Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие литературно-творческих умении младших школьников в процессе изучения фольклора на уроках литературного чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Ведение………………………………………………………………………… 2 Глава 1. Теоретические аспекты развития литературно-творческих умений
младших школьников в процессе изучения фольклора на уроках литературного
чтения……………………………………………… 6 1.1 Понятие творчества и фольклора………………………………………… 6 1.2 Содержание и сущность понятия «литературно-творческие
умения»… 9 1.3 Развитие литературно-творческих
умений младших школьников на уроках литературного чтения………………………………………………… 13 Глава 2. Методические аспекты развития литературно-творческих умений
младших школьников в процессе изучения фольклора на уроках литературного
чтения……………………………………………… 24 2.1 Содержание работы по развитию
литературно-творческих умений младших школьников в процессе изучения
фольклора на уроках литературного чтения………………………………………………………… 24 2.2 Анализ опыта работы педагогов
по использованию фольклора на уроках литературного чтения в процессе развития
литературно- творческих способностей…………………………………………………………………… 33 2.3 Описание практической работы по
развитию литературно-творческих умений младших школьников посредством
использования фольклора…… 36 Заключение …………………………………………………………………… 40 Список использованных источников……………………………………… 42 Приложение А………………………………………………………………… 46
Введение:
На протяжении
многих лет проблема развития литературно-творческих умений учащихся привлекает к
себе внимание представителей самых различных областей научного знания — философии,
педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими
потребностями современного общества в активных личностях, способных находить качественные
решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования
знаний. Из всех форм творчества литературное словесное творчество является самым
характерным для школьного возраста.
В связи с этим,
создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются
воображение и основанное на нем творчество. Речь освобождает ребенка от непосредственных
впечатлений о предмете, она дает ребенку возможность представить тот или иной предмет,
которого он не видел, и мыслить о нем. Творческая деятельность активизируется в
благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении
оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие
школьников к размышлениям. Литературно-творческая деятельность школьников протекает
успешно, если не воспринимается детьми только как учебная работа по развитию речи.
Общение с искусством требует активной работы эмоций, воображений, мышления. Литературное
развитие ребенка -системная характеристика, которая включает в себя совершенствование
процесса чтения, развитие литературно-творческих умений младших школьников.
В рамках литературного
развития младших школьников можно пронаблюдать поступательное развитие, которое
начинается с усвоения отдельных элементов художественных произведений, выступающих
в качестве самостоятельных эстетических единиц, и постепенно переходит к более углубленному
изучению жанров литературы, особенностей творчества того или иного автора. На современном этапе развития общества
возникла потребность в творчески развитой личности. В связи с высоким темпом развития
науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования
к продуктивному мышлению человека.
Литература является важным
элементом формирования нравственности и духовной культуры. Изучение фольклора, истоков
родной литературы, народных песен, былин, сказок формирует истинный патриотизм и
любовь к родному слову. Качества личности начинают формироваться еще в дошкольном
возрасте и продолжает крепнуть в период обучения в школе.
Именно поэтому на уроках литературного
чтения большое внимание уделяется фольклору. Роль уроков литературного чтения невозможно
преувеличить, поскольку на них ученики знакомятся с различными литературными формами,
в том числе с жанрами фольклора.
Актуальность изучаемой темы
обусловлена тем, что влияние фольклора на литературное развитие младших школьников
влияет на последующее формирование в обществе творческих активных людей и недостаточным
использованием на уроках литературного чтения различных методов и приемов, направленных
на развитие творческих умений.
Данная тема является достаточно
новой и мало изучено. Влияние фольклора на литературное развитие младших школьников
и его возможности в практике обучения младших школьников реализуются не в полной
мере в силу отсутствия систематической работы в данном направлении.
Объект исследования – процесс развития литературно-творческих умения младших
школьников.
Предмет исследования – развитие литературно-творческих умений младших школьников
в процессе изучения фольклора на уроках литературного чтения.
Цель данной выпускной квалификационной работы – обосновать эффективность
изучения фольклора на уроках литературного чтения в процессе развития литературно-творческих
умений младших школьников.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить
понятия творчества и фольклора.
2. Рассмотреть
содержание и сущность понятия «литературно-творческие умения».
3. Изучить
процесс развития литературно-творческих умений младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Проанализировать
содержание работы по развитию литературно-творческих умений младших школьников в процессе изучения фольклора на
уроках литературного чтения.
5. Провести
анализ опыта работы педагогов по использованию фольклора на уроках литературного чтения в процессе
развития литературно- творческих способностей.
6. Описать
практическую работу по развитию литературно-творческих умений младших школьников посредством
использования фольклора.
В работе использованы
теоретические и эмпирические методы
исследования: обобщение, метод изучения научной психолого-педагогической и
методической литературы; наблюдение, опрос.
Теоретическая значимость: систематизирован теоретический материал по теме
исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит
в том, что материалы могут быть предложены для практического использования
учителями начальных классов в процессе развития творческих умений младших школьников
в процессе литературного образования и последующего формирования личности.
Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Литературно-творческие
умения взаимосвязаны, это способность мыслить словесно-художественными
образами. Читательские умения формируются только в системе, поэтому на уроке
литературы учитель работает над формированием системы читательских умений в
целом.
Нами
была реализована работа по развитию литературно-творческих умений младших
школьников посредством фольклора. Обучение детей происходит на
основе взаимодействия и взаимопроникновения различных форм художественной деятельности. Основной формой учебной работы является урок продолжительностью 45 минут. Нами была реализована работа
по развитию литературно-творческих умений младших школьников посредством
фольклора. Несмотря на большую занятость педагогов начального звена,
учителю необходимо ставить задачу подбора дополнительного материала к изучаемым
произведениям, предусмотренным программой. На уроках чтения работа над каждым
произведением устного народного творчества проводилась в соответствии с целями
и задачами урока.
А.А Петрова
учитель начальных классов МКОУ Бобровская СОШ №2 активно использует фольклор на
уроках литературного чтения. Основная работа с пословицами в работе педагога –
это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Основная работа с пословицами –
это раскрытие их смысла, прямого и переносного.
У учителя
М.А. Васильевой школы № 1314 г. Москвы все годы обучения в начальной школе дети
ведут «Творческую тетрадь», в которую записывают понравившиеся пословицы,
поговорки, загадки. Так вот потешек там больше всего. Младшие школьники
работают активно, отвечают охотно, дружно.
Знакомясь с
произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно
отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от
родителей, бабушек, дедушек.
Были проведены
уроки литературного чтения,
на которых было спланировано проведение творческих работ, направленных на формирование:
— умение выразительно читать, выявляя авторское
отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
— умение выполнять
творческий пересказ от лица героя,
— умение составлять самостоятельно тексты разных жанров.
Кроме этого на уроках формировались и такие предметные умения из раздела
«Творческая деятельность», как:
— создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
— реконструировать текст,
используя различные способы
работы с «деформированным» текстом:
восстановить последовательность событий,
причинно-следственные связи.
— создавать иллюстрации по содержанию произведения; работать в группе, создавая
инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА
НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1.1 Понятие творчества и фольклора Творчество понимается
как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных
ценностей [11].
Творчество – это деятельность,
в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью. Сейчас начинают
отходить от этого определения и рассматривают творчество в широком и узком значении
этого слова [14].
Творчество — вид деятельности,
порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее [24].
Творчество — как созидательная
деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной
стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности
всегда оригинален [4].
Творчество — процесс создания
нового. Творческая деятельность — как правило многообразная деятельность. Каждый
элемент искусственной среды, окружающей человека, — результат творчества. Это антропогенная
среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание
нового [1].
К творческой может быть отнесена
лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих
высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает
с результатом его практической применимости и значимости.