Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Методика (русский язык)

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие навыков самостоятельной работы при помощи кластера на уроках русского языка (на примере изучения раздела «Лексика» в 5 классе)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Особенности организации
самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. 6

1.1. Роль самостоятельной работы учащихся на
уроках русского языка. 6

1.2. Этапы самостоятельной работы на уроках
русского языка. 9

1.3. Приёмы, развивающие навыки
самостоятельной работы учащихся. 16

Глава 2. Теоретические основы развития
навыков самостоятельной работы на уроках русского языка при помощи кластера. 26

2.1. Визуализация учебного материала на
уроках русского языка в школе. 26

2.2. Кластер как приём графической
организации самостоятельно изучаемого материала. 37

2.3. Специфика изучения лексики в 5-м классе. 44

2.4. Возможности использования кластера как
приёма развития навыков самостоятельной работы. 48

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по
развитию навыков самостоятельной работы при помощи кластера на уроках русского
языка (на примере изучения раздела «Лексика» в 5 классе) 57

Заключение. 77

Список использованной литературы.. 80

  

Введение:

 

В России идет становление новой системы
образования, внедряется ФГОС ООО. В основе Стандарта лежит
системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие
организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося,
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Новый Стандарт образования предлагает
содержание того, чему учить школьников в рамках системно-деятельностного
подхода; в современном образовании все больше предпочтение отдается диалоговой
форме общения между учителем и обучающимся. Эффективным посредником в
организации учебного диалогического пространства на уроке может и должен
выступать какой-либо зрительно-познавательный образ, т.е. образ, «связанный с
сознанием, мышлением» (когнитивный) и «непосредственно воспринимаемый зрением»
(визуальный) [39].

Одним из способов повышения эффективности
и развития учебных способностей учащихся, развития у них навыков
самостоятельной работы является визуализация учебного материала. Несоответствие
растущего объема информации количества учебного времени – вот задача, которую
пытаются решить современные педагоги. Информационная насыщенность современного
мира требует специальной подготовки учебного материала перед его изложением
ученикам, чтобы в образном виде дать им основные или необходимые сведения.
Эффективным способом обработки и компоновки информации является ее «сжатия», то
есть представление в компактном и удобном для использования виде. Визуализация
как раз и предполагает «свертывания» информации в начальный образ.

Дж. Л. Уотсон считает, что наиболее
правильно представлять себе процесс визуализации как создание внутреннего
образа воспринимаемого ребенком объекта. В этом смысле границы понятия
"визуализация" значительно шире традиционно понимается понятие «наглядность».
В создании внутреннего образа объекта может участвовать не только наглядность,
но и другие средства, подключают различные органы чувств и формируют особый
язык познания.

Созданный ребенком образ предмета не
всегда соответствует реальности, поскольку полученная информация окрашивается
его индивидуальным восприятием. Поэтому образ одного и того же предмета
значительно отличается у разных учеников, как и оценки значимости отдельных его
элементов. Проблема наглядности поднималась еще Я.А. Коменским, И.Г.
Песталоцци, А. Дистервегом, К.Д. Ушинского [61].

Я.А. Коменский впервые сводит
использование наглядности в дидактический принцип построения обучения на
конкретных образах, непосредственно воспринимаются учениками, а ощущения и
восприятия считает основной формой познания.

Проблему наглядности в обучении по
психологическим позиций поднимают А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В.
Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, И.А. Тоидзе и т.д.

Л.М. Фридман рассматривает наглядность как
средство моделирования в обучении. З.С. Белова исследует возможности
наглядности в формировании реалистического мышления учащихся. Л.В. Занков, А.Г.
Халтобин, А.И. Зильберштейн, Л.П. Хитяева определяют роль наглядности в
развитии познавательной активности школьников. В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергелис, Б. Величковский,
исследовали проблемы формирования зрительного образа, функциональную структуру
зрительной памяти, развития «визуального» мышления. В.И. Евдокимовым, Н.М. Силич
осуществляется проверка влияния наглядности на эффективность процесса обучения.
С. Шаповалов и Н.М. Шахмаев рассматривают проблему наглядности в сочетании
с проблемой разработки и использования в обучении технических средств. Е.Г. Мингазов
формулирует гносеологические принципы наглядности в обучении, а А.В. Славин
анализирует роль наглядного образа в структуре познания. И.С. Якиманская
исследует проблему развития пространственного мышления детей и роль наглядности
в решении этой проблемы [76].

Вопрос визуализации является весьма
актуальным на уроках русского, поскольку именно этот метод позволит усвоить
материал основываясь не только на «сухой» и строгий текст учебника, а познать
материал на основе чувственного опыта, приходящего через восприятие и
интерпретацию визуального материала по русскому языку.

В настоящее время дети испытывают
трудности в обучении, у них пропадает мотивация учиться. Ученикам уже не
интересно выполнять обычные задания, вроде простых ответов на вопросы. Для
того, чтобы повысить интерес, вовлечь ребят в процесс, можно использовать:
кластеры, синквейны, фишбоун. Эти способы ответов не только увлекательны, но и
также дают ребятам возможность творчески мыслить, работать в команде.

Актуальность
исследования обусловлена тем, что в настоящее время учащиеся испытывают
трудности в обучении, детям не хватает мотивации учиться, а учителям становится
все труднее заинтересовать их. Современным школьникам не интересно выполнять
обычные задания, вроде простых ответов на вопросы. Тогда на помощь учителям
приходят различные приемы для организации работы на уроке. Например, кластер,
такой способ ответа не только увлекателен, но и способствует развитию навыков
самостоятельной работы, а главное, с его помощью ребенок сможет показать свое
понимание (усвоение/видение) изученного материала.

Научная новизна исследования состоит
в том, что в данной работе рассмотрена специфика развития навыков
самостоятельной работы при помощи кластера на уроках русского языка (на примере
изучения раздела «Лексика» в 5 классе).

Объект
исследования:
приёмы развития навыков самостоятельной работы.

Предмет
исследования:
кластер как приём графической организации самостоятельно изучаемого материала
на уроках русского языка по разделу «Лексика» в 5 классе.

Цель
исследования – разработать
комплекс заданий по самостоятельной работе с кластером на уроках русского языка
в 5 классе при изучении раздела «Лексика».

Для достижения поставленной цели были
выдвинуты следующие задачи:

1.Определить приёмы развития навыков
самостоятельной работы.

2. Описать роль кластера как приёма
графической организации самостоятельно изучаемого материала.

3. Разработать комплекс заданий по
самостоятельной работе с кластером на уроках русского языка в 5 классе при
изучении раздела «Лексика».

Для решения поставленных задач были
использованы следующие методы: анализ литературы по теме исследования;
синтез и обобщение; описание; сравнение; педагогический эксперимент; наблюдение;
анализ документации; анкетирование.

Методологической базой
для работы послужили исследования таких ученых, как А.Ю. Акмалов, Л.И. Божович,
Л.Г. Вяткин, Е.А. Генике, В.В. Давыдов, С.И. Заир-Бек, Н.В. Кудряшова,
Ю.А. Лях, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова, Г.К. Селевко, Т.И.
Шамова и др.

Литература.
В
работе было проанализировано 76 источников.

Практическая значимость исследования состоит
в том, что собранный материал можно использовать в дальнейших разработках
данной темы; в разработанном комплексе заданий по самостоятельной работе с
кластером на уроках русского языка в 5 классе при изучении раздела «Лексика» и
возможности его использования в работе учителя русского языка.

Структура выпускной
квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Тема нашего исследование обладает особой
актуальностью, поскольку в современном обществе существует необходимость в формировании
и воспитании личности, которая будет способна к самостоятельному получению
знаний.

Самостоятельная
работа учащихся рассматривается как сфера личностной самореализации учащихся,
сфера проявления творческого потенциала. Вместе с тем в процессе
целенаправленной самостоятельной работы формируются основные качества личности,
а именно, чувство общественного долга и ответственности, целеустремленность,
активность и другие; эффективным средством организации самостоятельной работы
считаем метод проектов.

В настоящее
время широкое применение проектной и исследовательской деятельности обучающихся
обязательно с введением Федеральных государственных стандартов. Несмотря на
различные толкования понятия (проект, проектирование, исследовательская
деятельность и т.д.), все исследователи указывают на его творческий,
преобразующий характер. Проектная деятельность продуктивно обогащает
традиционное обучение, синтезируя в себе преимущества развивающих методов
обучения, и обеспечивает широкие межпредметные связи.

Самостоятельная
работа на уроках – это не форма организации учебных занятий и не метод
обучения, а действенный способ привлечения учащихся в самостоятельную
познавательную деятельность, средство ее логической и психологической
организации.

Основываясь
на разных подходах в определении познавательной самосто-ятельности, выявленных
в ходе анализа научно-педагогической литературы, мы рассматриваем
познавательную самостоятельность как качество личности, про-являющееся у
школьников в потребности и способности приобретать знания из различных
источников информации, овладевать способами познавательной дея-тельности,
совершенствовать их и творчески применять эти знания и способы в конкретных
учебных ситуациях без непосредственной помощи со стороны, то есть путем
собственных волевых усилий.

В
результате анализа теоретической литературы, посвященной способам и средствам
формирования познавательной самостоятельности школьников на уроке русского
языка, мы установили, что для развития самостоятельности мышления особенно
эффективны методы проблемного обучения: проблемное изложение,
частично-поисковый, включающий и эвристическую беседу, исследовательский.
Основным приемом целесообразно выбрать кластер, так как он позволяет успешно
организовать самостоятельную деятельность учащихся, способен вызывать свежие
ассоциации у обучающихся, вовлекать в мыслительный процесс новые представления
по определенной теме.

Эффективность
самостоятельной работы достигается за счет четкой ее организации. Правильно
спланированная, организованная и методично обеспеченная самостоятельная работа,
в частности, на уроке иностранного языка, способствует свободному оперированию
языковым материалом.

На основании изложенного можно
констатировать, что в новых социально-экономических условиях возрастает
актуальность проблемы активизации учебной деятельности и необходимость
расширения педагогического поиска ее решения, в том числе средствами
визуализации обучения. Для этого необходимо выявление, осмысление и реализация
новых свойств и функций средств визуализации и адекватных технологических
способов работы с ними на всех этапах учебной деятельности. Они позволяют
инициировать, поддерживать и совершенствовать такие механизмы мышления, как
диалог — взаимодействие внешнего и внутреннего планов учебной познавательной
деятельности, процессы отображения исследуемых объектов, процессы проекции
образа познаваемого объекта и проекции психического образа «во внешней области
пространства».

Визуализация учебной информации позволяет
решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения,
активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие
критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного
представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания
образов, повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.

Итак, на современном этапе развития
образования обращение к данному феномену неизбежно, и он представляется ключом
к решению проблемы активизации учебной деятельности, в том числе для перехода
от частично интуитивного составления дидактической наглядности к проектированию
и дидактического дизайна визуальных средств обучения.

Проведенное
исследование успеваемости и уровня развития самостоятельной деятельности
учащихся 5-го класса на уроках русского языка на этапе предэкспериментального
среза показал, что успеваемость учащихся по русскому языку, уровень развития у
них навыков самостоятельной работы являются недостаточными.

На основе
полученных данных был разработан и апробирован комплекс заданий
по самостоятельной работе с кластером на уроках русского языка в 5 классе при
изучении раздела «Лексика».

Проведенный постэкспериментальный срез
показал положительную динамику уровней
успеваемости по русскому языку и уровней развития самостоятельной деятельности
учащихся 5-го класса.

Полученные
результаты исследования подтверждают эффективность использования кластера как
приема развития навыка самостоятельной работы учащихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности
организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка

1.1. Роль самостоятельной
работы учащихся на уроках русского языка Самостоятельность является
основным вектором взросления, поскольку представляет собой инициативное,
ответственное поведение, которое не зависит от чьего-либо влияния, совершается
без помощи со стороны, своими силами [17, с. 37].

Психофизиологический
механизм самостоятельности зависит от изменений, происходящих в процессе
развития детей в определенный возрастной период. К примеру, на начальном этапе
дошкольного детства самостоятельные действия ребенка, обогащаясь и приобретая
системность, постепенно принимают форму деятельности. На среднем этапе
дошкольного возраста в различных видах деятельности проявляются разные формы
самостоятельного поведения [57, с. 157].

Самостоятельностью является
умение целенаправленно работать по плану, выбирать самые рациональные приемы
учебного труда, корректно рассчитывать собственные силы и учитывать результаты
своей деятельности. Самостоятельность подразумевает сформированность навыков
саморегуляции, позволяющие оценить результаты собственных действий и
корректировать их в случае необходимости. Большое значение имеет умение
распределить свои усилия в процессе достижения поставленной цели [46].

Необходимо обозначить
структурный подход к самостоятельной деятельности, её сущности. Первоначально у
ребенка наблюдается возникновение потребности к самостоятельной деятельности, в
том числе и учебной. Безусловно, самостоятельная деятельность ребенка состоит
из действий, направленных на достижение потребности, цели [2].

В теоретическом плане
выделяется 3 направления деятельности в самостоятельной работе: познавательное,
практическое и организационно-техническое. Данное положение позволяет говорить
о безграничных возможностях развития познавательной, учебной, творческой,
организационной, исследовательской самостоятельности [46; 49].

Понятие самостоятельность
трактуется как личностное свойство, которое предполагает [60; 74]: независимость суждений и
действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать
важные решения; ответственность за свои поступки и их последствия; внутреннюю
уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

О.В. Алекинова определяет
самостоятельную деятельность детей, которая возникает по инициативе самого
ребенка. Мотивы ее возникновения не всегда и не сразу очевидны, и на первый
план выступает её спонтанный характер. Также она выделяет, что если выявить мотивы
и источники становления этой деятельности, то может, будет найти приемы
косвенных воздействий, способствующих развитию детской инициативы [2].

Таким образом, в определении
сущности понятия самостоятельность ученые отличают самостоятельность, в
частности, и учебная самостоятельность, как качество личности, которое
обеспечивает достаточно устойчивую тенденцию к независимости и инициативному
поведению и самостоятельность, как характеристику деятельности, ситуативное
проявление (ребенок справляется с заданием только в определенных условиях или
только с определенным заданием).

Основываясь на позициях
таких исследователей, как А.Т. Алимов [4], Н.А. Маркова [46] и др., под
самостоятельность мы понимаем способ деятельности, который обусловлен тем, что
дети с раннего возраста связаны с освоением разных видов деятельности (игровой,
трудовой, предметной, познавательной, продуктивной). Наше мнение таково, что
формирование учебной самостоятельности как характеристики способа учебной
деятельности представляет собой первый этап в развитии данного явления и
выступает функциональной ступенью в процессе воспитания учебной
самостоятельности как качества индивидуума. Говоря иначе, на основе
самостоятельности у детей формируется идеальный образ себя как самостоятельного
деятеля, для которого свойственен определенный тип отношений к себе самому, к
окружающим людям, к определенному виду деятельности.

На развитие учебной
самостоятельности также оказывают влияние уровень сформированности
эмоциональной сферы школьника, его интеллекта и воли. Самостоятельность, как
базовое качество личности, помогает ребенку приобрести уверенность в себе,
способность разрабатывать и реализовывать свою стратегию жизнетворчества,
решать различные жизненные проблемы. На уровень сформированности
самостоятельности влияют условия, в которых ребенок воспитывается, окружающая
среда (биологические, социальные, физические, культурные факторы),
познавательные и эмоциональные процессы, соответствующие возрастной зрелости.

Исследователи выделяют три
важных компонента самостоятельности, в том числе и учебной: интеллектуальный,
волевой и эмоциональный [63].

Главными компонентами
интеллектуальной составляющей вступают традиционное и продуктивное мышление. С
исследуемой нами проблемой напрямую связано продуктивное мышление, поскольку
оно отвечает за умение решать новые задачи, ориентироваться в ситуациях, которые
возникают перед детьми. Также учебная самостоятельность непосредственно связана
с волей, по этой причине решение поставленной задачи школьников предполагает
наличие целеустремленности, настойчивости. Волевые качества индивида является
фундаментом самостоятельности. Самостоятельный ребенок всегда обладает
достаточно сильно развитой волей, он уверен в достижении своей цели и решителен
в собственном выборе [33, с. 11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы