Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аэробики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Теоретические аспекты изучения развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аэробики 8

1.1. Психофизиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста 8

1.2. Содержание понятий «координация» и «координационные способности» 18

1.3. Аэробика как средство развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста 26

2. Опытно-экспериментальная работа по развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аэробики 38

2.1. Результаты диагностики уровня развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста 38

2.2. Комплекс занятий по развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аэробики 49

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 57

Заключение 62

Глоссарий 65

Список использованных источников 66

Приложение………………………………………………………………………………………………….72

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Современные условия жизни предполагают точность и быстроту движений, их своевременность и рациональность, экономичность и согласованность. Обобщая указанные характеристики одним словом, можно сказать, что существует высокая потребность в развитии координационных способностей у современного человека.

Изучение проблемы развития координационных способностей у детей имеет высокую практическую и научную ценность, поскольку именно по сформированной координации педагоги судят об окончании этапа овладения ребенком основными движениями и об его готовности к их использованию в повседневной жизни.

Вместе с тем проблема развитой координации остается наиболее противоречивой и наименее разработанной в теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста.

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей старшего дошкольного возраста. Серьезные отклонения моторики старших дошкольников распространяются на сферу координационных проявлений. Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений, развития физических способностей.

Несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных организациях, проблема совершенствования двигательных способностей детей, в целом, и координационных способностей, в частности, остается актуальной. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования как в плане традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями. Особую актуальность проблеме развития координационных способностей старших дошкольников придает то, что ее изучение связано с разработкой фундаментальных вопросов психологии и педагогики: связи обучения и развития ребенка и психологической теории способностей.

Вопросом развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники. Результаты исследований В.К. Бальсевича, Л.Н. Волошиной, В.И. Лях, Т.И. Осокиной, Ю.К. Чернышенко свидетельствуют о необходимости целенаправленного развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Гуманизация образовательного процесса, обусловленная изменениями, происходящими в системе отечественного образования, актуализирует обращение внимания ученых и практиков на разработку и внедрение таких средств и методов развития координации, которые позволяли бы заинтересовать детей, обеспечив их высокой мотивацией к занятиям. Одним из таких средств является аэробика. Аэробика способствует развитию силы, ловкости, быстроты, приучает детей ориентироваться в пространстве, улучшает функции вестибулярного аппарата, что благотворно сказывается на координационном развитии. Занятия аэробикой органично соединяют в себе танцевальные и игровые упражнения, которые дети могут выполнить без видимых затруднений. Это позволяет не только подготовить дошкольников к здоровому образу жизни, но и формировать координацию движений и устойчивое равновесие.

Степень разработанность проблемы в науке. Учеными (Н.А. Бернштейн, В.И. Лях, И.М. Туревский) координация понимается в качестве психофизиологического качества.

Специалисты (А.А. Гужаловский, П.Ф. Лесгафт, Э.Я. Степаненкова) отмечают, что в дошкольном возрасте координация отражает перенос двигательного опыта в игровую и самостоятельную деятельность.

Также дошкольный возраст, по мнению исследователей (Л.О. Бадалян, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова), выступает сензитивным периодом для формирования координации, поскольку ребенок уже имеет все необходимые предпосылки для ее развития.

Координационные способности и основы их развития изучаются такими специалистами как А.Г. Галимова [36], О.А. Двейрина [37], В. Кузнецов и Г. Колодницкий [11], Р.Ф. Кусякова [43], Г.Д. Ощепков и Н.Н. Гуськова [15], В.Д. Паначев [47], И.Н. Пашков [19], А.К. Тихомиров [25], Н.Н. Челышев [28] и др.

Роль аэробики в развитии координационных способностей в дошкольном возрасте рассмотрена в исследованиях Л.С. Алаевой [31], В.Д. Паначева [47], Е.А. Фонаревой [27], И.В. Черкасовой [29], С. Шенкман [30] и др.

Объект исследования: процесс развития координационных способностей и их развитие в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аэробики.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике комплекс занятий по развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аэробики.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование средств аэробики позволит способствовать формированию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Привести психофизиологические особенности развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

2. Представить содержание понятий «координация» и «координационные способности».

3. Рассмотреть аэробику как средство развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

4. Проанализировать результаты диагностики уровня развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

5. Составить и апробировать комплексы занятий по развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аэробики.

6. Выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Методологическую базу исследования составили:

— концепции о многоуровневой системе управления движениями (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, А.А. Маркосян);

— исследований по развитию координационных способностей детей (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева);

— о возможности формирования у детей новых двигательных навыков (в данном исследовании посредством аэробики) (Б. Косило, А.А. Маркосян);

— теории физической культуры (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков).

Методы исследования:

— анализ и обобщение научно-методической литературы;

— тестирование координационных способностей;

— педагогический эксперимент;

— математико-статистическая обработка результатов.

Методики исследования:

— челночный бег (3×10 м);

— метание теннисного мяча на дальность (из положения сед ноги врозь).

Выборка испытуемых: в исследовании приняли участие 10 старших дошкольников в возрасте 6-6,5 лет (5 мальчиков и 5 девочек).

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научных данных, касающихся психофизиологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста; в выявлении и уточнении содержания понятий «координация» и «координационные способности»; в анализе научных позиций в отношении рассмотрения аэробики как средства развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы следующими категориями лиц:

— педагогами дошкольных образовательных организаций с целью оптимизации своей деятельности по развитию координационных способностей воспитанников посредством использования аэробики;

— студентами, обучающимися по педагогическому направлению, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;

— молодыми учеными и методистами, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных и методических сведений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике комплекс занятий по развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аэробики.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

— были приведены психофизиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста;

— было представлено содержание понятий «координация» и «координационные способности»;

— была рассмотрена аэробика как средство развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста;

— были проанализированы результаты диагностики уровня развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста;

— был составлен и апробирован комплекс занятий по развитию координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аэробики;

— был выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что использование средств аэробики позволит способствовать формированию координационных способностей у старших дошкольников.

В связи с этим мы можем рекомендовать использовать средства аэробики в образовательных учреждениях, поскольку целесообразность их использования продиктована:

— обеспечением воспитанников оптимальными условиями для укрепления здоровья;

— потенциалом для релаксации;

— созданием радостной и творческой атмосферы развития личности ребенка;

— способностью педагога учитывать индивидуальные способности и особенности ребенка, предоставляя ему приоритетный выбор;

— повышением мотивации к здоровому образу жизни.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение отметим, что по итогам выполнения исследования были сформулированы следующие рекомендации:

1. На занятиях аэробикой важно создавать положительный настрой и атмосферу доброжелательности, чтобы участвующие дети могли раскрепоститься, захотели заниматься и начали стремиться к новому опыту.

2. Повышению активности детей в процессе занятий аэробикой способствует использование игровых форм, поэтому необходимо обязательно подбирать игры на развитие этих параметров и включать их в ход занятия.

3. Развитию координации детей будет способствовать моторно-двигательное соответствие содержанию музыкального сопровождения. В связи с этим важно уделять внимание не только обучению двигательным навыкам, но и учету музыкального фона на занятиях аэробикой. Особенно важно учитывать возможности детей к восприятию музыкального сопровождения и выбирать такой вариант, который будет доступен большинству занимающихся.

4. Повышению эффективности занятий аэробикой способствует словесное соответствие, т.е. выразительное пояснение характера движений.

5. Росту интереса детей к занятиям аэробикой будет способствовать создание ситуации успеха для каждого занимающегося ребенка. Для этого (особенно на начальном этапе занятий) необходимо давать детям посильные упражнения и поощрять положительную динамику научения.

6. В построении занятий аэробикой важно учитывать принцип от простого к сложному, начиная занятия с простых шагов и связок, постепенно усложняя материал по мере развития двигательных навыков и координации у детей.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты изучения развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аэробики

1.1. Психофизиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Старшему дошкольному возрасту отводится очень важное место в процессе развития будущей личности. Детьми в этот период движет стремление играть лидирующую роль, а также добиться признания ровесников, они ориентированы быть лучшими и первыми, одновременно с этим они стремятся действовать согласно установленным правилам, а также эстетическим и нравственным нормам. В этот возрастной период ребенок в состоянии управлять посредством слов своими эмоциями. В старшем дошкольном возрасте происходит рост потребности в признании и уважении со стороны взрослых. У ребенка проявляется высшая форма общения с взрослыми – внеситуативно-личностная. Дети уже могут обращаться с вопросами и касаться в общении не только того, что происходит в данный момент, но более общих тем. Для старшего дошкольника становятся важными детали жизни каждого отдельного человека, его знания и опыт. В этом возрасте интерес вызывает специфика взаимодействия между взрослыми. Общение детей в старшем дошкольном возрасте очень эмоциональное. В ходе взаимодействия с взрослыми основная масса высказываний ребенка носит оценочный характер [10].

В старшем дошкольном детстве зарождается процесс развития новых психологических механизмов поведения и деятельности, формируется база для произвольного поведения, все это становится одним из основных новообразований развития ребенка этого возраста. Дети осваивают конкретную систему норм морали, социальных ценностей, а также правил поведения в обществе. В отдельных случаях ребенок уже способен контролировать свои непосредственные желания и может вести себя так, как нужно, а не так, как ему хочется в текущий момент. Не менее важным новообразованием этого возраста выступает децентрация, т.е. способность детей преодолевать свой эгоцентризм и принимать во внимание позицию партнеров по общению. Децентрация – это один из факторов процесса социализации ребенка старшего дошкольного возраста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы