Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста с дизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
1.
Теоретические основы развития моторной сферы у детей дошкольного возраста с
дизартрией. 5
1.1 Понятие
о дизартрии. 5
1.2 Психолого-педагогическая
характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. 8
1.3
Особенности развития моторной сферы дошкольников с дизартрией. 13
Выводы по главе 1. 19
Глава 2 Экспериментальное
исследование особенностей развития моторной сферы у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией. 21
2.1 Исследование состояния моторной
сферы у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией (по результатам
констатирующего эксперимента) 21
2.2 Логопедическая работа по
развитию моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией (по
результатам формирующего эксперимента) 35
2.3 Рекомендации по развитию
моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. 40
Выводы по главе 2. 47
Заключение. 48
Список литературы.. 50
Введение:
Введение Количество
детей дошкольного возраста, имеющих разнообразные нарушений речи увеличивается
с каждым годом. Возрастает количество всех видов нарушений речи, однако
специалисты отмечают, что одним из наиболее часто встречающихся и достаточно
сложно поддающихся коррекции речевых нарушений является дизартрия.
Дизартрия
представляет собой комплексное нарушений речи, которое обусловлено нарушением процесса
иннервации мышц речевого аппарата. Однако, следует отметить, что при данном
нарушении страдает не только речь. Существенные отклонения отмечаются в
процессе формирования двигательной сферы данной категории детей.
Специалисты
отмечают, что страдают все сферы
моторного развития, а именно отмечается общая моторная неловкость, сложности в
удержании статического положения тела, нарушения скорости и объема динамических
моторных навыков, страдает переключаемость движения, содружественность
выполнения движений. Кроме того отмечены нарушения и в сфере мелкой моторики,
артикуляционной моторики, мимической моторики. В связи с наличием органических
нарушений в центральной нервной системе часто отмечаются такие симптомы, как
наличие синкинезий, тремора и др., что также усугубляет имеющиеся нарушения в
развитии моторной сферы дошкольников с дизартрией.
Проблемами исследования нарушений
моторной сферы дошкольников с дизартрией, а также вопросами коррекции данного
направления развития занимались многие исследователи, работы которых составляют
теоретико-методологическую основу данного исследования.
Е.
Ф. Архипова утверждает, что у детей с дизартрией, вследствие поражения
центральной нервной системы, нарушаются двигательные механизмы, страдает как
общая, так и пальцевая, артикуляционная и лицевая моторика, что усугубляет
нарушения речи при данной патологии. В ряде исследований (М. М. Кольцовой, В.
М. Бехтерева и др.) отмечается взаимосвязь между развитием моторной сферы и
речи ребенка, следовательно, коррекция моторной сферы может стать благоприятной
базой для коррекции речи.
Таким
образом, актуальность исследования данной темы состоит в том, что своевременная
диагностика нарушений в различных формах моторной сферы позволяет грамотно
выстроить последующую коррекционно-развивающую деятельность и, соответственно,
достичь высокого уровня развития речи.
Цель
исследования: изучить теоретические представления и выполнить эмпирическое
изучение особенностей развития моторной сферы старших дошкольников с
дизартрией.
Объект
исследования: старшие дошкольники, у которых выявлена дизартрия.
Предмет
исследования: особенности сформированности разных видов моторики (общей,
мелкой, мимической, артикуляционной) у старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза:
если у ребенка обнаружена дизартрия, то можно предположить, что у него имеются
нарушения всех видов моторики, а именно общей, мелкой моторики пальцев,
мимической и артикуляционной моторики.
Методы
исследования:
Теоретические:
анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
Эмпирические:
экспериментальное исследование особенностей моторной сферы старших дошкольников
с дизартрией, качественный и количественный анализ результатов исследования.
.
Заключение:
Заключение Дизартрия
представляет собой сложное нарушение развития речевой деятельности, которое
обусловлено нарушением иннервации речевого аппарата. Для дошкольников с
дизартрией характерны нарушения тонуса мышц речевого аппарата, невнятное
произношение при котором нарушено воспроизведение большого количества звуков.
Также страдает развитие и остальных компонентов речевой деятельности. Помимо
речевой деятельности, отмечаются вторичные нарушения: недостатки развития
памяти, внимания, познавательной сферы, эмоционально-волевых процессов.
Также
у дошкольников с дизартрией отмечается нарушение в развитии всех компонентов
двигательной сферы: общей и мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Как
правило, такие дети неуклюжи, моторно неловки, у них отмечаются сложности в
выполнении элементарных бытовых действий, таких как удержание ложки, карандаша,
застегивание пуговиц. Отмечаются сложности в освоении графомоторной
деятельности. В речевой деятельности при дизартрии возникают стойкие нарушения
звукопроизношения, которые обусловлены нарушениями в развитии артикуляционной
моторики. Также это является причиной и других нарушений, таких как, например,
сопутствующие движения (синкинезии), гиперсаливация и т.д. Нарушения мелкой
моторики приводят с сложностям в формировании различных бытовых навыков,
навыков рисования, а в дальнейшем и графомоторных навыков.
С
целью изучения особенностей состояния моторной сферы дошкольников с дизартрией
нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 10
детей 6-7 лет с дизартрией. Для диагностики были выбраны следующие направления
моторного развития: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика,
а также ритмическое чувство. В результате проведенного исследования было
установлено, что практически у всех детей с дизартрией имеются нарушения
выделенных направлений двигательной сферы. Детям было сложно выполнять все
предложенные задания. У респондентов фиксируются низкие параметры развития
общей и мелкой моторики. Также у детей с дизартрией отмечаются проблемы при
воспроизведении проб, направленных на обследование статической и динамической
координации движений артикуляционного аппарата. Как правило, для выполнения
предложенных заданий детям требовалась помощь педагога, однако и при наличии
данной помощи детям не всегда удавалось справиться с заданиями. В связи с этим
были предложены методические рекомендации по развитию моторной сферы старших
дошкольников с дизартрией, описаны основные принципы и формы работы в данном
направлении.
В
основе предложенной коррекционной деятельности лежат следующие принципы
деятельности: системности, доступности, принцип развития, онтогенетический
принцип, этиопатогенетический принцип, принцип активности и деятельности и т.д.
Начало коррекционной деятельности предполагает включение видов деятельности,
направленных на восстановление нормального мышечного тонуса. В дальнейшем
педагогами и логопедами включаются упражнения и игры, направленные на выработку
соответствующих моторных навыков, формирование чувства ритма и т.д. Данная
работа должна быть регулярной и систематичной. Т.к. моторные нарушения при
дизартрии отличаются достаточной стойкостью, то коррекционная работа
продолжается в течение достаточно длительного времени.
Фрагмент текста работы:
Определение «дизартрия» рассматривается
как патология произносительной стороны речи, при которой нарушается звукопроизношение
и просодическая организация звукового потока. Независимо от уровня поражения
центральной нервной системы (ЦНС) при дизартрии в любом случае страдает целостность
функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом отклонения
касаются формирования высоты, тона, громкости голоса, ритмико-интонационной
организации высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в общем
неправильно развивается фонетический строй речи [2].
Эту патологию членораздельной речи соотносят
в основном с патологической иннервации мышц периферического речевого
аппарата, в связи с чем осуществляется нарушения нейромоторной координации мышечного
тонуса в результате органического или функционального поражения ЦНС.
С неврологической точки зрения дифференцируют
такие главные клинические формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную,
подкорковую, мозжечковую и корковую [25].
Бульбарная дизартрия детерминирована поражением
периферических двигательных нейронов. Таким образом, для данной формы типично снижение
тонуса мышц речевого
аппарата, обусловленное органическим поражением моторных нейронов в
продолговатом отделе мозга. Патологии двигательного осуществления фонологической
системы речи, замена ее комплексом звуков, зачастую несоответствующих русской
звуковой системе и интегрируемых по принципу их анатомо-физиологической
доступности.
Динамика и варианты обусловлены распределением
и уровнем пареза мышц периферического речевого аппарата.
Псевдобульбарная дизартрия детерминирована
спастическим параличом мышц
периферического артикуляционного аппарата. Она выступает один из признаков центрального,
т. е. спастического паралича и проявляется выражается в расстройстве речевой
моторики. Избирательно страдают произвольные движения при сохранности
непроизвольных (рефлекторных), в том числе сложных эмоционально-окрашенных
моторных реакций. Голос сиплый, напряженный, быстро истощаемый, не модулирован.
Речь в целом смазанная, невнятная. Темп замедлен. Фразы короткие. Просодическая
характеристика речи резко обеднена. Речь монотонна, для нее типично отсутствие
выразительных интонаций [19].
Для детской практики наиболее существенна
псевдобульбарная форма дизартрии. С неврологической точки зрения детская
псевдобульбарная дизартрия имеет сложный патогенез: наряду с центральными
спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребенка, как правило,
наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы,
а иногда и другие двигательные расстройства. Детская псевдобульбарная форма
обычно входит в синдром ДЦП. Нарушения моторики у этих детей носят широкий
характер. Чаще всего встречаются смешанные формы детского псевдобульбарного
паралича, при котором наблюдаются симптомы пареза, спастичности и гиперкинеза.
Тяжелое нарушение речи и нарушение общей моторики оказывают задерживающее
влияние на общее развитие и характер детей.