Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие мелкой моторики у детей с синдромом дауна
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна 6
1.1 Понятие «мелкая моторика» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна 8
1.3 Основные направления педагогического воздействия по развитию мелкой моторики у детей с синдромом Дауна 11
Выводы по 1 главе 14
Глава 2. Эмпирическое исследование развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна 15
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна 15
2.2 Система работы по развитию мелкой моторики у детей с синдромом Дауна 23
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 26
Выводы по 2 главе 31
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения
Введение:
Актуальность исследования. Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, являются своего рода компонентом ощущения, которое значительно усиливается действием двигательных импульсов. В связи с этим, развитие мелкой моторики приобретает первостепенное значение в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Однако существуют определенные объективные проблемы, затрудняющие развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. У детей с синдромом Дауна развитие мелкой моторики протекает с некоторыми особенностями: навыки не ярко выражены по физиологическим причинам (слабость мышечного тонуса, нарушение зрения, слуха и т.д.); возникновение навыков запаздывает; формирование обусловленного навыка требует наиболее длительного времени в отличие от обычного ребёнка. В связи с этим нужно быть наиболее внимательными к ребенку и использовать стимулирующие приемы по формированию разных навыков у ребенка с синдромом Дауна. Важно помнить, что приостановка психомоторного развития имеет возможность осложняться вследствие разнообразных проблем со здоровьем, в большинстве случаев которые можно решить, выбрав соответствующее лечение.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с синдромом Дауна позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность, что благотворно влияет на состояние двигательных умений и навыков и успешной интеграции детей в обществе.
Проблемой изучения развития мелкой моторики рук занимались: Н.А. Бернштейн, Л.И. Быкова, В.М. Волков, В.А. Иванов, Л.Х. Матвеев, Н.А. Ноткина, Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев и др. Вопросом изучения психических нарушений у детей с ДЦП занимались многие отечественные исследователи: Л. А. Данилова, Э. С. Калижнюк, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицина, и др. Вопросы диагностики, обучения, воспитания, направления коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна описаны в работах отечественных ученых (Р. Д. Бабенкова, С. Ф. Давиденкова, Н. П. Вайзман, С. Д. Забрамная, Н. Б. Лурье, А. Р. Маллер, М. С. Певзнер, Я. Г. Юдилевич и др.).
Анализ литературных источников позволил сделать вывод, что в настоящее время особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.
Объект исследования — развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.
Предмет исследования – процесс развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние коррекционных занятий на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Гипотеза исследования: предполагаем, что работа по развитию мелкой моторики у детей с синдромом Дауна будет более эффективной при включении в коррекционную программу занятий, включающую элементы дидактических игр и пальчиковой гимнастики.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.
2. Разработать и экспериментально обосновать методику занятий по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Для выявления особенностей развития мелкой моторики у дошкольников с синдромом Дауна использовались следующие методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (эксперимент, тестирование, наблюдение); методы обработки данных (количественный и качественный анализ полученных результатов).
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения: исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности и пластичности мозга ребенка; теория о связи моторики и речевой функции Л.В.Антаковой-Фоминой; уровневая теория организации движений Н.А. Бернштейна.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования полученного материала в психолого-педагогических исследованиях и в педагогической практике работников дошкольных учреждений с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Структура работы состоит из содержания, введения, 2 глав, выводов по главам, списка литературы, приложений.
Заключение:
Проведенное исследование посвящено развитию мелкой моторики рук у детей с синдромом Дауна. Таким образом, под термином «мелкая моторика» подразумеваем высокодифференцированные точные движения преимущественно малой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементы артикуляторного аппарата. Мелкая моторика является неотъемлемой частью моторных способностей человека и оптимального моторного стереотипа социализированных движений. Его развитие основано на формировании оптимальной статичности тела, оптимальном двигательном стереотипе и движениях конечностей и музыкально-ритмических движениях.
У детей с синдромом Дауна развитие мелкой моторики имеет некоторые особенности: навыки не ярко выражены по физиологическим причинам (слабость мышечного тонуса, нарушение зрения, слуха и т.д.); возникновение навыков запаздывает; формирование обусловленного навыка требует наиболее длительного времени в отличие от обычного ребёнка. В связи с этим нужно быть наиболее внимательными к ребенку и использовать стимулирующие приемы по формированию разных навыков у ребенка с синдромом Дауна.
Необходимость развития моторики рук у дошкольников с синдромом Дауна обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Установлено, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Поэтому уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Благодаря тренировке пальцев рук улучшается двигательная деятельность, психические и речевые функции. Так совершенствуется пространственная ориентировка, координация движений и развиваются разные виды чувствительности.
Для выявления уровня развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи использовались следующие методики: тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук, оптико-кинестетическая организация движения Е.Ф.Архипова – пробы на праксис позы, методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).
Полученные результаты констатирующего этапа показали, что показатели экспериментальной и контрольной группы значительно отличаются. В отличие от детей контрольной группы, у большинства детей экспериментальной группы выявлен низкий уровень развития мелкой моторики. В целом, анализ результатов констатирующего исследования показал недостаточный уровень развития мелкой моторики детей экспериментальной группы, что обусловило проведение в дальнейшем формирующего эксперимента.
В ходе формирующего этапа была создана система развития мелкой моторики. Учитывали необходимые направления для достижения положительного результата: работа с детьми, родителями и педагогами.
Анализ полученных результатов на контрольном этапе свидетельствует о существенных различиях и результатах детей экспериментальной и контрольной групп по всем трем уровням. Результаты показали эффективность обучения детей, так как заметно улучшились результаты, повысился уровень развития мелкой моторики. Анализ выполненных работ показал, что проводимая работа дала положительный результат.
Таким образом, подтвердили гипотезу о том, что работа по развитию мелкой моторики у детей с синдромом Дауна будет более эффективной при включении в коррекционную программу занятий, включающую элементы дидактических игр и пальчиковой гимнастики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна
1.1 Понятие «мелкая моторика» в психолого-педагогической литературе
Мелкая моторика — двигательная активность, вызванная скоординированной работой маленьких мышц руки и глаза. Движение руки всегда было тесно связано с речью и способствовало ее развитию. Развитие тонкой подвижности пальцев положительно влияет на развитие детской речи, а уровень развития детской речи напрямую зависит от степени формирования тонких движений пальцев. Ведущая деятельность в дошкольном учреждении — это игра. Именно во время игры наиболее эффективно развивать мелкие моторные навыки [18].
Н.М. Щелованов, M.P. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что освоение относительно тонких действий рук происходит в процессе развития зрения, прикосновения, развития кинестетического смысла — положения и движения тела в пространстве. Вид объекта — это стимул движения рук к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно в течение первых шести месяцев его жизни. Пальцы сжались в кулак. Начните выполнять специальные движения захватывающих объектов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган [15].
А.Р. Лурия пишет, на первых этапах речевой порядок взрослого человека может начинаться только с отдельных движений, но еще не может их задержать, а также не может вести и корректировать длительный ход движений. речь взрослого, а затем речь самого ребенка, сначала внешнего, а затем внутреннего, способна сформировать намерение, план моторного действия, исправить движения, сравнить результат движения с его намерением [23].
По словам И.П. Павлова, вторая сигнальная система является внешним регулятором человеческого поведения. Из сказанного следует, что