Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология и социальная педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе (на примере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 2117», образовательная площадка для дошкольных групп № 3)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 9

1.1. Сущность понятия «психологическая готовность к школе» в современных психолого-педагогических исследованиях 9

1.2. Особенности развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 12

1.3. Возможности и методы развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 17

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 24

2.1. Изучение уровня развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 24

2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей к школе 38

2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы 43

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 45

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 46

3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам 46

3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям) 50

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 55

ЗAКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ЛИТЕРAТУРЫ 58

ПРИЛОЖЕНИЯ 63

  

Введение:

 

Актуальности темы исследования. Для каждого ребенка поступление в школу определяет самый сложный период в их жизни с психологической точки зрения. С поступлением ребенка в школу его жизнь меняется практически полностью: ему приходится участвовать в новых для него видах деятельности, вступать в контакты с новыми незнакомыми людьми (как взрослыми, так и сверстниками), предъявляющими ему новые требования. Кроме этого, меняется распорядок дня, появляются новые обязанности, которые дети должны выполнять. Также от ребенка требуется максимальная мобилизация всех его резервов: эмоциональных, интеллектуальных, физических. Если сравнивать нагрузки, которые испытывает ребенок при поступлении в школу, с чрезвычайно сложными нагрузками, которые испытывает взрослый, то по интенсивности и силе они будут подобными. Чтобы избежать психологической травматизации ребенка, необходима работа по формированию у него готовности к школьному обучению в различных ее проявлениях, иначе говоря, должна быть сформирована психологическая готовность, важнейшим компонентом которой является интеллектуальный компонент. Сущность интеллектуального компонента психологической готовности к обучению в школе состоит в том, что дети должны овладеть способностью к овладению рядом мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация). Кроме это сформированность интеллектуального компонента предполагает наличие у детей умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Однако, самыми важными показателями сформированности данного компонента являются уровни развития у детей мышления и речи.

Эта тема была, есть и будет актуальной поскольку каждый ребенок проходит через этот период и это чрезвычайно сложно для него.

Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе была важной проблемой в зарубежной и отечественной науке и потому глобально изучалась (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин и др.). В центре внимания находятся: «кризис 7 лет», основные новообразования в развитии ребенка (Л.И. Божович, Е.Э. Кравцова, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова), эмоционально-волевая сфера (Д.Б. Эльконин, Т.И. Шульга), формирование мотивации к обучению (А.К. Маркова), степень сформированности знаний, умений и навыков (Т.И. Тарунтаева), коммуникативно-речевое развитие (М.И. Лисина), связь психологической готовности к школе с обучением (М.М. Безруких) и другие не менее важные аспекты. Однако вопрос развития интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет остается не до конца исследованным. Этим и обусловлена актуальности темы данного исследования.

Объект исследования ‒ интеллектуальный компонент психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Предмет исследования ‒ психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что: программа развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе будет эффективной при соблюдении следующих условий:

‒ использование игрового метода будет способствовать развитию у старших дошкольников 6-7 лет интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению;

‒ работа должна быть направлена на развитие логического мышления у старших дошкольников 6-7 лет, обогащение представлений дошкольников об окружающем мире, воспитание целеустремленности.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «психологическая готовность к школе» в современных психолого-педагогических исследованиях.

2. Описать возможности и методы развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

3. Реализовать опытно-экспериментальную работу по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей к обучению в школе и проверить ее эффективность.

4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе для педагогов-психологов и родителей.

Теоретико-методологическая основа исследования: работа охватывает труды отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин) и современные научные труды, опираясь на широкий круг источников.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение;

2) эмпирические: тестирование; количественный и качественный анализ результатов исследования.

Методики исследования:

1. Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний».

2. Методика исследования словесно-логического мышления (по Й. Ерасеку).

3. Опросник «Отношение ребенка к обучению в школе».

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал может быть использован в дальнейших разработках данной проблемы; в проведенной опытно-экспериментальной работе по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей к школе; в возможности использования полученных результатов исследования в работе с дошкольниками 6-7 лет по развитию у них интеллектуального компонента психологической готовности к обучению в школе.

Эмпирическая база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 2117», образовательная площадка для дошкольных групп № 3.

Выборка исследования: 50 дошкольников 6-7 лет: экспериментальная группа ‒ 25 детей старшего дошкольного возраста; контрольная группа ‒ 25 детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения (… с.), двух глав (глава 1 ‒ … с., глава 2 ‒ … с.), заключения, списка литературы (… источников), четырех приложений. Текст работы содержит … рисунков, … таблиц. Общий объем работы ‒ … страниц.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нами была раскрыть сущность понятия «психологическая готовность к школе». Мы установили, она представляет собой явление психологической готовности дошкольников к школьному обучению ‒ это сложное психолого-педагогическое образование. Это качественная характеристика развития интеллектуальной сферы старшего дошкольника, совокупность его психологических особенностей, без которых невозможно успешное обучение в школе. Важным компонентом интеллектуального компонента психологической готовности детей к школе является приобретенный детьми опыт (знания, умения и навыки, приобретенные в общении и деятельности), имеющийся у него на момент поступления в школу.

Описание возможностей и методов развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе позволило сделать вывод о том, что в данном контексте целесообразно использовать различные дидактические игры, позволяющие развивать у детей психические познавательные процессы, речь. Все это обеспечивает развитие интеллектуального компонента.

Нами была реализована опытно-экспериментальная работа по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей к обучению в школе и проверить ее эффективность. В работе с детьми реализовывались следующие условия:

‒ использование игрового метода будет способствовать развитию у старших дошкольников 6-7 лет интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению;

‒ развитие логического мышления у старших дошкольников 6-7 лет, обогащение представлений дошкольников об окружающем мире, воспитание целеустремленности.

Развитие интеллектуального компонента психологической готовности дошкольников 6-7 лет осуществлялось через развитие их логического мышления. Для этого педагогом было обеспечено обобщение и усложнение практики дошкольников. Проводилась работа по усвоению детьми способов самой умственной деятельности.

Проведенная опытно-экспериментальная работа показал эффективность использования игр, игровых заданий в работе с дошкольниками.

Также нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе для педагогов-психологов и родителей. Считаем, что педагоги должны уделять достаточное внимание эмоциональному развитию дошкольника, являющегося одним из важных факторов обеспечения личностного подхода к организации дошкольного образования, целостности формирования личности ребенка, развития у него интеллектуального компонента готовности к обучению в школе.

В ходе развития интеллектуального компонента психологической готовности к обучению в школе у дошкольников 6-7 лет важная роль отведена также и родителям (законным представителям). В связи с этим родители должны обладать информацией о специфике развития у детей интеллектуального компонента психологической готовности и том, как им нужно себя вести с детьми данной категории.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

1.1. Сущность понятия «психологическая готовность к школе» в современных психолого-педагогических исследованиях

Анализ дидактико-психологической литературы позволяет утверждать, что проблема готовности к различным видам деятельности, определение путей ее формирования стала предметом изучения многих исследователей современной педагогической и психологической науки (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.).

Понятие «готовность к выполнению деятельности» в современной науке рассматривается учеными с точки зрения разных аспектов. По мнению С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева готовность ‒ это наличие способностей. К.К. Платонов определял как качество личности. Согласно мнению Д.Н. Узнадзе, готовность является психологическим состоянием. И.Д. Ладанов придерживался мнения, что готовность стоит рассматривать в качестве психологического условия успешности выполнения деятельности.

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович под готовностью понимают как своеобразное «настроение», характеризующееся возможностями личности успешно действовать в данное время. Готовность, по мнению ученых, является и состоянием человека и интегративным качеством его личности [Дьяченко, Кандыбович 1978].

По мнению В.А. Крутецкого, готовность является синтезом личностных качеств человека, определяющих его способность к осуществлению определенной деятельности [Крутецкий 1972].

Большинством исследователей, рассматривающих явление готовности к определенной деятельности, понимается как единство трех компонентов: содержательного, процессуального и мотивационно-целевого (В.В. Сериков; О.Б. Дмитреева и др.).

Итак, анализ подходов оказывает, что готовность понимается в качестве сложного целостного образования; динамического явления; систем, детерминирующих внутренние и внешние факторы.

Важное место среди исследований психологической готовности к деятельности занимает психологическая готовность детей к школе.

Для успешного обучения в школе ребенок должен обладать сформировавшейся внутренней позицией школьника. Без нее не будет готовности к школьному обучению, что приведет к неуспеваемости ребенка в обучении.

Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению считаем также сформировавшуюся у него внутреннюю позицию школьника. Для этого, по мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.И. Назаренко и др.), должна быть сформирована детерминанта «ощущения необходимости обучения», не являющейся внутренней потребностью ребенка стать школьником.

По мнению Я.Л. Коломинского, на этапе перехода от дошкольного к школьному возрасту у ребенка должно возникнуть противоречие между повышением его интеллектуальных возможностей и способами их реализации, свойственных дошкольнику [Коломинский 1988].

По мнению некоторых ученых, готовность к обучению в школе непосредственно связана с теми новообразованиями, которые в психике ребенка формируются и развиваются к концу дошкольного возраста. К примеру, Л.И. Божович отмечает, что ребенок при поступлении в школу должен следовать новым требованиям. Для их выполнения ребенок должен быть готов изменениям в его социальной позиции, должен хотеть учиться, кроме этого, ему требуется достаточная мотивация, адекватная самооценка. Совокупность перечисленных качеств и новообразований представляет собой, по мнению ученого, психологическую готовностью ребенка к школьному обучению [Божович 1951].

Согласно точке зрения М. Удовенко, для готовности дошкольника к школьному обучению требует «дошкольной зрелости». Отметим, что «дошкольная зрелость» понимается ученым, в качестве целостного психического состояния старшего дошкольника, для которого характерна высокая степень качеств и процессов, активно развивающихся в данный возрастной период [Удовенко 2003]: игровая деятельность; социальные эмоции и нравственное развитие; воображение и наглядно-образное мышление, память, речь, фантазия.

Л.А. Венгер считает, что дошкольникам не свойственны сложившиеся «школьные» качества, так как их формирование происходит непосредственно в той деятельности, для осуществления которой они необходимы. Из этого следует, что их формирование требует создания необходимых для этого условий [Венгер 1972].

Концепция А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной состоит в том, что готовности ребенка к обучению в школе понимается учеными как комплекс качеств, образующих умение учиться. К этим качествам относятся следующие: понимание содержания учебных задач; понимание отличия между учебными и практическими задачами; осознание способа выполнения действия; наличие навыков самоконтроля; наличие сформировавшихся необходимых волевых качеств; умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных проблем.

А.В. Запорожец понятие готовности старшего дошкольника к обучению в школе определяет в качестве сформировавшейся у ребенка целостной системы личностных качеств, между которыми существует тесная связь. К этим качествам ученый относит учебную мотивации ребенка, уровня познавательной и аналитико-синтетической деятельности, механизмы волевой регуляции и пр. [Запорожец 1972].

По мнению Е.Е. Кравцовой, показателем психологической готовности дошкольника к обучению в школе является уровень развития отношения ребенка к взрослому, к сверстнику, к самому себе [Кравцова 1996]. Так, дети внимательны на занятиях и на уроках, когда у них сформирована способность общаться на общие темы. При этом, производительность деятельности таких детей будет гораздо выше, чем у детей, у которых данная способность не сформирована, и они предпочитают игру со взрослыми, а не общение [Смирнова 1976, с. 141].

Изложенное выше также позволяет сделать вывод, что психологическая готовность к обучению в школе предполагает сформированность у детей достаточно высокого уровня мотивации к обучению в школе. Среди основных мотивов поведения детей старшего дошкольного возраста Г.С. Костюк выделяет следующие: стремление вызвать у взрослых интерес к себе; признание в группе сверстников; нравственные мотивы (поведение в соответствии с правилами); самоутверждение; делание быть лучше других; мотивы общего характера [Костюк 1989]. Если данная мотивация у ребенка присутствует, значить можно говорить о его психологической готовности к обучению в школе.

Итак, готовность ребенка к школе является важным компонентом его психического развития, обусловленного спецификой его психологических особенностей, делающих возможным обучение в школе. Психологическая готовность предполагает сформированность у ребенка опыта (знаний, умений и навыков, приобретенных в общении и деятельности).

1.2. Особенности развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

В данном параграфе будет рассмотрена сущность интеллектуального компонента психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и описана специфика его развития.

И.В. Дубровина рассматривает интеллектуальную готовностью к обучению в школе в качестве функциональной «зрелости структур головного мозга». В таком контексте, как отмечает ученый, интеллектуальный компонент предполагает сформированность дифференциального восприятия (перцептивная зрелость), предполагающего сформированность у детей следующих умений: выделять фигуры и фон; концентрировать внимание; аналитически мыслить (определять связи между явлениями); воспроизведение связи [Дубровина 1991, с. 40].

По мнению В.С. Мухиной, в развитии у детей 6-7 лет интеллектуального компонента готовности к обучению в школе огромная роль отводится накопленному ребенком опыту, его знаниям об окружающем мире, о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, о моральных нормах поведения [Мухина 1990, с. 39]. Однако в данном контексте из сумма не настолько значима, как степень их правильности (Т.Д. Кондратенко, В.К. Котырло [Кондратенко, Котырло 1986], О.С. Ушакова [Ушакова, Шадрина 1990], Е.Г. Юдина [Юдина 2000] и др.).

Роль устной речи в данном возрастном периоде существенно возрастает, так как учебная деятельность основывается на речи, необходимой для формирования умений слушать речь учителя. Связная речь также нужна детям для передачи своих знаний, мыслей, впечатлений и т.д. Поэтому речевое развитие детей данной возрастной группы предполагает формирование определенного запаса слов, совершенствование грамматической стороны речи, усвоение ее морфологической системы. Речь идет, как подчеркивает А.М. Богуш, о подготовке «всех видов деятельности в речевом общении» ребенка [Богуш 2004, с. 22].

По мнению Ж. Пиаже, основной линией интеллектуального развития детей 6-7 лет является их самостоятельная умственная деятельность, в основе которой лежит развитие логического мышления [Пиаже 1994]. При этом в основе логического мышления дошкольника лежит его способность осознавать причинно-следственные связи через становление символической функции [Пиаже 1994].

Развитие интеллектуального компонента школьной готовности в целом и формирование знаний об окружающем мире, в частности, осуществляется по двум направлениям [Екжанова 2002] (Рисунок 1):

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы