Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие логического мышления у младших школьников на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы
развития логического мышления у младших школьников на уроках математики. 7
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика логического мышления. 7
1.2.
Характеристика логического мышления младших школьников. 13
1.3.
Особенности развития логического мышления у младших школьников на уроках
математики. 18
Выводы по
главе I 24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического
мышления у младших школьников на уроках математики. 25
2.1.
Диагностика уровня логического мышления младших школьников. 25
2.2.
Содержание работы по развитию логического мышления младших школьников на уроке
математики. 37
2.3. Анализ
результатов опытно-экспериментальной работы.. 49
Выводы по
главе II 55
Заключение. 57
Список использованной литературы.. 59
Приложение
Введение:
Актуальность исследования. Воспитание и образование современного поколения
является актуальным для современного общества. Грамотные и логически мыслящие
люди являются основой развития науки в современном быстро развивающемся мире.
Основой всего образовательного процесса является обучение в начальных классах.
Поэтому формирование логического мышления учащихся начальной школы является
действительно актуальным сегодня.
Период развития детей в
начальной школе является сенситивным периодом для развития всех познавательных
способностей детей, включая мышление. В это время у детей формируется основа
для последующего развития мыслительных операций и процессов. Школьное обучение
в начальных классах способствует развитию у учащихся умения учиться и
стремления к получению знаний. Вместе с тем одним из требований ФГОС НОО
является развитие универсальных учебных действий (УУД). К их числу относятся
познавательные УУД, которые включают логические УУД. Именно в начальной школе
ученики развивают различные логические операции и действия. Для педагога
начальных классов важно предлагать ученикам такие задания, которые будут
способствовать формированию у школьников операций сравнения, анализа,
систематизации, обобщения, классификации, а также будут помогать определять
различные причинно-следственные связи, делать выводы, представлять свои
суждения. В итоге выпускник начальной школы должен научиться самостоятельно
получать новые знания, самостоятельно решать разные задачи и проблемы.
В психолого-педагогических
исследованиях к настоящему моменту накоплен большой объем материала о
формировании логического мышления у детей. Так, мышление учащихся начальной
школы рассматривалось в исследованиях таких авторов как: П.Я. Гальперин [15],
Л.С. Выготский [14], Ж. Пиаже [40] и многие другие.
В настоящее время в сфере
образования продолжаются процессы цифровизации и информатизации. В связи с этим
высока актуальность преподавания математики для учащихся начальной школы, чтобы
дети могли эффективно адаптироваться к современным условиям жизни.
Особое влияние на развитие
младших школьников имеет математика. В процессе обучения данному предмету
школьники обучаются способам работы с информацией, ее поиском и анализом,
учатся делать обобщения, проводить аналогии, определять причинно-следственные связи
между явлениями и так далее. За счет этого у школьников формируется
определенный взгляд на окружающий мир, их мышление становится более
организованным и направленным.
Уроки математики способствуют
развитию и формированию логического мышления учащихся. При этом учащиеся учатся
использовать различные приемы мышления к учебному материалу.
Логическое мышление
учащихся и процесс его формирования изучался в работе А.В. Толмачевой [50].
Процесс формирования такого мышления в ходе математического обучения
рассматривали в своих исследованиях Т.С. Хазыкова [54], А.А. Петрушина [39],
С.Л. Кузьминых [24] и другие.
Однако, несмотря на то, что
тема данного исследования освещается в психолого-педагогических исследования, в
настоящее время в начальном образовании процесс формирования логического
мышления учащихся на уроках математики часто происходит не постоянно, а только
эпизодически, Следовательно многие учащиеся в начальной школе не обладают хорошо
развитым мышлением и логикой, что мешает им в свою очередь осваивать учебные
предметы.
При этом в начальном
образовании наблюдается определенное противоречие: между необходимостью
формирования логического мышления у младших школьников и недостаточной
теоретической обоснованностью содержания данного качества.
Целью нашего исследования является выявление способов эффективного
внедрения специально развивающей
программы, воздействия на
процесс развития логического
мышления у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования:
формирование логического мышления у младших школьников.
Предмет исследования:
определение особенностей и средств формирования логического мышления у младших
школьников на уроках математики.
Психолого-педагогическое
исследование стимулируется гипотезой
исследования о том, что
использование специально развивающей программы по математике способствует
развитию логического мышления у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую
характеристику логического мышления младших школьников.
2. Выявить особенности
формирования логического мышления у младших школьников на уроках математики.
3. Выявить уровень логического
мышления младших школьников.
4. Представить содержание
работы по формированию логического мышления у младших школьников на уроках математики.
5. Проанализировать результаты
опытно-экспериментальной работы.
Научная
новизна исследования: разработаны основы и программа по формированию логического мышления у
младших школьников на уроках математики.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в
данной работе определены основы методики формирования логического мышления
младших школьников, которые могут успешно использоваться на уроках математики.
Методы исследования:
— теоретические методы:
изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических
обобщений и моделирования;
— эмпирические методы
психолого-педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование,
измерение, педагогический эксперимент и др.
База исследования: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской
области «Средняя общеобразовательная школа №12».
Структура исследования:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
1. В результате анализа научно-методической литературы
были выявлены психолого-педагогические характеристики логического мышления. Мы
выяснили, что мышление является психическим процессом познания человеком
объективной действительности. Было определено, что логическое мышление – это
процесс применения цепочки рассуждений, используемый для решения определенной
проблемы и совершения определенного вывода.
2. В соответствии с проанализированными
научно-методическими и психолого-педагогическими источниками, была определена
характеристика логического мышления младших школьников. В результате
проведенного теоретического анализа определили преобладающий характер мышления
– конкретный. На этом этапе все еще происходит переход от наглядно-действенного
мышления. Мышление учащегося еще не
может оперировать формально-логическими рассуждениями. 3. Определены особенности развития логического мышления у
младших школьников на уроках математики, которые заключаются в развитии
следующих умений и навыков учащихся:
— делать сравнения между предметами и объектами,
представленными наглядно, опираясь на определенные свойства;
— отделять основные и главные параметры наблюдаемых
объектов от второстепенных параметров;
— уметь разделить изучаемый объект на определенные части и
наоборот из совокупности частей составить целое;
— уметь проводить умозаключения и представлять определенные
выводы, проводить обобщения;
— представлять убедительные доказательства своим словам;
— уметь находить ложные и истинные суждения;
— уметь делать правильные выводы;
— уметь высказываться последовательно с определенными
доказательными обоснованиями.
3. В опытно-экспериментальной работе приняли участие
учащиеся 3-ых классов: 27 младших школьников.
Работа была построена в соответствии с 3 этапами исследования. Всего
было использовано 7 диагностических методик в соответствии с выделенными
показателями и критериями развития логического мышления.
Анализ выполненных заданий на констатирующем
этапе показал трудные (плохо развитые логические умения и навыки и т.д.) моменты
в развитии логического мышления младших школьников. У детей были выявлены те
сложности в совершении логических операций, которые стали основой для
разработки формирующего этапа исследования.
4. Из сравнительных результатов
опытно-экспериментальной работы, можно отметить, что количество учащихся с
высоким уровнем развития логического мышления повысилось с 11% учащихся до 22%
учащихся. Количество учащихся со средним уровнем развития логического мышления
повысилось с 56% учащихся до 59% учащихся. Количество учащихся с низким уровнем
развития логического мышления уменьшилось с 33% учащихся до 19% учащихся.
5. Полученные результаты свидетельствуют о
положительных изменениях в уровне развития логического мышления учащихся
начальной школы. Можно говорить об эффективности проведенной работы, так как
количество учащихся с высоким уровнем развития в конце работы повысилось на
11%.
Фрагмент текста работы:
Глава
I. Теоретические основы развития
логического мышления у младших школьников на уроках математики
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика логического мышления Приступая к анализу
логического мышления важно отметить значение
мышления в целом для человека. С точки зрения К.В. Макаровой и О.А.
Таллиной, человеческое познание включает в себя формы восприятия, воображения,
памяти и в том числе и мышление [28].
Мышление относится к одному
из видов познавательных процессов. По мнению авторов, все познавательные
процессы, включая мышление, являются определенным отражением действительности.
Кроме того, авторы указывают на то, что мышление является высшим познавательным
процессом, который направлен на выявление общих и существенных характеристик,
признаков предметов и явлений и существующих среди них закономерных
взаимосвязей. Однако данный процесс не может существовать отдельно от других
процессов в психике человека [42].
Как указывает О.К.
Тихомиров, при помощи мышления каждый человек может познать то общее, что есть
в окружающем нас мире. При этом также с помощью мышления человек может понять
значимые взаимные связи между чем-либо, что нельзя узнать напрямую через
чувства [48].
О.К. Тихомиров рассматривает
определение мышления с позиции психологии: «мышление является специальным
процессом психики также тесно связанным с речевой деятельностью, который
ориентирован на поиск и открытие абсолютно чего-то нового, ориентирован на процедуру
опосредованного и обобщенного отображения реальности в ходе анализирования и
синтезирования» [48].
С точки зрения Р.С. Немова,
мышление является движением определенных
идей, которое раскрывает сущность определенных проблем. Результатом мышления, по
мнению автора, является определенная мысль или идея [33].
А.В. Петровский и М.Г.
Ярошевский определяют понятие «мышление» следующим образом: «мышление – процесс
познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и
опосредованным отражением действительности» [38].
Исследованием понятия
мышления занимались многие авторы, включая авторов словарей, таких как В.П.
Зинченко, Б.Г. Мещеряков. С точки зрения авторов, данное понятие можно
рассматривать в качестве определенного процесса в психике человека, который
заключается в отражении окружающей действительности и составляет наивысшую
форму проявления творческого начала личности [31].
Изучение понятия мышления в
своих работах занимались также И.А. Домашненко и М.В. Гамезо. С точки зрения
авторов, под этим понятием можно понимать некоторую форму психического
состояния, представленную в обобщенном и опосредованном виде, позволяющую
определять некоторые взаимосвязи и взаимоотношения [17].
В своих исследованиях
рассматривал «мышление» как отдельный процесс С.Л. Рубинштейн. Автор
рассматривал данное понятие в совокупности с другими психическими процессами,
такими как восприятие и ощущения. Автор указывает на то, что через чувственное
восприятие окружающего мира и его предметов человек постигает действительность
и взаимосвязи между существующими предметами [43].
В работах Д.Н. Унадзе также
присутствует изучение мышления. Автор отмечает, что под этим понятием можно
понимать некоторое отражение в психике человека взаимоотношений между
предметами и объектами в окружающем мире [51].
Если рассматривать все
психические процессы в совокупности, то можно отметить, что мышление обладает
некоторыми особенностями и следующими отличиями:
— данный психический процесс
определяется некоторой проблемной ситуацией, которая нуждается в определенном
решении;
— мышление способствует
расширению и углублению знаний человека;
— в соответствии с получаемой
информацией посредством чувств и восприятия человек за счет мышления может
сделать определенные теоретические выводы, а также получить определенный
практический опыт.
Мышление как часть
внутренней речи человека рассматривали Л.С. Выготский [14] и Ж. Пиаже [40].
Авторы рассматривали взаимосвязь мышления и речевых навыков человека.
Взаимосвязь мышления с интеллектуальными процессами рассматривал П.Я. Гальперин
[15]. Совокупность всех психических процессов младшего школьника, включая
мышление, рассматривалась в работах М.В.
Гамезо [16].
В психолого-педагогических
исследованиях принято различать такие типы мышления:
1) наглядно-действенный тип;
2) наглядно-образный тип;
3) логический тип мышления
[14, 15].
Одним из видов мышления
является логическое мышление.
Слово «логика» происходит
от греческого слова, означающего «разум». Логическое мышление – это способность
понимать и включать правила основных логических выводов в повседневную
деятельность. Способность мыслить логически – это универсальная человеческая
черта. Логические рассуждения требуют понимания атрибутов, отношений и
последовательности, и это важно не только в обучении, но и в повседневной
деятельности [4].
Е.Е. Остроухова дает
следующее определение: «Логическое мышление – это вид мышления, сущность
которого состоит в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на
основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями, или же
совокупность умственных логических, достоверных действий или операций мышления,
связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать
наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности»
[35].
Так, по мнению С.Б. Пашаевой, «логическое
мышление это – психический процесс, целью которого является получение новых
знаний путем рассуждений на основе использования научных понятий и выявленных
закономерностей, отображающих общие свойства и общие связи. В данном
определении логика – это наука, базирующаяся на рассуждении, а абстракция – это
форма мышления, базирующаяся на выделении общих свойств и закономерностей» [37].
В соответствии с мнением Н.Ф. Талызиной,
логические операции обладают некоторой определенной структурой на основе
операций мышления. Представим данные операции:
1) «анализ и выделение
главного;
2) сравнение;
3) абстрагирование;
4) обобщение;
5) конкретизация» [47].
К настоящему моменту в
психолого-педагогических исследованиях многие авторы сходятся во мнении, что
сенситивным периодом для развития и формирования мышления детей является период
и обучения в начальной школе (указывается в исследованиях Л. С. Выготским [14],
Ж. Пиаже [40] и др.).
Образовательный процесс
способствует развитию всех перечисленных операций логического мышления. Данные
операции формируются в процессе решения определенных образовательных задач. В
ходе решения различных образовательных задач учащиеся учатся анализировать,
выделять существенные признаки предметов, учатся обобщать и конкретизировать
определенные понятия.
«Основными формами
логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения. С ними
неразрывно связаны логические приемы мышления» [25]. Навыки логического
мышления требуют и предполагают последовательный анализ, например, путем
взвешивания всех доступных вариантов, использования фактов и цифр и принятия
важных решений, основанных на плюсах и минусах. Они не принимают во внимание
элементы чувств и эмоций.
В соответствии с процессом
развития логического мышления происходит частое использование логических
рассуждений. Логическое рассуждение – это процесс использования рациональной и
систематической серии шагов, используемых для того, чтобы прийти к выводу для
данного утверждения. Поскольку требуется объективно изучить проблему с помощью
логических рассуждений, анализ является важным фактором в этом процессе.
Логическое рассуждение начинается с предложения или утверждения. Это утверждение
может быть как истинным, так и ложным.
Логическое мышление в
сочетании с другими когнитивными навыками – важный навык, который используется
человеком во всех повседневных ситуациях. Это помогает человеку принимать
важные решения, распознавать истину, решать проблемы, придумывать новые идеи и
ставить достижимые цели. Логические рассуждения также являются важным аспектом
измерения интеллекта [26].
Логические рассуждения
можно разделить на дедуктивные, индуктивные и абдуктивные. Индуктивное рассуждение
– это логический подход к выводам. Люди часто используют индуктивное
рассуждение неформально в повседневных ситуациях. Существует множество
различных типов индуктивных рассуждений, которые люди используют формально или
неформально. Индуктивное рассуждение также выступает в качестве метода
получения выводов путем перехода от частного к общему.
Дедуктивное рассуждение
является логическим подходом, при котором человек переходит от общих идей к
конкретным выводам. В дедуктивных рассуждениях человек зачастую приводит
аргументы в пользу определенной идеи. Также делаются выводы или заключения, на
основе применения различных предпосылок.
Предпосылка – это
общепринятая идея, факт или правило, и это утверждение, которое закладывает
основу для теории или общей идеи. Выводы – это утверждения, подкрепленные
посылками.
Дедуктивное и индуктивное
рассуждение — не единственный тип рассуждения. Человек также может столкнуться
с абдуктивным мышлением, обратной индукцией и критическим мышлением. Третий
метод рассуждения, абдукция, определяется как «силлогизм, в котором большая
посылка очевидна, а меньшая посылка и, следовательно, заключение только
вероятно» [25]. Представим данные типы
рассуждений:
— абдуктивное рассуждение;
данное рассуждение основано на теоретических знаниях человека, которые он может
использовать в процессе проведения определенных рассуждений;
— обратная индукция. Она
используется искусственным интеллектом;
— критическое мышление на
основе анализа, а также доказательства. Оно ежедневно используется для принятия
решений и анализа решений в науке, литературе и т. д. [27].
Таким образом, можно
отметить, что в результате анализа научно-методической литературы была выявлена
психолого-педагогическая характеристика логического мышления в исследованиях и
работах многих авторов и ученых. Мы выяснили, что мышление является психическим
процессом познания человеком объективной действительности. Было определено, что
логическое мышление – это процесс применения цепочки рассуждений, используемый
для решения определенной проблемы и совершения определенного вывода. Особенности
формирования и развития логического мышления присутствуют на каждом их этапов
становления школьников, включая младший школьный возраст. Данный возрастной
этап является сенситивным этапом для формирования логического мышления детей и
эффективного его развития.