Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие музыкальной памяти в классе фортепиано
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Память как психологическая категория 5
2. Музыкальная память и её компоненты 13
3. Факторы, снижающие музыкальную память. 20
4. Развитие музыкальной памяти 25
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 1 36
Введение:
Многие композиторы и знаменитые музыканты-исполнители, от Моцарта до Рахманинова, поражали своих современников феноменальной музыкальной памятью, которая позволяла им удерживать в своём сознании почти всю однажды услышанную музыку. Например, удивительно, как наш современник пианист Денис Мацуев запоминает огромные нотные тексты во время своих многочисленных перелётов, и почему Святослав Рихтер, пианист с феноменальной памятью, выучивший Седьмую сонату Прокофьева всего за четыре дня, на знаменитом концерте в Лондоне в 1989 году играл Восьмую сонату Моцарта по нотам? Однако, научных исследований, касающихся этого вопроса, не так много. Для развития профессионализма в области музыкального исполнительства в специальных средних и высших учебных заведениях требуется изучение феномена музыкальной памяти, её природы, объёма, широты и временного интервала для сохранения и воспроизведения усвоенного материала. Этим обуславливается актуальность данной работы.
В настоящее время резко возрастает потребность изучения механизмов памяти в связи с увеличением популяции детей с когнитивными трудностями в учёбе в силу влияния различных факторов (от экологии до окружающего социума) и пожилых людей с нарушениями памяти из-за когнитивного старения головного мозга человека. В то же время огромный объём информации (особенно информация теле-радио-интернет каналов), которая окружает, проникает в подсознание, попадает в краткосрочную память и фрагментировано остаётся, «захламляя» хранилище общей памяти.
Цель работы: Изучить, как развивается музыкальная память в классе фортепиано.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть память как психологическую категорию;
2. Изучить музыкальную память и её компоненты;
3. Изучить факторы, снижающие музыкальную память;
4. Изучить, как развивается музыкальная память в классе фортепиано.
Объект исследования: Музыкальная память.
Предмет исследования: Развитие музыкальной памяти.
Структура работы: Работа напечатана на ___ листах компьютерного набора и включает в себя введение, четыре раздела, заключение, список использованной литературы и приложение.
Заключение:
Изучение музыкальной памяти, если оставить в стороне действительно раннюю историю, началось, возможно, в 1960-х и 70-х годах, когда люди начали в рамках когнитивной парадигмы, в рамках психологии проводить эксперименты со слуховой памятью. В дополнение к вербальным материалам некоторые слуховые психологи начали использовать отдельные тона, например, Диана Дойч была важным исследователем, который начал в конце 60-х годов исследовать память для отдельных тонов или коротких последовательностей тонов.
Большинство музыкальных стимулов были мелодиями или короткими мелодиями, но они были специально сконструированы, поэтому они звучат очень искусственно. Они могли бы быть синусоидальным тоном, генерируемым генератором синусоидальных тонов и без ритма: очень скучная музыка на самом деле, психологическая экспериментальная музыка, которую вы не хотели бы слушать.
Но большим преимуществом наличия этих стимулов было то, что вы могли манипулировать ими, и у вас был бы полный контроль над тем, что люди должны изучать в этом эксперименте. Это дает вам возможность сравнить различные условия между простыми и сложными мелодиями, мелодиями, которые имеют разные типы контуров и разные модели взлетов и падений, независимо от того, поможет ли добавление ритма или ухудшит память, например, есть ли эффекты интерференции между тем, если вам нужно вспомнить один тон здесь и сравнить ей до одного тона нет дела, какой ряд тонов находится посередине, например.
Ниже представлены некоторые рекомендации по развитию музыкальной памяти:
1. Если ты не обладаешь феноменальной музыкальной памятью, тебе придётся развивать музыкальную память любыми способами.
2. Все виды памяти должны работать одновременно дополняя друг друга.
3. Все органы чувств, данные человеку должны участвовать в запоминании.
4. Выученное и запомненное произведение нуждается в регулярном повторении, чтобы исключить забывание.
5. Осмысленное запоминание является приоритетнее, чем непроизвольное, но для этого нужно тренировать терпение.
6. Вдохновение, мотивация, стимуляция и поощрение – важные факторы развития как памяти, так и личности в целом.
Фрагмент текста работы:
1. Память как психологическая категория
Память занимает особое место в психических процессах. Она объединяет их в единую систему, становясь фундаментом всей познавательной деятельности человека. Не случайно, в мифологии Древней Эллады богиня памяти Мнемозина была матерью девяти муз – покровителей науки, искусства, талантов, всей духовной жизни человека. Во время молитв Мнемозине древние греки просили её улучшить способность запомнить увиденное и услышанное.
Память лежит в основе любого психического явления (запоминаем ощущения, объекты восприятия). Без памяти невозможно познание мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.
Изучению памяти посвятили свои труды многие педагоги, физиологи, нейрофизиологи, психологи, среди которых А. Г. Маклаков, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, которые дают подробное описание типов, видов, форм памяти. Так, например, исследователь П. П. Блонский выделял четыре разновидности памяти, опираясь на особенности материала запоминания и воспроизведения:
— двигательная память – память на различные движения и их системы, которая позволяет формировать практические и трудовые навыки и является актуальной при заучивании танцев, построений, иной двигательной активности;
— эмоциональная (аффективная) память – память, основывающаяся на эмоциях, чувствах;
— образная память – память, которая базируется исключительно на образах (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых);
— словесно-логическая (вербальная) память – память, основывающаяся на мысли и речи [7, с.256].
Существует несколько основных подходов к классификации памяти. В таблице в обобщенном виде представлены основные явления памяти:
Таблица 1. Классификация памяти
К функциям памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала.
Запоминание можно определить, как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового, путём связывания его с приобретённым ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции.
Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержании. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и др.
Способы организации информации в памяти подразделяются на:
— пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);
— ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);
— иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует).
Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания и на уровне воспроизведения в узком смысле слова. В музыкальной памяти процесс узнавания очень важен (при втором прослушивании отдельной темы, группы тем, частей, всего произведения в целом; при узнавании стиля музыки и по нему – автора; при обращении к незнакомой музыке – на основе знаний, опыта, традиций).
Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и приобретает возможность обобщения. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала), торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного.
Существует ли связь между тем, как быстро человек запоминает и как долго помнит? Экспериментальные исследования показали, что строгой закономерности здесь нет. Чаще встречается положительная связь между прочностью и скоростью запоминания, т. е. тот, кто быстро заучивает, дольше и помнит, но наряду с этим наблюдается и обратное соотношение. Нет также никакой определенной взаимосвязи между скоростью и точностью запоминания.
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).
Как правило, принято выделять следующие качества памяти: скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти). Оба параметра измеряются по шкале «быстро-медленно» и дают четыре сочетания, описывающие особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.
По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память – это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание.
Произвольная память – запоминание со специальной установкой запомнить, и требующее определенных волевых усилий. Одной из основных причин превалирования в младшем школьном возрасте непроизвольного запоминания музыкального материала над произвольным является то обстоятельство, что усвоение материала сопровождается решением сложных (для учащихся этого возраста) умственных задач, требующих высокой степени интеллектуальной активности. Когда же основные исполнительские навыки и умения будут в достаточной мере сформированы, непроизвольное запоминание начинает уступать по продуктивности произвольному.
По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую.
Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались.
Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.
В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную, оперативную и долговременную память.
Кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого. Она работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, стоящей перед человеком.
Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение. По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную, эмоциональную и личностную.