Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие художественных способностей детей 5-6 лет средствами изодеятельноси
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 8
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 11
1.1. Развитие художественных
способностей детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая
проблема. 11
1.2. Особенности
изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 15
1.3. Возможности изобразительной
деятельности в развитии художественных способностей детей 5-6 лет. 19
2.
ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 27
2.1. Диагностика развития
художественных способностей у детей 5-6 лет. 27
2.2. Содержание работы по развитию
художественных способностей детей 5-6 лет средствами изобразительной
деятельности. 42
2.3. Анализ результатов
опытно-исследовательской деятельности. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ. 58
Введение:
Актуальность
темы исследования. Одна из ключевых задач ФГОС ДО обращена к
созданию условий для развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Развитие художественных
способностей в этом возрасте играет существенную роль в развитии личности
ребенка. Отсюда возникает необходимость изучить данную тему и понять связь изобразительного
искусства и художественной деятельности в детском саду.
Художественное развитие в
целом достаточно благотворно влияет на личность, поскольку происходит
становление эстетического чувства действительности, кроме того, художественное
развитие обуславливает становление личности ребенка дошкольного возраста.
Наличие способностей к
творческому самовыражению дает мощный толчок к построению собственной модели
мировосприятия, помогает в учебе, в профессиональной деятельности, в быту.
Несомненно, что чем раньше начать развивать способности, тем больших высот
можно достичь.
Развитие художественных
способностей имеет множество положительных свойств:
— развивает фантазию и
восприятие ребенка;
— развивает чувства и
эмоции, помогает их выразить;
— развивает
интеллектуальные способности;
— прививает правильные эстетические
нормы и идеалы;
— помогает в развитии
собственной картины мира.
Теоретическая
основа исследования. Актуальность подтверждена учеными,
такими как Г.Г. Григорьева, которая раскрыла ключевые принципы построения
предметно-развивающей среды для изобразительной деятельности детей в своей
работе «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности» [5], Н.М. Скаткин и И.Я. Лернер,
выработавшими методы обучения изобразительному искусству в работе «Дидактика» [17], Т.С. Комарова в труде «Методика
обучению изобразительной деятельности и конструированию» [14] представила основной перечень
методов, которые оптимально использовать в работе с детьми.
Объект
исследования: художественные способности детей
дошкольного возраста.
Предмет
исследования: процесс развития художественных
способностей детей 5-6 лет средствами изобразительной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и
начать практическую апробацию комплекса мероприятий, направленных на развитие
художественных способностей детей 5-6 лет средствами изобразительной
деятельности.
Исходя из поставленной
цели определим ряд задач:
1. Рассмотреть развитие
художественных способностей детей старшего дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблему.
2. Проанализировать возможности
изобразительной деятельности в развитии художественных способностей детей 5-6
лет.
3. Разработать комплекс
мероприятий по развитию художественных способностей детей 5-6 лет средствами
изобразительной деятельности.
6. Дать анализ
результатов опытно-исследовательской деятельности.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ
психолого-педагогической литературы;
2) эмпирические
(практические):
— работа с детьми (анализ
деятельности, наблюдение, сравнение);
— коллективная и
индивидуальная работа детей;
— анализ результатов
творческой работы детей.
Для развития
художественных способностей в работе соблюдены условия соответствия критериям,
а именно:
1. Художественно-образный критерий.
2. Эмоционально-мотивационный критерий.
3. Действенно-практический критерий.
Экспериментальная
база исследования: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 200» г. Хабаровск.
Структура данного исследования. Выпускная
квалификационная работа содержит две главы. В первой главе раскрыты теоретические
основы художественных особенностей детей 5-6 лет, описываются методические
основы развития художественных способностей детей 5-6 лет. Во второй главе описана опытно-исследовательская
деятельность по развитию художественных способностей детей 5-6 лет средствами
изобразительной деятельности, рассмотрено
содержание работы по развитию художественных способностей детей. Заключение
представляет основные выводы по теме исследования. Приложение содержит
иллюстрационный материал.
Заключение:
Изобразительная
деятельность представляет собой отражение образного восприятия окружающей
действительности, в связи с чем следует отметить, что рисование развивает у
ребенка визуальное восприятие, развивает все виды памяти и воображение.
Рисование является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте,
поскольку развиваются общие эстетические и познавательные качества ребенка.
Изобразительная
деятельность позволяет развивать художественные способности за счет
разнообразия подходов и методических приемов, за счет непосредственно самой
специфики деятельности, которая подразумевает активное включение ребенка к
восприятию социального опыта.
В практической части
работы было проведено исследование фактического уровня художественных
способностей детей 5-6 лет. Преимущественно был выявлен средний уровень
сформированности художественных способностей.
Также был спроектирован
конспект занятия по рисованию на тему «Сказочная гжель». Методически грамотный
подход к организации и реализация заданных условий развития художественных
способностей представляет возможность развивать детей.
Были даны методические
рекомендации по организации занятия рисованием в детском саду. Так, необходимо
давать детям различные поручения, которые будут накладывать определенную
ответственность за весь ход занятия и повышать интерес детей к художественной
творческой деятельности. Кроме того, была выявлена эффективность предложенного
занятия по изобразительной деятельности на формирующем этапе исследования, что
подтверждается результатами проведенной повторной диагностики.
Таким образом, задачи
исследования решены.
Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Развитие художественных способностей
детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Очень важной
психолого-педагогической задачей следует считать развитие способностей у детей
дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Одними из значимых
способностей являются художественные: у детей развивается наблюдательность,
умение видеть свойства окружающих предметов, а также сравнивать их, замечать
характерное. Акцентируя внимание на возрасте, важно помнить, что Т.С. Комарова
писала следующее: «мышление детей имеет на каждом отрезке дошкольного возраста
свои особенности, и не всегда может достигнуть такого уровня, который позволит
решать определенные задачи» [14].
Е.И. Коротеева писала,
что художественные способности – это способности к художественному творчеству, которые
определяют степень освоения этой деятельности как в мировоззренческом плане
(способности продуцирования), так и в техническом (умения и навыки) [15, с. 27].
Эффективная и
результативная работа по развитию художественных способностей может быть тогда,
когда учтен систематический и планомерный подход, иначе, по заключению В.Б.
Косминской, «развитие будет носить стихийный характер, а изобразительные
способности останутся на начальном уровне развития, то есть в зачатом
состоянии» [16, с. 56]. В отечественной
педагогике и психологии в вопросах о развитии способностей существует
фундаментальный принцип: способности развиваются и проявляются непосредственно
в конкретной деятельности и формируются в процессе целеустремленного обучения.
Это общее положение целиком относится и к способностям в изобразительной
деятельности.