Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие познавательной активности у дошкольников с ОВЗ посредством дидактических игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Проблема развития познавательной активности у дошкольников с ОВЗ 5
1.1.
Роль познавательной активности в развитии познавательной деятельности 5
1.2.
Проблема развития познавательной активности в психолого-педагогических исследованиях. 9
1.3.
Особенности познавательной активности детей с ОВЗ. 15
Глава
2. Экспериментальное изучение познавательной активности детей с ОВЗ 19
2.1.
Цель, задачи, методики, гипотеза исследования. 19
2.2.
Анализ экспериментальных данных по изучению познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста с ОВЗ. 23
Заключение. 35
Список
использованных источников. 37
Введение:
Развитие познавательной активности дошкольников – одна из
актуальных проблем в теоретическом и практическом развитии современной
педагогики. Развитие самостоятельности, инициативности, активности и
творческого подхода к делу – это требования жизни, определяющие во многом то
направление, в котором следует усовершенствовать образовательный процесс.
Задача современных педагогов — это поиск путей развития познавательной
активности дошкольников, и развитие познавательных навыков.
В нынешнее время особую тревогу вызывает рост числа детей с
ОВЗ. Во всем мире отмечается рост количества таких дошкольников, поэтому
проблема трудностей в обучении стала одной из актуальных
психолого-педагогических проблем современности.
В дошкольном образовании идет поиск новых технологий
воспитания и обучения, развития целью которых должно стать создание условий для
активизации познавательной деятельности, формирование потребности в
самостоятельном познании мира.
От того как воспитатель подходит к обучению детей, зависит
насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать
окружающий мир и учиться новому.
Этому достойно может послужить дидактическая игра — основная
и необходимая часть учения, досуга, культуры в целом.
Игра — это главная потребность, определяющая формирование
детей как личностей. Если сравнивать игру с другими видами деятельности, то
можно заключить, что игра имеет больше возможностей для психического и
физического созревания ребенка.
В педагогике разработкой дидактических игр, отбором и
пропагандой игровых форм занимались: Даль В.И., Лесгафт П.Ф., Дементьев Е.М. и
др. Разработанность вопроса познавательной активности, особенности формирования
познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста занимались:
Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. и др. Воздействие
дидактической игры на познавательную деятельность детей старшего дошкольного
возраста: Фребель Ф., Ушинский К.Д., Блехер Ф.Н., Леонтьев А.Н, Эльконин Д.Б.,
Тихеева Е.И., Сорокина А.И., Бондаренко А.К., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.,
3 Веракса Н.Е., и др.
Цель исследования: теоретически изучить проблему и
разработать содержание сборника дидактических игр старших дошкольников с ОВЗ, с
целью формирования познавательной активности.
Объект исследования: формирование познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство
формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с
ОВЗ.
Задачи исследования:
— изучить роль познавательной активности в развитии
познавательной деятельности;
— рассмотреть проблему развития познавательной активности в
психолого-педагогических исследованиях;
— рассмотреть особенности познавательной активности детей с
ОВЗ
— определить цель, задачи, методики, гипотеза исследования
— провести анализ экспериментальных данных по изучению
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Заключение:
В работе рассматривается одна из самых актуальных проблем
современной психологии и педагогики – проблема развития познавательной
активности у дошкольников с умственной отсталостью.
Познавательная активность – главный мотив учебной
деятельности. Проблема познавательной активности раскрывается во всем мире в
трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов (М. Г.Блюмина, Г.
Е.Сухарева, С. Я.Рубинштейн, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной). Это позволило
провести тщательный анализ психологической и учебной литературы по этому
вопросу. Познавательная активность — это проявление самостоятельности,
инициативы и творчества в процессе деятельности.
Для исследования познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста с УО были использованы следующие диагностические методики:
— Пиктографический тест «Детский сад» (в модификации)
(А. И. Баркан, Ю. А. Полуянов).
— Методика изучения познавательной активности по Н. Л.
Белопольской.
— Методика «Лесенка побуждений» (Н. Е. Елфимова).
По каждой методике был выявлен уровень активности учения, а
также выбор мотивов учения.
Таким образом, по результатам исследования было выявлено:
— преобладание игровых мотивов обучения – 7 участников;
— преобладание социальных мотивов обучения – 2 участника;
— преобладание познавательных мотивов – 2 участников.
Анализ результатов констатирующего исследования позволяет
сделать следующий вывод: у детей старшего дошкольного возраста с УО низкий
уровень развития познавательной активности.
Результаты эксперимента показали, что существует
необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на
развитие познавательной активности.
С целью формирования познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста мы использовали сборник дидактических игр,
направленный на формирование мышления, внимания, зрительной памяти, воображения
и речи детей, а также на формирование таких черт личности ребенка как
внимательность, наблюдательность и сосредоточенность. С исходной группой на
основном этапе исследования проводились только мероприятия, предусмотренные
учебным планом.
В ходе реализации контрольного этапа эксперимента были использованы
те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Сравнительные
результаты констатирующего и контрольного эксперимента показали, что
наблюдается незначительная динамика развития позитивной познавательной активности.
Развитие позитивной познавательной активности, долгосрочный
процесс, который требует систематического и комплексного подхода
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Проблема развития познавательной активности
у дошкольников с ОВЗ
1.1. Роль познавательной активности в развитии
познавательной деятельности
Познавательная деятельность человека представляет собой
весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние
воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности
личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его
личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия:
опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом
единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и
оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека [4].
Благодаря направленности личности дошкольника вся его
познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает
устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к
объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система
психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и
самостоятельности личности.
В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной
деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и
явлениям окружающего мира. Познавательная деятельность личности всегда связана
с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, — в первую на те
объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.
Разная степень заинтересованности личности в
объекте или явлении порождает разное отношение к деятельности, а,
следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности.