Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Развитие познавательного интереса дошкольников к традиционной культуре посредством народной игрушки»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВК
ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. 6
1.1
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая. 6
1.1.1
Познавательный интерес, познавательный мотив – понятие, особенности в
дошкольном возрасте. 6
1.1.1
Познавательный интерес, познавательный мотив – понятие, особенности в
дошкольном возрасте. 12
1.1.2
Педагогические условия формирования познавательного интереса у дошкольников. 13
1.2
Традиционная культура как пространство развития познавательного интереса дошкольников. 16
1.2.1
Взаимосвязь Федеральных Государственных Образовательных Стандартов и народной
художественной культуры.. 16
1.2.1
Взаимосвязь Федеральных Государственных Образовательных Стандартов и народной
художественной культуры.. 18
1.2.2
Сущность понятий «традиционная культура» и «народная художественная культура» в
современной культурологии и педагогической науке. 19
1.2.3
Виды и жанры народной художественной культуры.. 20
1.2.4
Педагогический потенциал народной художественной культуры в воспитании и
развитии личности дошкольника в работах классиков педагогической науки и
современных исследователей. 25
1.2.5
Роль и место НХК в действующих программах для дошкольных организаций на
материале работ Т.С. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сольниковой, Т.И.
Баклановой, Г.П. Новиковой и др. 28
Выводы по главе 1. 31
ГЛАВА
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В КОНТЕКСТЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К
ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. 32
2.1
Место народной игрушки в педагогике по мнению современных русских педагогов и
психологов. 32
2.2
Классификации народных игрушек по материалам В.В. Абраменковой, Н.А.
Коротковой, Т.И. Оверчук, О.Е. Смирновой и А.Е. Аркина. 32
2.3
Семантика народной игрушки. 35
2.4
Народная глиняная игрушка (дымковская, филимоновская, каргопольская,
калининская) 36
Выводы
по Главе 2. 38
ГЛАВА
3. РАЗРАБОТКА ПРИЕМОВ РАБОТЫ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К
НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 39
3.1
Разработка типов упражнений с пошаговым руководством к каждому типу 39
3.2
Практическая проверка полученных типов упражнений в рецензиях на них от
практикующих педагогов дошкольного образования. 63
Выводы
по Главе 3. 68
Заключение. 69
Список
литературы.. 71
Введение:
Мотивация дошкольников является
непростым вопросом, которым задавались такие исследователи как В. Г. Иванов, Р.
С. Немов, М. Г. Морозова и другие. Интерес к урокам до школы может быть развит
преимущественно посредством игры и прикладного творчества, как следует из
описания психофизиологических особенностей данного возраста.
Не менее важным вопросом является
приобщение к культуре народа, проблеме русского единства. В нашей
многонациональной стране, Российской Федерации, даже на уровне ФГОС прописана
необходимость планомерного развития в ребенке понимания культуры русского
народа, что иногда вступает в противоречие с тем, что некоторые общины на
территории государства либо относят себя к другой культуре, либо не уделяют
вопросам культуры достаточно внимания. Потому в семье достаточного культурного
воспитания не происходит.
Именно дошкольное воспитание с
профессиональным педагогом может и мотивировать дошкольников игрой, и привить
знания и интерес к народной культуре.
Целью данной работы является развитие
познавательного интереса дошкольников к традиционной культуре посредством
народной игрушки.
Задачами исследования являются:
1 Описать теоретические
основы развития познавательного интереса дошкольников к традиционной культуре
2 Разработать приемы
работы с народной игрушкой с целью развития интереса к народной художественной
культуре
3 Изучить познавательный
потенциал народной игрушки в контексте приобщения детей к традиционной культуре
Объектом исследования является познавательный
интерес дошкольников к традиционной культуре посредством народной игрушки.
Предметом исследования является развитие
познавательного интереса дошкольников к традиционной культуре посредством
народной игрушки.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении и
продолжении идей по мотивированию дошкольников, прослеживаемые в работах В. Г. Иванова,
Н. В. Мясищева, И. Ф. Харламова, Л. А. Гордон. Применить классификацию,
предложенную В. В. Абраменковой, Н. А. Коротковой, Т.И. Оверчук, О. Е.
Смирновой и А.Е. Аркиным в формировании методических разработок.
В работе рассмотрены взаимосвязь познавательной мотивации и
познавательного интереса, раскрыты общие подходы к мотивированию дошкольников
современными методами. Народная игрушка рассматривается как мотивационный инструмент
и одновременно как средство воспитания и формирования патриотизма, единства
видения национальных вопросов. При подготовке практической части также учтены
элементы социализации в образовательном процессе дошкольников.
Практическая значимость работы заключается в возможности
применения подробных методических указаний в практике дошкольных
образовательных учреждений.
Методика в данной работе включает, как
общефилософские методы, такие как дедукция, индукция, синтез, анализ. Также был
использован метод эксперимента.
Эксперимент для данного исследования
проводился в 4 группах дошкольников с разными воспитателями. В ходе
эксперимента был апробирован собранный в данном исследовании методический
комплект. Важность эксперимента обусловлена практическим характером работы.
Работа состоит из трех глав,
разделенных на подпункты, также из введения, заключения и списка литературы.
Заключение:
Место народной игрушки в современной системе образования
обусловлено ее влиянием на развитие патриотических качеств и объединение
дошкольного коллектива.
Развитие мелкой моторики при работе с объемными фигурами и
развитие тактильных чувств, образного мышления определяет образовательный
потенциал игрушки среди других видов НХК.
Игрушка, как и другие виды НХК лучше изучать вместе, чтобы
стилистика урока соблюдалась и получалось полноценно погрузиться в историю
русского народа на занятии.
В связи с данными первой главы также важно отметить, что НХК
являются неотъемлемой частью учебного процесса в соответствии с ФГОС.
Познавательный интерес при этом образуется естественным образом, так как
народное творчество уже прошло многолетнюю апробацию, бытуя в народе.
НХК по определению занимают важнейшее место в воспитании,
так как во времена до систематического образования они выполняли функции
аккумуляции знаний всего народа.
НХК имеют четкую классификацию, но она разнится у разных
исследователей, в зависимости от подхода. Основами классификации могут служить
элементы сюжета, композиции, напевность, образный ряд, а также прагматическая
цель произведения.
Народная игрушка недооценена в некоторых учебных комплектах,
что связано с преувеличением роди изобразительного искусства, а также с
кажущейся простотой в исполнении живописных и карандашных работ. В учебных
комплектах Т. С. Комаровой Н. М. Сольниковой Т.И. Баклановой, Г. П. Новиковой
упор в основном сохраняется на видах изображения на плоскости, НХК представлены
в них неполноценно и недостаточно, в противовес работам Т.Я. Шпикаловой.
Познавательный интерес является многоаспектной структурой,
которая влияет на способность изучать новое, на развитие волевых качеств,
общего интереса к познанию.
Мотивация в процессе обучения дошкольника во многом
повторяет познавательный интерес.
В состав познавательного интереса можно включить три стадии:
общего интереса (любопытства), специфического интереса (любознательности) и
собственно познавательный интерес.
Познавательный интерес характеризуется: системностью,
целенаправленностью, относительной устойчивостью.
Педагогические условия формировании
познавательного интереса заложены во ФГОС дошкольного образования. При этом
важно при формировании урока уделять значительное внимание психофизиологическим
особенностям дошкольников.
Были проведены занятия по смешанным уроков, в которых работа
с народной игрушкой совмещалась с работой с литературой, речью и сценическим
мастерством.
По данным всех четырех диаграмм были сделаны выводы:
До эксперимента ожидания родителей и учителей были в среднем
ниже, чем оказались фактические данные после.
Мотивация после эксперимента ожидалась выше и фактически
оказалась таковой.
Учителя более склонны ожидать повышения мотивации от
изменения в методическом плане.
Родители недооценивают возможности методических материалов.
Эксперимент можно считать успешным, все занятия привели к
повышению оценки знаний и к повышению мотивации дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВК
ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1 Развитие
познавательного интереса детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая
1.1.1 Познавательный интерес, познавательный мотив –
понятие, особенности в дошкольном возрасте
Познавательный интерес обусловлен естественным стремлением
познать мир предметов, который важен в жизни растущей личности. Этот мир
является тем объектом, который можно назвать фундаментальным с точки зрения
становления личности.
Формирование познавательного интереса (является естественным для) соответствует возрасту ребенка.
Исследователи характеризуют познавательный интерес как процесс, при котором
индивидуум учится выбирать информацию путем перенаправления внимания (Н. Ф. Добрынин),
связан этот процесс и со стремлением действовать (И. Ф. Харламов), важно также
единство эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, которые
активизируют процессы в сознании индивидуума, что в свое очередь реформирует
его деятельность (Л. А. Гордон). Отношение индивидуума к тому, что его
окружает, может быть, выражено в интенсивно-познавательном аспекте (В. Г. Иванов,
Н. В. Мясищев), а также в эмоционально-познавательном плане (М. Г. Морозова). Индивидуум мотивируется при познавательных процессах – это
одно из важнейших свойств данного типа деятельности, как считает Р.С. Немов
Вместе с этим специфическое видение личности по отношению к
познаваемому объекту, обусловлено сознанием, что данный объект значимо лично
для исследующего и привлекателен эмоционально, как считает А. Г. Ковалев [17].
Очевидно, что указанные характеристики познавательного интереса выделены авторами
на разных основаниях и связаны с психологическими особенностями развивающейся
личности. Однако перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга
и не отражают целостного подхода к развитию познавательного интереса в аспекте
личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны,
об актуальности проблемы развития познавательного интереса у старших
дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане
развития личности ребенка.