Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие мотивации к творчеству детей старшего дошкольного возраста средствамитехники лепки из глины в дополнительном образовании.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1
Теоретические основы исследования развития мотивации детей старшего дошкольного
возраста к творчеству с помощью техники лепки из глины в дополнительном
образовании. 5
1.1 Научные
основы развития мотивации к творчеству детей старшего дошкольного возраста. 5
1.2 Условия
развития мотивации к творчеству детей старшего дошкольного возраста в
дополнительном образовании. 13
1.3 Потенциал
лепки из глины как вида художественно-прикладного искусства в развитии
мотивации к творчеству детей старшего дошкольного возраста. 18
Выводы по
главе 1. 20
Глава 2
Эмпирическое исследование развития
мотивации к творчеству детей старшего
дошкольного возраста средствами техники лепки из глины в дополнительном образования. 22
2.1 Апробация
комплекса приемов техники лепки, направленного на развитие мотивации к
творчеству у детей старшего дошкольного возраста. 22
2.2 Анализ
результатов апробации комплекса приемов техники лепки, направленного на
развитие мотивации к творчеству у детей
старшего дошкольного возраста 29
Выводы по
главе 2. 37
Заключение. 38
Список
литературы.. 39
Введение:
Актуальность исследования.
Развитие творческих способностей и задатков детей является одной из важнейших
задач современной системы образования. Первая ступень, на которой начинается
решение данной задачи – это дошкольное образование. Помимо непосредственно
раскрытия и развития творческого потенциала ребенка важным аспектом является
формирование у ребенка мотивации к творчеству.
Соответственно, в педагогической деятельности всегда существует проблема выбора
таких видов, форм и средств, которые позволяют выработать у ребенка стойкую потребность,
к занятиям творческими видами деятельности, а затем – мотивацию к творческой
самореализации.
При
всем разнообразии теорий и концепций творчества, исследователи сходятся во
мнении, что мотивационные аспекты играют большую роль в формировании интереса
ребенка к творчеству и занятиям творческой деятельностью (Д.Б. Богоявленская,
Л.И. Ларионова, А.И. Савенков, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова,
J.Freeman, F.Monks, J. Renzulli, R.Sternberg, др.). Вместе с тем мотивация
остается пока мало изученной психологической переменной [7].
Большие
возможности для развития творческих способностей детей, в том числе и мотивации
к творчеству, предоставляет дополнительное образование. Особенность
дополнительного образования в том, что деятельность в секциях и кружках не
регламентирована так строго, как деятельность на занятиях в детских садах.
Соответственно, педагог имеет больше возможностей для применения разнообразных
средств и приемов, способных заинтересовать детей. В свою очередь, у детей
больше возможностей для реализации своих творческих замыслов, выбора тех
способов деятельности, которые интересны именно для него.
Одним
из видов творческой деятельности может выступать лепка из глины. Уникальность
данной формы творческой деятельности состоит в том, что лепка из глины
позволяет объединить в себе несколько видов продуктивной деятельности (лепку и
рисование). Ребенок сначала создает скульптурное изображение, поделку, а затем
расписывает его в соответствии со своими эстетическими представлениями и
замыслом. Кроме того, лепка из глины позволяет получить изделие, которым можно
пользоваться достаточно долго и после завершения творческого процесса: играть с
игрушкой, пить из чашки, использовать посуду в игре с куклами. Таким образом,
ребенок получает возможность создавать творческий продукт в том числе и с
прикладными целями, что, несомненно, способно увеличить его интерес к данному
процессу.
Противоречия
исследования:
—
между сложившейся практикой реализации
дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности и
дефицитом научно-методического обеспечения деятельности педагога, направленной
на развитие мотивации к творчеству;
—
между высоким потенциалом техники лепки из глины как особого вида
художественно-прикладного вида искусства в развитии всех компонентов творчества
личности, в том числе мотивационного, и недостаточным использованием его в этом
процессе.
Выявленные
противоречия определили проблему
исследования, которая заключается в выявлении и обосновании комплекса
приемов техники лепки, направленного на развитие мотивации к творчеству детей
старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании.
Цель исследования:
выявить и обосновать комплекс приемов техники лепки, направленный на развитие
мотивации к творчеству детей старшего дошкольного возраста в дополнительном
образовании.
Объект исследования: развитие мотивации детей старшего
дошкольного возраста к творчеству.
Предмет исследования:
развитие мотивации детей старшего дошкольного возраста к творчеству средствами
лепки из глины в дополнительном образовании.
Гипотеза исследования. Развитие
мотивации детей старшего дошкольного возраста к творчеству средствами лепки из
глины в дополнительном образовании происходит, если:
—
учитываются актуальный уровень мотивации к творчеству и особенности его развития
мотивации в старшем дошкольном возрасте;
—
освоение дополнительной общеобразовательной программы организуется в логике
построения индивидуального маршрута, ориентированного на содействие развитию
мотивации к творчеству.
—
разработан комплекс приемов техники лепки из глины, направленный на развитие
мотивации к творчеству,
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и содержание
понятий «мотивация» и «развитие мотивации» в контексте психолого-педагогической
теории.
2. Выявить особенности развития мотивации к
творчеству детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести анализ условий развития мотивации
к творчеству детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании
художественной направленности.
4. Разработать и апробировать в реальных
условиях комплекс приемов техники лепки из глины, направленного на развитие мотивации
к творчеству детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические
– анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
эмпирические
— анкетирование родителей, качественный
и количественный анализ данных.
Заключение:
Таким
образом, анализ научной и методической литературы по теме исследования
позволяет сделать следующие выводы.
Мотивация
является одним из фундаментальных понятий в психологии. Разные авторы в
зарубежной и отечественной психологии по-разному представляют себе иерархию и
систему мотивов, однако, все исследователи признают, что именно мотив является
движущей силой и основой для возникновения интереса и желания заниматься тем
или иным видом деятельности, в том числе творческой деятельностью.
Старший
дошкольный возраст характеризуется достаточно интенсивным развитием мотивационной
сферы. Развитие мотивации к творческой деятельности также происходит довольно
активно, что можно объяснить тем, что продуктивная деятельность является одним
из наиболее интересных для детей видов деятельности. Основными условиями для
развития мотивации к творческой деятельности в данном возрасте выступает
соответствующее оформление предметно-развивающей среды, пример педагога, а
также предоставление ребенку самостоятельности.
Лепка
из глины в этом плане обладает достаточно большим потенциалом. Глина позволяет
ребенку создавать достаточно большие композиции, а необходимость сначала
лепить, а потом раскрашивать поделку позволяет глубже раскрыть творческие
способности ребенка. Использование игровых приемов в работе с глиной позволяет
сформировать более стойкую мотивацию к творческой деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы
исследования развития мотивации детей старшего дошкольного возраста к
творчеству с помощью техники лепки из глины в дополнительном образовании
1.1 Научные основы развития мотивации
к творчеству детей старшего дошкольного возраста Фундаментом
мотивационного процесса выступают человеческие потребности, эмоции, чувства,
ценности, убеждения, совершенное "Я". Они представляют собой факторы
мотива, которые являются источником принятия человеком определенного решения в
каждой конкретной ситуации. При изучении обозначенных аспектов нужно иметь в
виду некоторые особенности, а именно: мотивы весьма подвижны, всегда
субъективны и относительны, они разнообразны и зависят от цели и объекта
мотивации. Мотивация функционирует в двух формах: экстернальной и интернальной
[5]. Впервые термин "мотивация" использовал в своей статье А.
Шопенгауэр [13].
Во
второй половине 19 века под воздействием теории эволюции Дарвина в психологии
стало осуществляться активное исследование разумных форм поведения у животных
(В. Келер, Э. Торндайк и др.) и инстинктов у человека (З. Фрейд, У. Макдаугалл,
И.П. Павлов и др.). У человека стали расценивать в роли мотивационных аспектов
такие же физиологические потребности, которые раньше считали характерными
исключительно для животных, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений
подобной биологизаторской концепции в отношении мотивации стали теории
инстинктов З. Фрейда и У. Макдауголла, предложенные в конце 19в. и
разработанные в начале 20в.
Согласно теории Фрейда,
мотивация человека целиком исходит из энергии возбуждения, источником которого
выступают потребности организма. Основное количество психической энергии,
производимой