Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие лидерских качеств младших школьников во внеурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 8

1.1.
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста  8

1.2. Феномен
лидерства: научные подходы к его трактовке. 13

1.3. Возрастные
аспекты становления лидерских качеств в младшем школьном возрасте. 18

1.4.
Возможности основных форм внеурочной деятельности как средства развития
лидерских качеств младших школьников. 18

ВЫВОДЫ ПО 1
ГЛАВЕ. 35

ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 36

2.1.
Организация и проведение процедуры исследования. 36

2.2. Комплекс
внеурочных мероприятий по развитию лидерских качеств у детей младшего школьного
возраста. 51

2.3. Оценка
эффективности внеурочной деятельности в развитии лидерских качеств младших
школьников. 60

ВЫВОДЫ ПО 2
ГЛАВЕ. 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 75

ПРИЛОЖЕНИЕ. 82

  

Введение:

 

Актуальность.
В
условиях современного общественного развития, становления рыночной экономики
человек вынужден существовать в условиях конкуренции, уметь быстро реагировать
на изменения, прогнозировать ход событий на основе анализа информации и т.д.
Развивающемуся обществу нужны предприимчивые и активные личности, способные в
любых условиях осуществлять правильный выбор и проявлять качества лидера. В
соответствии с этим перед современной школой ставятся задачи формирования и
развития социальных компетенций и позитивного социального опыта обучающихся,
что предполагает как развитие способности к адаптации детей в условиях динамично
меняющегося мира, так и развитие способностей к тому, чтобы быть
организаторами, уметь критически осмысливать собственные поступки, отстаивать
свою позицию и нести ответственность за результаты своих действий.

Развитие социальной
активности, лидерских качеств необходимо начинать уже в период младшего
школьного возраста. Этот период является наиболее благоприятным, поскольку
именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент для личностного
становления, происходит развитие отношений к окружающим и самому себе. В
условиях личностно-ориентированного образования необходимо создание
соответствующих условий для интеллектуального, социального и эмоционального
развития личности ребенка. Изучение механизмов проявления активности и
лидерского потенциала обучающихся особенно важно для поиска наиболее
эффективных средств, способствующих становлению лидерских качеств личности.

Младший школьный возраст
является наиболее благоприятным для формирования и развития лидерских качеств,
поскольку именно в данный возрастной период ребенок вступает в новые
взаимоотношения, приобретает новую социальную позицию, познает свои личностные
качества. Возможности для
воспитания и развития и младших школьников качеств лидера заложены во
внеклассных формах работы. Однако, несмотря на ряд существующих исследований по
проблеме лидерства, в настоящее время отмечается недостаток работ,
затрагивающих проблемы развития лидерских качеств у детей младшего школьного
возраста средствами внеурочной деятельности. В то же время данная проблема не в
полной мере осмыслена педагогической наукой, поскольку большинство исследований
проводилось в психологическом русле. К числу недостаточно разработанных
относятся вопросы, которые связаны с раскрытием и содержанием понятия лидерские
качества младших школьников, использование потенциальных возможностей
внеурочной деятельности в начальной школе для развития лидерских способностей
детей младшего школьного возраста.

В педагогической практике
в настоящее время имеется противоречие
между необходимостью развития лидерских качеств младших школьников и
недостаточным использованием в практике общеобразовательных учреждений
воспитательного потенциала различных форм внеурочной деятельности.

Данное противоречие
определяет актуальность темы
исследования: «Развитие
лидерских качеств младших школьников во внеурочной деятельности».

Проблема
исследования: каковы потенциальные возможности
применения внеурочной деятельности при развитии лидерских качеств у младших
школьников?

Объект
исследования: процесс развития лидерских качеств
младших школьников.

Предмет
исследования: внеурочная деятельность как средство
развития лидерских качеств.

Цель
исследования: теоретическое обоснование, разработка,  апробация и проверка эффективности применения комплекса
внеурочных мероприятий в развитии лидерских качеств у детей младшего школьного
возраста.

Гипотеза
исследования: применение комплекса внеурочных
мероприятий в развитии лидерских качеств у детей младшего школьного возраста
будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

— подборе материала
внеурочных мероприятий в соответствии с возрастными и психофизическими
возможностями учащихся с целью обеспечения его доступности;

— комплексном применении
различных форм внеурочной работы;

— обеспечении
педагогически подстраиваемой лидерской ситуации (специально созданные ситуации
проявления лидерского поведения);

— создании окружающей
лидерской мини-среды;

— формировании лидерских
качеств в групповой совместной деятельности учащихся с четким распределением
ролей и их соблюдения;

— субъект-субъектном
взаимодействии диады «младший школьник -педагог» (совместное взаимодействие,
сотрудничество, поощрение достижений).

Задачи
исследования:

1. На основании анализа научной литературы
дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.

2. Описать научные подходы к трактовке
феномена лидерства.

3. Выявить возрастные аспекты становления
лидерских качеств в младшем школьном возрасте.

4. Охарактеризовать возможности основных форм
внеурочной деятельности как средства развития лидерских качеств младших
школьников.

5. В рамках опытно-экспериментального
исследования реализовать на практике комплекс внеурочных мероприятий по
развитию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста и дать анализ
его эффективности.

Степень
разработанности исследования.

Проблема лидерства находится в поле
зрения различных наук, изучается как зарубежными, так и отечественными
социологами, политологами, педагогами, психологам, юристами. В отечественной
литературе данной теме посвящены исследования Г. К. Ашина, И. Р. Колтуновой, Л.
И. Кравченко, Л. Р. Кричевского, Е. С. Кузьмина, Б. Д. Парыгина, А. В.
Петровского, Л. И. Уманского и других.

Проблемы становления и
развития лидерства стали предметом изучения ряда отечественных и зарубежных
ученых. Так, А.В. Петровский и Л.И. Уманский исследовали теорию и практику
выявления лидеров, Д. Лори, Дж. Пикен и А.Г. Шмелева обосновали анализ
лидерских качеств личности. В трудах И.П. Волкова, В.Ф. Рубахина освещены стили
лидерства. Д. Лори, А.Г. Шмелев и др. исследовали лидерские качества
(физиологические, психологические, эмоциональные, умственные, личностные,
деловые).

Изучению лидерства как
феномену группового взаимодействия посвящены исследования Р.Л. Кричевского,
Л.Н. Божовч, О.С. Газман, Ф.Я. Шапиро и др. Типологию лидерства рассматривали
Е.В. Андриенко, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец. Лидерство в контексте изучения
проблемы групповой сплоченности освещается в трудах А.И. Донцова, в рамках
взаимоотношений в малых группах — в трудах Я.Л. Коломинского; в контексте
концепции педагогического стимулирования лидерства — в исследованиях А.Л.
Уманского.

Методы
исследования: метод анализа литературы, анамнестический метод, метод опроса, наблюдение,
метод количественного и качественного анализа, методы статистического анализа.
В качестве диагностического инструментария использовали следующие методики: «Два домика» (Т.Д. Марцинковской); «Я
— Лидер» (Е. С. Федоров, О. В. Еремин, модификация Т. А. Мироновой); наблюдение
в естественных условиях (на основании критериев и показателей Е.И.
Тихомировой).

Теоретическая значимость исследования: обобщили и систематизировали представления
отечественных и зарубежных исследователей о категории лидерства в психологии и
педагогике, о возрастных аспектах становления лидерских качеств, о развитии
лидерских качеств у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной
деятельности.

Практическая
значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть
использованы педагогами и психологами общеобразовательных учреждений при
планировании и организации различных форм внеурочной деятельности с младшими
школьниками для развития у них лидерских качеств.

База исследования: исследование
проводили на базе МОБУ «Новокошкульская СОШ» г. Омск, Омская область. В исследовании принимали
участие 10 детей младшего школьного возраста в возрасте 7-8 лет, посещающие 1
класс.

Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных
источников, включающего 65 наименований, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для
достижения поставленной цели мы провели теоретический анализ
психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, акцентируя
внимание на изучении потенциала внеурочной деятельности как средства развития
лидерских качеств детей младшего школьного возраста.

Анализ научной литературы
по проблеме исследования показал, что лидерство в теориях педагогической и
психологической наук рассматривается в контексте внутригрупповых взаимодействий
(Н.С. Жеребова, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский); как «характеристика личности» (Р. Стогдилл); «особая форма власти» (Р.Х. Холл); как «средство координации и
управления отношениями членов группы» (Р.Л. Кричевский); как «феномен микросреды» (Б.Д. Парыгин); как «психологическая характеристика поведения членов группы» (Г.М. Андреева); как «психологический феномен,
стихийно возникающий и разворачивающийся в контексте неформальных отношений» (Р.Л. Кричевский).

Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки
и практики, следует отметить, что младший школьный возраст
является наиболее благоприятным для формирования и развития лидерских качеств,
поскольку именно в данный возрастной период ребенок вступает в новые
взаимоотношения, приобретает новую социальную позицию, познает свои личностные
качества.

В период младшего
школьного возраста у детей уже имеется определенный лидерский потенциал,
включающий наличие таких качеств, как уверенность в себе, стремление к
независимости, способности к отстаиванию субъектной позиции и своей точки
зрения, а также наличии потребности в самореализации и самоутверждении. Для
школьников-лидеров свойственны высокая занятость, активность при участии в
общественных мероприятиях. Лидерские качества младших школьников (мотивация,
эмпатия, дипломатичность, целеполагание) постепенно формируются в разных видах
деятельности и общения. К позитивным лидерским качествам у ребенка 7-8 лет
можно причислить энергичность, целеустремленность, ответственность,
инициативность.

Процесс формирования
лидерских качеств не может происходить спонтанно, для этого необходима его
организация, а эффективность и результативность его обеспечивается единством
обучения и воспитания и применения различных форм обучения и воспитания. Одной
из таких форм работы является внеурочная деятельность, которая, по сравнению с
урочной формой внеурочная деятельность обладает большей эффективностью и не так
регламентирована, как урочная.

В рамках проведения
опытно-экспериментальная работа по развитию лидерских качеств детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности были определены критерии и
показатели развития лидерских качеств обучающихся. В качестве критериев были
определены: социометрический статус, коммуникабельность,
творческий потенциал, активность, организаторские способности, умение управлять
собой, работа с классом. Показателями явились следующие: круг значимого
общения, проявление симпатии в общении, стремление к риску, умение решать
проблемы, открытость новому опыту, умение организовывать и контролировать
деятельность других, склонность к коллективной деятельности, настойчивость,
энергичность.

Большинство детей
младшего школьного возраста имеют средний уровень сформированности
коммуникативных и организационных лидерских качеств, имеют благоприятный
социометрический статус, однако в выборке присутствуют дети с низкими
показателями. Результаты первичной диагностики послужили основой для разработки
комплекса внеурочных мероприятий по развитию лидерских качеств у детей младшего
школьного возраста.

В ходе проведения
внеклассных мероприятий применялись различные внеурочные формы с участием
младших школьников: игры, классные часы, беседы, тренинги, презентации,
медиафильмы, тематические проекты, моделирование проблемных ситуаций, конкурсы
и т.д.

По результатам
контрольного этапа исследования произошла положительная динамика: у большинства
детей показатели сформированности взаимоотношений проявились на достаточном
уровне, что доказывается наличием положительных выборов со стороны сверстников.
Половина учеников из класса показатели высокий уровень сформированности организационных и
коммуникативных лидерских качеств: они предпочитают ведущие роли, имеют широкий
круг общения, осознают цели, обладают развитыми организаторскими способностями
и творческим потенциалом. Ученики со средним уровнем участвуют в делах класса и
общении со взрослыми в зависимости от ситуации, ситуативно выдвигают новые
идеи, ситуативно стимулируют работу товарищей и осуществляют контроль за их
работой; отмечается частичное проявление настойчивости при
разрешении противоречий.

Таким образом, формирование лидерских качеств младших школьников будет
эффективно, если создавать определенные педагогические условия во внеурочной
деятельности: возрастной и комплексный подбор разнообразного и разнопланового
материала для занятий; создание педагогически подстраиваемой лидерской
ситуации; групповая деятельность школьников; субъект-субъектное взаимодействие
диады «младший школьник — педагог»; создание социально-лидерской окружающей
среды.

Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое
подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
школьного возраста

Период младшего школьного возраста — это оптимальный период
активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми,
усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных
ситуаций. С началом школьного обучения ребенок вступает в новый мир социального
пространства, представленный общением, отличным от периода дошкольного детства.
Это обусловлено тем, что ребенку предстоит справляться с учебными
обязанностями, и весь процесс общения с ребенком окружающих предполагает
отношение к нему как к ученику.

Д.Б. Элькониным [64] и В.В. Давыдовым [15] подчеркивается
необходимость усвоения младшим школьником специальных психофизических и
психических действий, обслуживающих письмо, арифметические действия, чтение,
физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности.

У детей 7 лет уже достаточно развиты рефлексивные
способности: мотив «Я долго преобладает над мотивом «Я хочу». Помимо усвоения
специальных умственных действий, ребёнок под руководством учителя начинает
овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства,
морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми
социальными ожиданиями людей [9].

Обучение в школе предъявляет качественно новые требования к
ребенку в плане необходимого речевого развития: речь должна быть грамотной,
четкой, выразительной. Все речевые конструкции ребенка должны соответствовать
сложившимся в культуре ожиданиям, что имеет огромное значение для формирования
коммуникативных способностей. Ребенок начинает постепенно осознавать
ответственность за собственную речь, устанавливать взаимоотношения с учителем и
сверстниками посредством правильной речевой организации.

В современном постоянно изменяющемся мире меняются и требования
к общению. Ребенок должен уметь быстро ориентироваться в коммуникативном
пространстве, быть компетентным и грамотным, адаптированным к социальной
действительности. Как правило, отсутствие элементарных навыков общения в
младшем школьном возрасте приводит к множеству конфликтов при совместной
деятельности, препятствующих эффективному взаимодействию. Поэтому уже в
начальной школе основной задачей учителя становится воспитание разносторонне
развитой, образованной и коммуникативно компетентной личности.

Младший школьник стремится активно овладевать
навыками общения, чему способствуют происходящее в этот период активное и
интенсивное расширение сферы контактов, приобретение навыков социального
взаимодействия в среде сверстников. По мере взросления младшие
школьники
аккумулирует в себе необходимую информацию в условиях осмысленной деятельности,
посредством приобретения опыта реализации коммуникативных умений, рефлексии и
коммуникативного поведения.

Перестройка взаимоотношений, происходящая в младшем школьном
возрасте, приводит и к трансформации индивидуального поведения ребенка. Две
сферы социальных отношений «ребёнок — взрослый» и «ребёнок — дети»
взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В этот период в сфере
«ребёнок — взрослый» и «ребёнок — родители» возникают новые отношения «ребёнок
— учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его
поведению [41, с. 158]. Процесс учебной деятельности будет эффективным при наличии у
ребенка способностей к управлению собственным поведением, что даёт возможность
подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной
дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого,
нового качества психических процессов [62].

Произвольность как психическое новообразование означает
владение ребенком умением сознательной постановки цели собственных действий,
поиск средств их достижения, преодоления препятствий, что является также
основой формирования коммуникативных способностей. Для формирования
познавательной мотивации большое значение имеет сам характер учебной
деятельности, вовлечение ребёнка в учебные ситуации, которые решаются совместно
с учителем.

Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых
начинает проявляться личность, определяется по тому, как младший школьник
входит в новый коллектив сверстников, какое занимает в нём место, как общается
со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, к самому себе как
школьнику. Младшие школьники имеют ряд проблем: трудности адаптации, неумение
контактировать друг с другом, асоциальные формы поведения, провоцирующие в
детях неуверенность и тревожность и являющиеся следствием несформированной
коммуникативной компетенции и социальной дезадаптации [18].

У младших школьников в сфере восприятия наблюдается переход
от непроизвольности к целенаправленному произвольному наблюдению за объектами и
явлениями. Внимание, характеризующееся непроизвольным характером в дошкольном
возрасте, претерпевает изменения к 7 годам: увеличивается устойчивость
внимания, ребенок уже способен управлять вниманием, направлять его и удерживать
продолжительное время. К 6-7 годам внимание становится произвольным.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы