии
познавательной деятельности;

— рассмотреть проблему развития познавательной активности в
психолого-педагогических  исследованиях;

— рассмотреть особенности познавательной активности детей с
ОВЗ

— определить цель, задачи, методики, гипотеза исследования

— провести анализ экспериментальных данных по изучению
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В работе рассматривается одна из самых актуальных проблем
современной психологии и педагогики – проблема развития познавательной
активности у дошкольников с умственной отсталостью.

Познавательная активность – главный мотив учебной
деятельности. Проблема познавательной активности раскрывается во всем мире в
трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов (М. Г.Блюмина, Г.
Е.Сухарева, С. Я.Рубинштейн, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной). Это позволило
провести тщательный анализ психологической и учебной литературы по этому
вопросу. Познавательная активность — это проявление самостоятельности,
инициативы и творчества в процессе деятельности.

Для исследования познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста с УО были использованы следующие диагностические методики:

— Пиктографический тест   «Детский сад»  (в модификации)
(А. И. Баркан, Ю. А. Полуянов).

— Методика изучения познавательной  активности по Н. Л.
Белопольской.

— Методика «Лесенка побуждений» (Н. Е. Елфимова).

По каждой методике был выявлен уровень активности учения, а
также выбор мотивов учения.

Таким образом, по результатам исследования было выявлено:

— преобладание игровых мотивов обучения – 7 участников;

— преобладание социальных мотивов обучения – 2 участника;

— преобладание познавательных мотивов – 2 участников.

Анализ результатов констатирующего исследования позволяет
сделать следующий вывод: у детей старшего дошкольного возраста с УО низкий
уровень развития познавательной активности.

Результаты эксперимента показали, что существует
необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на
развитие познавательной активности.

С целью формирования познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста мы использовали сборник дидактических игр,
направленный на формирование мышления, внимания, зрительной памяти, воображения
и речи детей, а также на формирование таких черт личности ребенка как
внимательность, наблюдательность и сосредоточенность. С исходной группой на
основном этапе исследования проводились только мероприятия, предусмотренные
учебным планом.

В ходе реализации контрольного этапа эксперимента были использованы
те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Сравнительные
результаты констатирующего и контрольного эксперимента показали, что
наблюдается незначительная динамика развития позитивной познавательной активности.

Развитие позитивной познавательной активности, долгосрочный
процесс, который требует систематического и комплексного подхода

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Проблема развития познавательной активности
у дошкольников с ОВЗ

1.1. Роль познавательной активности в развитии
познавательной деятельности

Познавательная деятельность человека представляет собой
весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние
воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности
личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его
личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия:
опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом
единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и
оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека [4].

Благодаря направленности личности дошкольника вся его
познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает
устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к
объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система
психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и
самостоятельности личности.

В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной
деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и
явлениям окружающего мира. Познавательная деятельность личности всегда связана
с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, — в первую на те
объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

Разная степень заинтересованности личности в
объекте или явлении порождает разное отношение к деятельности, а,
следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы