Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие мотивационной сферы учащихся на уроках по учебному предмету «технология» на основе проектной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Часть 1. Теоретический анализ мотивационной сферы учащихся на уроках технологии с помощью проектной деятельности 7
1.1 Особенности проектной деятельности на уроках технологии (понятия, авторы, структуры 7
1.2 Особенности развития мотивационной сферы обучающихся на уроках технологии. (общие понятия, учебные виды, мотивов) 11
1.3 Проектная деятельность, как средство повышения мотивации при изучении технологии 17
Выводы к первой главе 24
Часть 2. Методика формирования мотивационной сферы на уроках технологии с помощью проектной деятельности 26
2.1 Подготовка к реализации проектной деятельности для развития мотивационной сферы учащихся на уроках технологии 26
2.2 Описание опытно-экспериментальной работы результатов 32
2.3 Анализ или рекомендации по применению методов проектов развития мотивации 38
Вывод по главе 2 42
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Введение:
Актуальность исследования. Демократизация и гумманизация общества, новые задачи, которые ставит жизнь, обусловливают необходимость качественных изменений в организации учебного образовательного процесса в целом и познавательной деятельности в частности.
Развитие образования ставит перед учителем задачи создать ребенку условия для ее максимального самоопределения и самовыражения. Обучение должно быть максимально приближенным к запросам и возможностям ребенка.
Условием успеха в развитии мышления является высокая познавательная активность учеников. Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных умственных и практических действий каждого ребенка. Поиски методов обучения, которые активизировали воздействие на процесс обучения, приводят к повышению актуальности развивающих и проблемных методов, самостоятельной работы, творческих задач. При этом психологически обоснованной выглядит такая организация урока, при которой соискатели образования получают знания не по принуждению, а с желанием и по внутренним потребностям.
Активно-познавательная и практическая деятельность учащихся — одно из главных компетенций учителя технологии. Традиционный методический аппарат обучения технологии не всегда обеспечивает эффективное формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся, что вызывает необходимость его усовершенствования, дальнейшей разработки методических подходов к решению этого неотложного вопроса. Задача современного учителя — найти такие формы обучения, которые бы сделали урок более интересным, повысили интерес учеников к изучению предметов, активизировали бы их познавательную деятельность и сняли напряжение.
Применению проектно-технологической деятельности на уроках трудового обучения посвящено значительное количество научных работ. Общие основы совершенствования методики трудового обучения исследовали А. Белоблоцкий, В. Дидух, Р. Захарченко, Г. Левченко, В. Сидоренко, Г. Терещук, Д. Тхоржевский и др. Педагогические условия развития творческих способностей и психологические аспекты творческой деятельности личности раскрыто в трудах А. Антонова, И. Волощук, Г. Гуревича, Л. Денисенко, Д. Комского, А. Матюшкина, М. Скаткин и др. В большинстве из них установлено, что обновленное содержание и методика трудового обучения должны строиться на основе проектно-технологического подхода, основанного на гибкой организации процесса обучения учащихся, где приоритет принадлежит средствам активного обучения и современным педагогическим технологиям, а это, в свою очередь, требует разработки соответствующей методики. Поэтому только с помощью использования традиционных методов обучения с сочетанием новейших технологий происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, а также формирование мировоззрения, развитие способностей, реализация обучающей, воспитательной и развивающей функции обучения.
Таким образом, актуальность проблемы формирования всесторонне развитой личности, совершенствования учебно-воспитательного процесса учащихся старших классов с помощью внедрения проектной деятельности и эффективного усвоения ими знаний, умений и навыков при изучении предмета технологии обусловили выбор темы исследования.
Итак, целью исследования является анализ развития мотивационной сферы учащихся на уроках по учебному предмету «Технология» на основе проектной деятельности.
Объектом исследования является мотивационная сфера учащихся.
Предметом исследования является методика формирования мотивационной сферы на уроках технологии с помощью проектной деятельности.
Гипотеза исследования — учебная деятельность учащихся по технологиям будет более продуктивной, если эффективно будет осуществляться проектная деятельность на уроках при оптимальном выборе и применения информационных источников и информационных технологий.
Согласно объекта и предмета исследования для достижения цели, и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать особенности проектной деятельности на уроках технологии (понятия, авторы, структуры.
2. Проанализировать особенности развития мотивационной сферы обучающихся на уроках технологии.
3. Рассмотреть проектная деятельность, как средство повышения мотивации при изучении технологии.
4. Рассмотреть процесс реализации проектной деятельности для развития мотивационной сферы учащихся на уроках технологии.
5. Провести опытно-экспериментальную работу.
6. Предоставить рекомендации по применению методов проектов развития мотивации.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания; его принципы: принцип системности и детерминизма (Ю. Бабанский, А. Дробницький, В. Ефимов, А. Скрипченко), принцип единства сознания и деятельности (Г. Костюк, А. Леонтьев, С. Рубинштейн). Положения философии, психологии, педагогики о системе субъект-объектных связей: человек, превращая объективный мир, всегда включается в сложную систему связей и отношений с другими людьми (И. Бех, В. Демиденко, В. Зосимовський, В. Мясищев и др.).
Теоретическую основу исследования составляют: достижения педагогики, психологии, методики трудового обучения, других наук, раскрывающих основные принципы отбора содержания образования для различных типов школ (М. Бурда, С. Гончаренко), концептуальные основы деятельности учебных заведений нового типа (В. Мадзигон, В. Паламарчук), педагогические аспекты совершенствования содержания трудовой политехнической подготовки школьников (А. Демин, В. Мадзигон, В. Поляков, Д. Тхоржевский), индивидуализации и дифференциации (А. Кирсанов, Е. Рабунскому, В. Монахов, Г. Терещук , И. Унт), психолого-педагогические основы трудовой подготовки учащихся (Г. Костюк, И. Бех, Т. Кудрявцев), теории содержания технических дисциплин (М. Жиделев, В. Леднев, В. Сидоренко, М. Скаткин).
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы:
— Теоретические методы: анализ, сопоставление, обобщение данных исследования на основе изучения философской, психологической, педагогической и методической литературы, учебных программ, учебников по трудовому обучению, моделирование.
— Эмпирические методы: изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта учителей технологий; наблюдение, анкетирование, беседы с учителями и учениками; изучение результатов деятельности школьников; педагогический эксперимент в констатирующей и формирующей формах.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы в практике работы учителей технологий в России, в составлении новых учебных программ, в написании учебно-методических пособий.
Заключение:
Исследуя вопросы формирования и развития познавательной мотивации подростков во время учебно-образовательного процесса были обработаны труды известных психологов, педагогов по определению теорий мотивации, определена сущность понятий «мотив», «мотивация» и «познавательная мотивация» в научной литературе. Доказано, что проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности человека является одной из ключевых в психологии.
Изучив различные точки зрения по данному вопросу, были выделены внешние и внутренние факторы мотивации человека, которые лежат в основе поведения человека вообще и их профессиональной деятельности в частности.
Можно отметить, что познавательная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность обучения. Поэтому, при анализе мотивации учебной деятельности главное не только определять доминирующий мотив, но и рассматривать всю структуру мотивационной сферы подростка.
Доказано, что общий уровень познавательной мотивации зависит от количества мотивов, которые актуализируются и чем больше этих мотивов, тем выше общий ее уровень. Ни один процесс познания был бы невозможен без мотивов учебной, а значит и познавательной деятельности.
Анализ изложенного материала позволяет сделать следующие выводы: познавательная мотивация подростков является динамичным явлением изменяющейся обогащается и развивается на протяжении всего периода обучения, во время изучения различных учебных дисциплин по-разному осуществляется переход подростков от конкретно-образного к абстрактно-понятийному мышления, а именно, конкретно, при изучении языка происходит создание особого восприятия, условий для формирования способности абстрагировать и обобщать свойства объектива, переходить от абстрактного к конкретному; по степени влияния факторов на продуктивность обучения мотивация занимает первое место, а одним из наиболее эффективных мотивационных механизмов повышения умственной деятельности учащихся является игровой характер учебного процесса Сознательно-положительное отношение учащихся к обучению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности.
Во втором разделе было проведено экспериментальное исследование формирования и развития познавательной мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста на уроках технологии.
Исследование проведено в два этапа.
На первом этапе продиагностировано отношение учащихся к предмету технология. Проведен мониторинг уровня учебной деятельности по двум показателям: текущая успеваемость и тестовый контроль. Выявлен низкий показатель качества знаний по предмету.
На втором этапе проведен формирующий эксперимент по способам стимулирования познавательной активности подростков на уроках технологии как средства стимулирования познавательной мотивации учащихся. В течение исследовательского периода было уделено максимальное внимание планированию уроков с систематическим применением интерактивных технологий с целью формирования и развития познавательно-мотивационного компонента и повышение уровня знаний учащихся.
Большое значение метода проектов оказывает для развития жизненной компетентности ученика, становление ключевых жизненных компетенций обусловлено преимуществами, которые предоставляет педагогу его применения, а именно:
— метод проектов позволяет проверить и закрепить на практике теоретические знания;
— проект обеспечивает производительную связь теории и практики в процессе обучения;
— жизненным результатом проекта является продукт (что обеспечивает целостность проекта, ведь оценивается завершенный проект), а условиями, инструментами его достижения является компетенция учащегося;
— данный метод способствует приобретению учеником жизненного опыта, необходимого развития и функционирования, как его отдельных компетенций, так и жизненной компетентности в целом;
— участие ученика в проектной деятельности способствует формированию умений и навыков, становлению жизненных принципов и ценностей, которые в дальнейшем будут положительно влиять на его жизнедеятельность.
Фрагмент текста работы:
Часть 1. Теоретический анализ мотивационной сферы учащихся на уроках технологии с помощью проектной деятельности
1.1 Особенности проектной деятельности на уроках технологии (понятия, авторы, структуры
Слово «проект» происходит от латинского «projectus», что означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросается в глаза». На самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, представляет то, что ученик может создать или получить, потратив определенные усилия [84, c.8-12].
Слово «метод» происходит от греческого слова «metodos» — способ достижения цели.
Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, ограниченность развития, угрожают стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творчество возможности ученика.
В это время и зародились идеи «свободного воспитания». При всем их разнообразии, объединяющем для всех подходов, была убежденность в необходимости развивать творческие способности ученика, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир. Наука независимо проведенных исследований во Франции (А. Бине), в Германии (В. Лай, Э. Мейман), в Швейцарии (Э. Клапаред), в Бельгии (О.Декроли), в США (Э. Торндайк) и другие, привели к близким результатам