Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Развитие координации в процессе обучения хореографическому искусству в младших классах»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Раздел 1.
Теоретические основы развития координации в процессе обучения хореографическому
искусству у детей младших классов хореографического училища 6
1.1. Понятие
координационных способностей. 6
1.2. Развитие
координации у детей младших классов хореографического училища 11
1.3. Методика
развития координации в процессе обучения хореографическому искусству. 14
Раздел 2.
Экспериментальное исследование развития координации движений в процессе
обучения хореографическому искусству у детей младших классов хореографического
училища. 20
2.1.
Диагностика исходного уровня развития координации движений у детей младших
классов хореографического училища. 20
2.2. Комплекс
упражнений для развития координации в процессе обучения хореографическому
искусству у детей младших классов хореографического училища. 25
2.3. Анализ
результатов исследования. 30
Заключение. 33
Список
литературы.. 35
Приложение. 38
Введение:
Введение
Формирование здоровья
детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в
современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют
отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии
детей, неполноценность их здоровья.
Это касается в первую
очередь нервной системы, опорно- двигательного аппарата. Усилия медиков в
основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко
включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы
обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка.
Поэтому задача, стоящая
сегодня перед преподавателями хореографических дисциплин, руководителями
детских творческих коллективов заключается в поиске и использовании специальных
методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического,
психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые
технологии.
Все знают о том, что
физическая культура благотворно влияет на организм и здоровье человека. При
занятии активными видами спота улучшается здоровье, повышается общий тонус
организма, укрепляется сердечно сосудистая система, развиваются мышцы. Тоже
можно сказать и про хореографию. Хороший танцор должен обладать отличным
здоровьем и множеством спортивных качеств: выносливостью, целеустремленностью,
определенными физическими данными и координацией, а в рамках
предпрофессиональной образовательной программы по дисциплине «Ритмика»
обучающийся должен обладать хореографической координацией.
Проблема развития
хореографической координацией детей освещается разносторонне (И. И. Бадаева и
И. А. Степаник, Е. Б. Юнусова, В. Н. Карпенко, И. Т. Соснина и др.). И. И.
Бадаева и И. А. Степаник изучают структуру хореографических способностей детей.
Е. Б. Юнусовой исследуется процесс формирования хореографических способностей у
детей в сфере дополнительного образования, структура которых представлена
координационные способности, музыкально-ритмическими умениями, творческими
умениями.
Для развития хореографических
способностей требуется комплексное психомоторное развитие ребенка: координации
разнообразных движений, развитие музыкально-ритмического чувства, понимание
выразительности музыкальной интонации, телесная гибкость и др. Поэтому проблема
развития координационных способностей детей младших классов хореографического
училища требует дополнительного изучения.
Цель исследования
– выяснить, разработать и апробировать авторские методы развития координационных
способностей в процессе обучения хореографическому искусству у детей младших
классов хореографического училища.
Объектом исследования
является учебно-воспитательный процесс развития координационных способностей и
музыкально-двигательных навыков у детей младших классов хореографического
училища на уроках ритмики и танца.
Предметом исследования
являются методические принципы и подходы к развитию координационных
способностей у детей младших классов хореографического училища.
Гипотеза исследования: развитие координационных способностей у детей будет более
эффективным, если:
– в процессе обучения учитывать возрастные,
психологические и психомоторные особенности детей младших классов
хореографического училища;
– использовать комплекс общепедагогических и
специфических хореографических методов обучения;
– разработать вариативные задания для
хореографических занятий в дополнительном образовательном учреждении.
В процессе достижения
цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие
координационных способностей.
2. Изучить особенности
развитие координации у детей младших классов хореографического училища.
3. Раскрыть методику
развития координации в процессе обучения хореографическому искусству
4. Провести
экспериментальное исследование развития координации движений в процессе
обучения хореографическому искусству у детей младших классов хореографического
училища.
Для решения поставленных
задач были комплексно использованы следующие методы исследования: обобщение
педагогического опыта, методический анализ, системный анализ, метод наблюдения,
анкетирование и беседа с родителями дошкольников, педагогический эксперимент.
Практическая значимость
данной работы заключается в изучении особенностей педагогической работы с
хореографическим коллективом с учетом возрастных особенностей в процессе
развития координационных способностей. Рекомендации могут быть полезными для
педагогов дополнительного образования, преподавателей ритмики и музыкальных
руководителей дошкольных учреждений, хореографов студий и кружков детской
художественной самодеятельности.
Данное исследование
включает введение, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Заключение
Овладение основами
техники различных танцевальных направлений достигается путем детальной
отработки каждого упражнения и приемов его исполнения при упорном,
систематическом труде, что требует большого физического напряжения и силы воли,
как со стороны учащегося, так и со стороны преподавателя. А также процесс
обучения невозможен без развития координационных способностей.
Координация — умение
согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения
соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно,
ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног
производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой,
горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут
быть: одноименными — движения совпадают по направлению (например, направо
отводится правая рука и нога); разноименными — выполняются в разных
направлениях (например, во время подскоков поднимаются правая рука и левая нога
и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть
однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными
(например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).
Под координационными
способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить
целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать
выработанные формы действий или переключаться от одних к другим соответственно
требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают,
но имеют и свою специфику.
Для эффективного
формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к
хореографическому воспитанию выработать конкретные пути и средства
совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом
их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Отсюда и
вытекает необходимость классификации координационных способностей.
Применительно к
хореографии можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные
координационные способности человека в процессе управления двигательными
действиями: способность к реагированию; способность к равновесию;
ориентационная способность; дифференцированная способность, разновидностями
которой являются способность к дифференцированию пространственных, временных и
силовых параметров движения; ритмическая способность.
Развитие хореографической
координации выстраивается по способностям и навыкам обучающихся, формируя
критерии ее функциональной значимости в учебном пространстве: 1)
согласованность всех способностей и навыков в единой учебно-образовательной
системе; 2) упорядочение разнообразия движений в единое целое в соответствии с
поставленной задачей; 3) а) формирование системообразующей структуры
хореографической координации через развитие способностей и навыков является
необходимым условием для успешного процесса образования, влияющего на темп, вид
и метод усвоения учебного материала; хореографическая координация обеспечивает
экономное расходование энергетических ресурсов ученика, влияя на величину их
использования в момент физической нагрузки. Точно дозированное во времени,
пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное
использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному
расходованию сил в период занятий, что обеспечивает восприятие учебного
материала в полном объеме.
Таким образом, можно
сказать, что хореографическая координация ведет к большей плотности и
вариативности процессов управления движением во время учебного процесса, что
поднимает педагогическую науку хореографического образования на абсолютно новый
креативный и когнитивный уровни.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1. Теоретические
основы развития координации в процессе обучения хореографическому искусству у детей младших классов хореографического училища 1.1. Понятие координационных
способностей
Проблема физических
(двигательных) способностей – одна из наиболее значимых в педагогике,
психологии и физиологии физического воспитания и спорта. Она становится все
более важной для практики воспитания всесторонне развитой личности, так как
непосредственно связана с целым комплексом проблем: подготовкой ребенка к
жизни, труду и защите родины, выбором профессии в соответствии со склонностями
и способностями, ориентацией и отбором для занятий определенными видами спорта
[9, с. 115].
Координационные
способности занимают среди всех двигательных способностей одно из центральных
мест. Их развитию в программах физического воспитания учащихся уделено особое
внимание. Навыки координации включают в себя такие вещи, как ощущение ритма, умение
произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и адекватно действовать в
изменяющихся условиях, умение балансировать и др.
По И.П. Ивановой, координационные
способности – это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту
освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную
деятельность при неожиданных ситуациях. Обладая высоким уровнем развития
координационных способностей человек, имеет основу, фундамент для овладения
новыми видами движений, успешнее овладевает различными трудовыми процессами и
бытовой деятельностью. С ростом научно-технического прогресса значение
координационных способностей постоянно возрастает [10, с. 8]
В.И. Лях отмечает, что
координационные способности – это умение предельно приспосабливать движения,
правильно, моментально, целесообразно выполнять требуемые движения,
генерировать отмеренные движения в условиях временного цейтнота [13, с. 45].
Л.П. Матвеева выделяет
две составляющие координации движений: а) способность целесообразно
сорганизовать движения, т.е. согласовать, соподчинить их, чтобы они
представляли собой единое целое, когда строятся и воспроизводятся новые
движения; б) умение перестраивать двигательную координацию, чтобы изменить в
связи с новыми условиями параметры уже освоенного действия [14].
В.М. Зацорский, под
координационными способностями понимает «способности человека к согласованию и
соподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность,
то есть быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные
задачи» [8, с. 18].
Координационные
способности детей – это отдельная область исследований, которыми занималась
группа ученых, куда входили В.И. Лях, Н.А. Фомин, Д.Д. Донской. Они выделили
такие координационные способности, как способность держать равновесие,
ориентироваться в пространстве, воспроизводить ритм, реагировать и
дифференцировать.
Понятие координационные
способности связывается с понятием «способность к дифференцированию», которое
трактуется как координация к точному различению силовых, временных и
пространственных параметров движения. Дифференциальная способность
обнаруживается почти во всех специальных упражнениях и ее можно рассматривать
только в комплексе.
Одним из проявлений координационные
способности является быстрое реагирование на выполнение определенного задания
либо на ней могут быть построены многие специальные упражнения, а также она
может быть и фактором двигательного проявления. Что касается способности к
ритму, то это координационная способность более адресована к слуховому
анализатору.
Способность к равновесию
– это составляющая координационных способностей, призванная определенно и
быстро выполнить нужные движения тогда, когда есть небольшая площадь для опоры
или тело находится в неустойчивом равновесии.