Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие эстетических чувств у старших дошкольников посредством изобразительной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития
эстетических чувств у старших дошкольников на занятиях по изобразительной
деятельности. 11
1.1. Анализ
психолого-педагогической литературы по вопросу развития эстетических чувств у
старших дошкольников. 11
1.2. Принципы
и подходы в развитии эстетических чувств у старших дошкольников 21
1.3. Методы и
приемы развития эстетических чувств на занятиях по изобразительной деятельности. 28
1.4.
Педагогические условия развития эстетических чувств у старших дошкольников на
занятиях по изобразительной деятельности. 33
Выводы по I главе. 42
Глава II. Экспериментальная работа по воспитанию
эстетических чувств у старших дошкольников на занятиях по изобразительной
деятельности. 44
2.1.
Диагностика уровня развития эстетических чувств у старших дошкольников 44
2.2.
Реализация комплекса занятий, направленных на развитие эстетических чувств
старших дошкольников. 51
2.3. Анализ
результатов развития эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста. 54
Выводы по II главе. 56
Заключение. 58
Список использованной литературы.. 59
Приложение 1. 66
Приложение 2. 69
Приложение 3. 71
Приложение 4. 74
Приложение 5. 77
Введение:
Актуальность
исследования. В последнее время возросло внимание к
проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству
формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного
воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно
богатой личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего
будущего развития человечества. Б.Т. Лихачев пишет, что эстетическое
воспитание является целенаправленным процессом, направленным на формирование
творческой личности, формирование способности воспринимать, чувствовать,
оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [33].
В
нормативно-правовых актах намечена стратегия повышения уровня качества
образования (ФГОС ДО, ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации», Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина российского
общества 2009 года), которые определяют стратегические цели, связанные с
проблемами развития российского общества, где с особым акцентом обращается
внимание на повышении активности воспитания. Одной из них является «воспитание
творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать
прекрасное».
Очень
важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них
потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу,
формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно
оценивать произведения искусства и явления в жизни, развивать
художественно-творческие способности детей. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) подтверждает
данные слова.
Стандарт
направлен на решение одной из задач (п. 1.6) «создания благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка». В содержании ФГОС ДО п. 2.6 образовательная область «Познавательное
развитие» «…предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности…»;
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает
«реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [56].
В
соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», содержание образования должно
обеспечивать: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний
и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию
личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина,
интегрированного в современное ему — общество и нацеленного на
совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности.
Согласно
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России 2009 г.», важнейшей целью современного отечественного образования и
одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Эстетические чувства проявляются при
восприятии и создании человеком прекрасного,
это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства,
люди. Проблема формирования эстетического отношения к миру, выраженному в
эстетических чувствах, в процессе обучения различным видам деятельности
вызывает интерес у специалистов различных направлений педагогики и психологии.
О развитии эстетических чувств у детей старшего
дошкольного возраста писали в своих трудах отечественные и зарубежные педагоги
и психологи. Среди них, такие как Б.Т. Лихачев, О.А. Кривцун, Б.М. Неменский,
В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и др.
О.А. Кривцун отмечает, что эстетическое чувство, вызываемое
действиями человека, его отношениями к труду и быту, ко всей жизни,
приближается к более высокому понятию – к прекрасному как высшему нравственному
идеалу. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной,
разнообразием содержания и находится в единстве с интеллектом человека [29].
В.А.
Сухомлинский подчеркивает, что воспитание чувства прекрасного необходимо
начинать с самого раннего детства: «То, что упущено в детстве, никогда не
возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается
всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость,
восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более
поздние периоды развития личности [51].
Эстетическое
отношение к миру входит в категорию главных ценностей, формированию и развитию
которого должен быть посвящён весь учебно-воспитательный процесс в детском
дошкольном учреждении, в том числе и в системе обучения изобразительному
искусству. Это обусловлено, прежде всего, тем, что на занятиях изобразительной
деятельностью закладываются основы изобразительной грамоты, раскрываются широкие
возможности творчества для детей на самых ранних этапах их развития,
формируется нравственно-эстетическая основа личности, способствующая
формированию эстетического понимания окружающего мира, развитию творческого,
образного мышления, художественно-образного видения.
Изобразительная
деятельность является одним из средств развития эстетических чувств детей
старшего дошкольного возраста. Проблеме развития
эстетических чувств старших дошкольников через изобразительную деятельность
посвящены труды таких исследователей, как Н.А. Ветлугина, В.И. Киреенко, Т.С.
Комарова и др.
Т.С.
Комарова определяет изобразительную деятельность как художественно-творческую
деятельность, направленную не только на отражение впечатлений, полученных в
жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому [22].
Изобразительная
деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она
глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции, оставляет положительные эмоции и материальный
результат (рисунок, поделка).
Кроме
этого, отметим, что развитие эстетических чувств дошкольников в условиях ДОО
невозможно без взаимодействия воспитателя и семьи, поскольку именно семья
является той средой, в который формируются предпосылки эстетического воспитания
дошкольников и развития у них эстетических чувств.
Противоречие
заключается в том, что, несмотря на достаточную теоретическую проработанность
проблемы, в практике работы большинства детских дошкольных учреждений на
занятиях по изобразительному искусству не проводится систематическая работа по
развитию эстетических чувств дошкольников.
Проблема
исследования: какова специфика развития эстетических
чувств у старших дошкольников посредством изобразительной деятельности?
Данная проблема
определила тему исследования: «Развитие эстетических чувств у старших дошкольников
посредством изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретическое
обоснование и экспериментальная проверка эффективности развития эстетических
чувств на занятиях по изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития
эстетических чувств в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: изобразительная
деятельность как средство эстетического развития дошкольников.
Гипотеза
исследования состоит в предположении о том, что
рисование на занятиях по изобразительной деятельности, способствует развитию
эстетических чувств у старших дошкольников, выступает средством повышения его
результативности.
Задачи
исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по вопросу развития эстетических чувств у старших дошкольников.
2. Выявить принципы развития эстетических
чувств у старших дошкольников.
3. Определить методы и приемы воспитания
эстетических чувств на занятиях по изобразительной деятельности.
4. Рассмотреть педагогические условия
развития эстетических чувств старших дошкольников.
5. Провести экспериментальную работу по развитию
эстетических чувств старших дошкольников на занятиях по изобразительной
деятельности и представить ее результаты.
Теоретическая основа исследования: о развитии эстетических чувств у
детей старшего дошкольного возраста писали в своих трудах отечественные и
зарубежные педагоги и психологи (Б.Т. Лихачев, О.А. Кривцун, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский,
В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и др.); проблему развития эстетических
чувств старших дошкольников через изобразительную деятельность рассматривали
Н.А. Ветлугина, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова и др.; различным
аспектам проблемы эстетического воспитания детей посвящено
историко-педагогические труды С.М. Борисовой, Л.Н. Ивановой, Р.Г.
Исаева, О.П. Котиковой, Б.В. Сергеевой, О.Г. Федоровой и др.; проблема
совершенствования содержания эстетического воспитания детей и молодежи в
современных учебных заведениях, поиска его новых нетрадиционных форм, методов и
приемов освящена в научных исследованиях Г.В. Сухоруковой, Л.Б. Фесюковой
и др.; вопросы образования дошкольных работников в истории отечественной
педагогики, а также эстетической подготовки будущих воспитателей отражено
рассматривали И.А. Ларина, В.И. Попова и др.; классификации
эстетических чувств представлены в работах А.И. Бурова, В.Е. Дружинина, Б.Т. Лихачева,
С.А. Наумова, В.А. Сухомлинского, Г.Х. Шингарова; методические основы развития старших
дошкольников эстетических чувств раскрыты в работах Б.Т. Лихачева,
А.С. Макаренко, Т.Г. Казаковой, В.Б. Косминской, Г. Крайг, О.А Кривцун, Н.В. Мосиной, Б.М. Неменского, В.А.
Сухомлинского, В.Н. Шацкой; В.С. Мухиной; вопрос изобразительной
деятельности дошкольников и ее влияние на развитие детей, в частности,
эстетическое, изучена такими учеными, как М.В. Братко, М.А. Верб, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, В.Н. Журавлева, Т.Г. Казакова, Ю.В. Кондрашова, А.Н. Малыгина, В.С. Мухина, Е.Ф. Рыбалко, Е.А. Флерина, Л.Б. Фесюкова,
Ю.Н. Хрущева, И.В. Штанько
и др.
Методы
исследования: теоретические методы: изучение и анализ
психологической, педагогической литературы по теме, изучение и обобщение
педагогического опыта в системе дошкольного образования; эмпирические методы:
педагогическое наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности детей,
педагогический эксперимент.
База
исследования: Московская область, г.о. Егорьевск, МДОУ
№7 «Калинка». В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы
«Колокольчик» (24 человек).
Теоретическая
значимость заключается в теоретическом обосновании развития
эстетических чувств у старших дошкольников на занятиях по изобразительной
деятельности с помощью рисования; в систематизации методов и приемов развития
эстетических чувств у старших дошкольников на занятиях по изобразительной
деятельности.
Практическая
значимость заключается в том, что собранный нами
теоретический и фактический материал может быть использовать в дальнейших
разработках данного вопроса, а также в разработанном комплексе занятий,
направленных на развитие эстетических чувств старших дошкольников и возможности
его реализации в деятельности воспитателя в процессе развития эстетических
чувств старших дошкольников.
Заключение:
Изобразительная деятельность наибольшее внимание привлекает у художников, психологов, педагогов и имеет различные аспекты изучения. Психологи рассматривают рисование с точки зрения развития у ребенка логического мышления, сенсорных способностей, усвоения социального опыта. Исследования педагогов направлены изучить отдельные виды рисования (предметного, сюжетного, декоративного), обучения детей средствам художественной выразительности рисунка, аппликации и пр.
Старший дошкольный возраст является самым подходящим периодом для развития изобразительной деятельности дошкольников, их эстетического воспитания, в частности и развития эстетических чувств.
Общеизвестно, что педагог дошкольного учебного заведения должен обладать кроме устоявшимся, также и нестандартным, новейшим подходом к организации изобразительной деятельности дошкольников.
Исследование проблемы влияния изобразительного искусства на развитие эстетических чувств детей дошкольного возраста показало, что оно активизирует эмоционально-чувственное восприятие и создает положительный эмоциональный настрой, обеспечивают высокий уровень мотивации и активную позицию дошкольников, создает условия для свободного самовыражения и успешной самореализации каждой личности, стимулирует развитие творческих способностей и изобразительной деятельности.
Проведенное исследование подтвердило предположение о том, что рисование на занятиях по изобразительной деятельности, способствует развитию эстетических чувств у старших дошкольников, выступает средством повышения его результативности, поскольку уровень развития эстетических чувств испытуемых повысился на контрольном этапе исследования
Фрагмент текста работы:
Глава
I. Теоретические аспекты проблемы развития эстетических чувств у старших
дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности
1.1. Анализ
психолого-педагогической литературы по вопросу развития эстетических чувств у
старших дошкольников
Одной из важнейших составляющих
духовно-культурного развития личности человека является его
художественно-эстетическое воспитание.
Эстетическая жизнь ребенка
характеризуется своим универсализмом, в корне отличаясь в этом плане от
эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы форме оно не
находилось, привлекает и захватывает ребенка. Эта универсальность эстетических
интересов должна находить свое полное выражение в универсальности
художественно-эстетической активности детей. Другая характерная черта детской
эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не
ограничивается эстетическим восприятием, он непременно стремится к творчеству,
пользуясь всеми доступными ему художественными средствами. Именно в этом
аспекте чрезвычайно полезной и эффективной художественно-эстетической
деятельностью является художественно-творческая деятельность, которая является
полихудожественной, по своей сути, и наиболее интересной и естественной для
ребенка.
Согласно ФГОС дошкольного
образования, художественно-эстетическое развитие предполагает:
–
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
–
становление эстетического отношения к окружающему миру;
–
формирование элементарных представлений о видах искусства;
–
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
–
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
–
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [56].
Формирование
художественно-эстетической культуры, творческих способностей личности,
воспитание эстетических вкусов, чувств, потребностей приобретает особую
значимость именно в дошкольном возрасте, так как знания, умения и навыки,
полученные в раннем детстве, значительным образом влияют на дальнейшее развитие
ребенка. Особое внимание акцентируется на необходимости организации
целенаправленного ознакомления детей с различными видами искусства в контексте
общечеловеческой и национальной культуры [43].
Повышение качества
эстетического воспитания дошкольников в современных условиях ДОО в значительной
степени зависит от изучения, обобщения и творческого переосмысления
историко-педагогического опыта по названной проблеме и дальнейшего
использования его отдельных положений в дошкольных учебных заведениях. Различным аспектам проблемы эстетического воспитания детей
посвящено историко-педагогические труды С.М. Борисовой [2], О.П. Котиковой [27], О.Г. Федоровой
[57]
и др. Вклад выдающихся
отечественных педагогов прошлого в решение отдельных
проблем эстетического воспитания подрастающего поколения раскрыто в работах Л.Н. Ивановой [19], Р.Г. Исаева [20], Б.В. Сергеевой [46] и
других.
Проблеме
совершенствования содержания эстетического воспитания детей и молодежи в
современных учебных заведениях, поиска его новых нетрадиционных форм, методов и
приемов посвящены научные исследования и методические разработки Г.В. Сухоруковой [52],
Л.Б. Фесюковой [58] и др.
Вопросы образования
дошкольных работников в истории отечественной педагогики, а также эстетической
подготовки будущих воспитателей отражено в исследованиях И.А. Лариной [31],
В.И. Поповой [41]
и других.
Однако историографический обзор
научных работ позволяет сделать вывод о том, что сегодня в педагогической науке
недостаточно полно проанализирована проблема художественно-эстетического
воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами различных видов искусства
и природы в исторической ретроспективе.
Эстетическое развитие дошкольников
осуществляется в процессе эстетического воспитания.
Рассмотрим
сущность понятия эстетического воспитания.
Эстетическое
воспитание – составная часть воспитательного процесса, непосредственно
направленная на формирование способности воспринимать и преобразовывать
действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека.
Эстетическое воспитание не ограничивается только учебным процессом. Это
значительно более масштабное понятие, которое распространяется на все сферы
жизни человека. Подтверждением этому являются взгляды выдающегося педагога А.С. Макаренко, который не ограничивал эстетическое
воспитание только художественным воспитанием, а считал, что эстетическое
чувство должно ежедневно присутствовать в жизни, отношениях между людьми,
отношении к собственным поступкам, родной природе. То есть определенная
эстетика должна присутствовать во всех сторонах жизни человека, создавать
определенную гармонию и равновесие ее окружения, а это все является частью ее
гармоничного развития. Всестороннее и гармоничное развитие личности
предполагает соблюдение единства и взаимодействия пяти частей воспитания. Традиционными
составными частями воспитания называют умственное, физическое, трудовое,
нравственное и эстетическое. И, конечно, на особенное место заслуживает именно
эстетическое воспитание [34].
«Красота,
‒ писал В.А. Сухомлинский, ‒ мощное средство воспитания чувствительности души.
Это вершина, с которой ты можешь увидеть то, чего без понимания и чувства
прекрасного, без восторга и вдохновения никогда не увидишь. Красота – это яркий
свет, освещающая мир. При этом свете тебе открывается истина, добро, озаренный
этим светом, ты становишься преданным и непримиримым. Красота учит распознавать
зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души – она исправляет наш
дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения. Красота – это зеркало, в котором
ты видишь сам себя и благодаря ему так или иначе относишься к себе» [51.
с. 314].
Эстетическое
воспитание предполагает художественно-эстетическую образованность и выработку
умений создавать прекрасное в повседневной жизни. Этого поможет достичь
учебно-воспитательный процесс, занимающий в жизни дошкольника наибольшее количество
его времени и создающий условия для развития ребенка.
Введение ребенка в мир красоты
и гармонии является важной задачей художественно-эстетического воспитания.
Существенно расширили диапазон теории и практики художественно-эстетического
воспитания детей дошкольного возраста исследования психологов. В активе В.Н.
Шацкой, находим следующую формулировку: «Педагогика определяет эстетическое
воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать,
чувствовать, понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в
природе, в жизни, в труде, в явлениях искусства» [63,
с. 58]. Красота неразрывно связана с
душой человека, его трудом, поведением, речью, внешностью. Творческая душа
человечества, в том числе и русского народа, создала настоящие шедевры
воспитания у ребенка чувства прекрасного: от маминой колыбельной песни к
сложным видам искусства, которыми может овладеть человек в течение жизни, если
их основа заложена в дошкольном детстве.
Существует множество
определений понятия эстетическое воспитание, но, рассмотрев лишь некоторые из
них, можно выделить сущность и составляющие указанного понятия. Во-первых,
эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых,
это формирование способности воспринимать и видеть красоту искусства и жизни,
оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания – формирование
эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, – развитие
способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного [63,
с. 89]. Эстетическое воспитание
способствует возможности художественного развития каждого ребенка. Оно
формирует самостоятельную художественную деятельность, возникает по инициативе
детей, соответствует их интересам и потребностям и требует особого отношения
взрослого, косвенного педагогического руководства для сохранения интереса к
самостоятельной творческой деятельности.
Итак, эстетическое воспитание –
это организация жизни и деятельности детей, что способствует развитию
эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в
жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения к миру.
Одной из центральных задач воспитания детей в
художественно-эстетической деятельности является развитие у них элементов
творчества. Детское творчество – первое звено развития творческой деятельности,
в которой ребенок проявляет свое понимание окружающей среды, свое отношение к
ней. Это помогает детям раскрыть их внутренний мир, особенности восприятия и
представления, интересы и способности. Организация художественно-эстетической
деятельности дошкольников является одним из средств развития индивидуальных
потенциальных возможностей каждого ребенка, формирование творческих способностей.
От того, насколько благоприятными являются условия для проявления детьми
наклонностей к тому или иному виду художественной деятельности, зависит
возможность своевременного выявления и развития детских способностей,
формирование элементов творчества [25].
Вся система художественно-эстетического
воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом,
художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это
достигается путем решения следующих задач:
– овладение ребенком знаниями
художественно-эстетической культуры;
– развитие способности к
художественно-эстетическому творчеству;