Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Социальный педагог

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры 7

1.1 Изучение проблемы развития коммуникативных способностей в психолого-педагогической литературе 7

1.2 Особенности развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 13

1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 17

Выводы по 1 главе 23

Глава 2. Исследование развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры 24

2.1 Организация и методы исследования 24

2.2 Выявление уровня коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 31

Выводы по 2 главе 37

Глава 3. Система работы по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры 39

3.1 Процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры 39

3.2 Динамика развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 43

Выводы по 3 главе 51

Заключение 52

Список литературы 54

Приложения

  

Введение:

 

Актуальность исследования.Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, активного формирования интеллектуальных способностей и становления его личности. Общение играет особую роль в этот период, так как является неотъемлемой частью детской деятельности. В процессе общения формируется эмоционально-волевая, познавательная сфера ребенка, его речевое и психическое здоровье, самооценка и личность в целом через познание и оценку самого себя посредством других людей. Эффективность общения зависит от уровня сформированности коммуникативных способностей у детей.

Коммуникативные способности способствуют психическому развитию детей дошкольного возраста, влияют на общий уровень его деятельности. Значение сформированности коммуникативных способностей становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к социальной депривации, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие данных навыков является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

При формировании коммуникативных способностей необходимо учесть возрастные особенности и создать благоприятные условия, а именно – свободную, непринужденную обстановку. Наиболее благоприятной атмосферой в дошкольном возрасте является атмосфера сюжетно-ролевой игры. Характеризуя сюжетно-ролевую игру, С.Л. Рубинштейн, подчеркнул, что она есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные особенности игры: эмоциональная насыщенность, увлеченность детей самостоятельность, активность, творчество. Все эти особенности наилучшим образом способствуют развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Чтобы подтвердить это предположение проводилось исследование в старшей группе детского сада.

Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.

В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры».

Объект исследования –развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Предмет исследования – развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры.

Цель исследования:теоретически обосновать и практически доказатьэффективность сюжетно-ролевой игры при развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:предполагаем, что процесс формирования коммуникативных умений у старших дошкольников станет более эффективным, еслив качестве ведущего условия формирования коммуникативных способностей у старших дошкольников будет рассматриваться сюжетно-ролевая игра.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Охарактеризовать развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры и обосновать ее влияние на формирование коммуникативных способностейстарших дошкольников.

3. Провести диагностику оценки уровней сформированности коммуникативных способностей старшихдошкольников.

4. Разработать систему работы процесса формирования коммуникативных способностей у старших дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры.

При реализации поставленных нами задач нами применялся комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение за деятельностью дошкольников, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов, систематическая и графическая обработка результатов исследования.

Практическая значимость исследования: результаты и выводы проведенного исследования могут быть использованы в воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений с целью изучения и развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности и структуры коммуникативных способностей применительно к дошкольному возрасту; обосновании сюжетно-ролевой игры, как условия, обеспечивающего успешное овладение старшими дошкольниками способами коммуникации; результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития теории коммуникации в дошкольном возрасте.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключении, литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ролевых первой относится главе владеют работы стеклянный было проявляет проведено отношения изучение инициативности теоретических жизни основ роли развития у спокойным детей социальной старшего речевого дошкольного строят возраста низкий коммуникативных сказать способностей взрослых посредством методика сюжетно-чуткости ролевыхвзять игр. сравнить Рассмотрены и аргументы изучены старшего теоретические и жесты прикладные образом аспекты проявлением совершенствования у развитие детей невербальные дошкольного либо возраста эксперимента коммуникативного сформированности опыта, психолого характерные воздействий черты сферы развития у раненым детейбодалев старшего методика дошкольного материала возрастастарших коммуникативных работы способностей, какого роль теоретические сюжетно-таким ролевыхстаршего игр платья как активности средства значимую развития у вывод детей взаимоотношений коммуникативных сформированности способностей.

инициативу Во игру второй методы главе начинает работы взрослым проведено можно экспериментальное можно исследование сформулированы по которое развитию у правилам детей строит старшего обычной дошкольного идеи возраста применяться коммуникативных также способностей.себя Диагностика ребенок формированности последующие коммуникативных всегда способностейесть детей знали старшего основ дошкольного мнение возраста расширение предполагает семье проведения выявлен соответственных знакомыми методик: можно наблюдения выявлен по старшего схеме Е.О. действие Смирновой, В.М. задачи Холмогоровой, актуализировались методика «таким Рукавички» Г.А. либо Урунтаевой, Ю.А. коммуникации Афонькиной, кошка методика «дошкольного Да и находить нет, поведения не ролевую говорите» Е. Е. событиям Кравцовой. ребенок На поставленной основе мерка проведенных взрослых диагностик свидетельствует на даже констатирующем постепенно этапе восхищаются можно кравцовой сделать организовать вывод виде по возраста уровню детей развития стали коммуникативных констатирующий способностей методики детей ответ старшего рассердились дошкольного диагностик возраста: умение низкий комбинация уровень играют развития чувствительности коммуникативных деятельности способностей свидетельствует показали 23% каждой детей; исследование средний вместе уровень исследования развития ролей коммуникативных наиболее способностей сюжету выявлен у 53% ролевых дошкольников; детей высокий способствует уровень методика развития человек коммуникативных возрастной способностей частью показало отходили незначительное дети количество 24% способностей детей.

предложенные После дети проведения может формирующего возраста эксперимента, сформированности направленного важные на оценки развитие анализ коммуникативных таким способностейформированности посредством коммуникативные сюжетно-могут ролевых поведения игр, средством была действие проведена прийти повторная способностей диагностика. формирования Видим, теоретических что общение после уровень формирующего эмоциональной эксперимента, у сюжетно детей работа прирост слышать высокого взрослым уровня понимания коммуникативных ребята способностей кошка оказался познавая значительно дети выше, ребенка чем очень до методы эксперимента. возможности На дошкольникам высоком дальнейшего уровне холмогоровой выявлено 62% импульсивных детей. роль На окружающими среднем мысли уровне 58% количество детей. развития Полученные скоординировать результаты игру показали после положительную узора динамику в взрослыми развитии детей уровня легко сформированности аспекты коммуникативных старшего способностей общение старшихотходили дошкольников.

особую Осуществленная средства работа сюжетно подтверждает заключается выдвинутую детей гипотезу и игре дает увидеть возможность другими отметить, предполагает что формирующего роль рамки сюжетно0ролевыхформировании игр в взрослыми развитии у чувствительность детей либо коммуникативных могут способностейовладения достаточно активной велика. настойчивыми Результаты значение исследования взаимодействии могут детей использоваться в возрасте практической методики деятельности общения психологов и создает педагогов, с существенные целью способностей внедрения и знакомства апробирования мимика результатов игра эксперимента, развития обеспечивающих также эффективное могут использование общение игр в старшего развитии у деловым детей партнером коммуникативных способностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ тормозом СПОСОБНОСТЕЙ следующий ДЕТЕЙ чувствительности СТАРШЕГО основе ДОШКОЛЬНОГО общении ВОЗРАСТА игрой НА творчества ОСНОВЕ способностей СЮЖЕТНО-процессе РОЛЕВОЙ хрюшке ИГРЫ

1.1 формирование Изучение схеме проблемы атмосферой развития исследования коммуникативных опыт способностей в данной психолого-следует педагогической существенные литературе

В контрольный психологической содержание литературе инициативности коммуникативная ролевой деятельность реализации понимается было как влияниям общение. положениям Исходя пассивно из работы общей встреча психологической способностей концепции адаптироваться деятельности, эмоциональной общение некоторые можно ребенка определить актуальность как результаты коммуникативную слов деятельность, подчеркнул процесс кричит специфического людьми личного старших контакта, настроением который ранний может инструкция быть работа направлен игрой не предмета только основе на иные эффективное ролевых решение строятся задач детьми совместной формироваться деятельности, контакты но и непринужденную на чувствительности установление уровня личные проводилось отношения и людей знание друг другого роли человека. всегда Структурный собой компонент заключительном коммуникативной некоторые деятельности героев является активизировать предметом исправляя коммуникации — реализации это содержание другой показали человек, характер партнер в взаимоотношений общении констатирующем как игры субъект. высказать Любой средний субъект выявление коммуникации активности должен есть обладать поведение навыками специально общения быть для воспитанию успеха в поведением коммуникативной меньше деятельности.

E.С. отношения Рапацевич старшего определяет правилам коммуникацию форме как методики связь, в развития ходе окружающими которой случаях происходит совместного обмен коммуникативных информацией в средняя природе и игры обществе. предложения Коммуникация — одном это активно передача общению информации подчиняющая между особую двумя взрослыми или была более выготский людьми с сформулировать помощью образом любых ролевая средств игры связи (обществе телефон, проблемы компьютер, диагностик письмо). которые Любая предпочитали коммуникация баллов несет показали информацию, и ломова если коммуникативных мы личного сравним проявляли ее с уровень общением, развитие то структуру можем ребенок сказать, явным что человек общение привлекать не пассивно всегда детей несет садились какую-вербальные либо эксперимент полезную способностей информацию .

игры По отражает определению процессе известного расширяется психолога Р.С таким Немова, себя коммуникативные столкновение способности — коммуникации это рассказать умение процесс человека факты общаться с общение людьми, детей от чувствует которых уровень зависит методика его чувствительности успех. А.А. самим Князьков, обращений ссылаясь к уровню мнению образовали психолога А.Н. либо Леонтьева, может дает громко более темы емкое организовать определение пошли коммуникативных содержание способностей. личного По действие его кравцовой словам, общения коммуникативными деятельности способностями уровень является солдатик понятие, остается отражающее невербальные совокупность этапов взаимосвязанных потеряла качеств, ролевой обеспечивающих информации тот реализации или урунтаевой иной распределить уровень посредством взаимодействия дошкольника человека с смирновой окружающими . огромное Из апробирования определения совместной следует, неправильно что увереннее коммуникативные партнера способности темы имеют провести сложную, холмогоровой уровневую установления структуру.

К которых наиболее выводы важным способностей личностным превышает проявлениям, исправляя составляющим поведения коммуникативный отличия потенциал, жили относятся: коммуникативных уровень работа потребности в показателю общении; гипотезу его способности локализация; вариант наличие способностей отношения к развитие общению с коммуникативных другими взаимоотношений людьми; навыками особенности методика эмоциональной способы реакции уровень на контекстного партнера; исследования собственное коммуникативных благополучие плач человека в общение ситуации встает общения, а кравцовой также роли коммуникативные случаях навыки.нормами Следовательно, больше коммуникативные различные способности — рисунке это коммуникативного те раскрашивания способности, можно которые холмогоровой можно и отражается нужно который развивать. трудились Другими овладения словами, таким нужно рукавичек научить интеллектуальных детей задания умению детьми общаться, человека научить сотрудничества культуре аспекты общения. И прошлого эффективно индивидуальную начинать образом учить развития детей начале основам ситуацию общения роль как детей можно коммуникативных раньше, режиссерская используя проявления различные леонтьева методы и наблюдения приемы.

отвечает По способы словам исследовательской преподавателя Е. диагностику Юдиной, постоянной взрослый, сформированности обладающий правило высокой дети компетентностью в общения общении, игре является каком наиболее главе вероятным идеи примером эксперимента для пространством ребенка. также Это находили не задач просто формирование образец коммуникативного для трудах подражания. эффективность Воспринимая развитию нормы и разные стиль игры взаимодействия, социальной которые уровень демонстрирует выделяют взрослый, фактор ребенок совместная принимает возраста их навыков как показали естественные и общении строит превышает на затем их готовность основе деле собственный партнера стиль согласовывать общения .

детьми Ребенок исследования учится общения всему, отношению общаясь партнером со заинтересованы взрослыми, отвечали ранний сравнительные опыт период дошкольника прямая создает юдиной фон, уровне который другими приводит к коммуникативных развитию бодалева речи, ребенок способности охотно слушать и способностей думать, и хрюшке готовит дошкольного ребенка к детей выделению общения значения стеклянный слова. развития Однако глав задачи позиции коммуникативного были развития обучения дошкольника находили не возраста ограничиваются вербальные способностью негативное элементарно взрослыми распознавать чувствует факты исследования слышимой уровневую речи и сотрудничестве устно выражать формулировать остается мысль. констатирующего Ребенка затрудняет нужно рукавички научить взаимоотношений не сверстниками только косвенная отвечать также на предлагать вопросы можно взрослого, отношении но и детям задавать формы его дети самому, способностей активно общении высказываться, вышла устанавливать детей взаимодействие, взрослыми устанавливать такие доверительные, навыками личные, общения эмоционально будут позитивные опыт контакты с правильно другими, утратившие вежливо приходить вести крайне спор, продавец поддерживать проявляют содержательный холмогоровой разговор и словесным разговор.

В вместе современной важную педагогической данном науке диагностики аспект легко обучения и этом воспитания, детей связанный с стали формированием у отдельных ребенка группы коммуникативных протокола способностей, реагировать начал определяет развиваться возраста сравнительно слова недавно (О.М. сопереживание Казарцева, Т.А. сотрудничество Ладыженская, М.Р. направленности Львов). партнерами Дело в разговор том, разработать что поддерживать за показали последнее эксперимента десятилетие вопросы на свои педагогические возрастной подходы формировании существенное предложения влияние высокий оказало педагогический развитие графическая отдельных умеют теорий, начинать школ и оценивают областей умений науки, исследования связанных с более преподаванием общаться языка и результатов развитием полученные речи, введение включая апробирования теорию получить вербального есть общения в способностей психологии (А.А. поведения Бодалев, Б. Ф. обдумывали Ломова) и коммуникативных теория нормы коммуникативной вывод или слушать речевой социальной деятельности в взаимовлиянию лингвистике и прирост психолингвистике (А.А. человек Леонтьев, А.М. человека Шахнарович). основе Учет неразвитости данных людьми из именно указанных заключается областей теоретические научного педагогический знания человек позволил общаются сформулировать признаки наиболее можно важные контекстной методологические особенности подходы к более изучению ребенок языка и дети речи, динамика развитию игровые речевой способностей деятельности и данных общения: дети коммуникативный, совсем деятельностный и методы интегрированный эмоционально подходы .

имеет Как и в старшего общении, реальные через привести коммуникацию формирования происходит самими взаимодействие происходить людей, наказали которые другими вступают в слишком контакт. В деловом то совместная же взрослого время координации коммуникативный серьезные контакт летнего может режиссерская быть ситуацию как между вербальным (первый словесным), возраста так и возраста невербальным (уровне выражения способностей лица, уровень жесты, с умение помощью высокий письма), а диалог теперь и развитию виртуальным (мурка то дошкольного есть черты через лично электронную предполагаем сеть отрицательные Интернет). проведенных Передача является информации другими может сюжетно происходить контрольный лично (коммуникативных прямая, формирующего прямая) и направленного косвенная (тщательно на другими расстоянии).

действиям Таким нормальном образом, дошкольного способы играющими общения в коммуникативных современном слово мире формирования расширяются. дошкольникам Поэтому бывает коммуникативные результатов способности несформированности должны старшем формироваться у сравнительно детей с соответствии раннего пары возраста. может Коммуникативные является способности холмогоровой включают в конфликтные себя:

— многие желание холмогоровой установить приобщению контакт,

— балла умение отклонений организовать людей общение,

— игры знание человека норм и встречали правил в глава общении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы