Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие экологических знаний младших школьников посредством творческих заданий на уроках окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Пояснительная записка. 6
1.1. Теоретическое
обоснование проблемы развития экологических знаний младших школьников
посредством творческих заданий на уроках окружающего мира 6
1.2.
Разработка сборника творческих заданий для формирования экологических знаний
младших школьников на уроках окружающего мира. 13
2.
Практическая часть. 26
2.1.
Организационно-методическое обеспечение и реализация сборника творческих
заданий для формирования экологических знаний младших школьников на уроках
окружающего мира. 26
2.2.
Методические рекомендации по использованию сборника творческих заданий\
практическая значимость и возможности дальнейшего использования в
образовательном процессе. 27
Список
литературы.. 34
Приложение 36
Введение:
В
современных условиях проблема экологического образования младших школьников приобретает
особую остроту и актуальность. Экология стала наукой, которая должна помочь людям
выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. Сейчас в обществе
понимают, что экологическое образование и воспитание, бережное отношение к природе,
начинается не во взрослом состоянии, а с детского возраста. Начинать прививать любовь
к природе надо еще до школы. Особое место на пути развития личности принадлежит
этапу обучения в начальной школе, именно школа формирует уже осознанное отношение
к природе и природным процессам. Это тот период, когда ребенка легче убедить, объяснить
ему существующие в обществе экологические проблемы.
Наиболее
эффективным средством вовлечения учащихся в учебный процесс остается элемент занимательности
на уроках. Его разнообразие и применение позволяет повысить познавательную активность
учащихся, привить любовь к учебе и самостоятельному познанию окружающего мира и
формированию экологических знаний.
По
мнению ряда, отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.
Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом
зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих
экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа.
Основная
работа в начальной школе по формированию экологических знаний проводится в процессе
изучения окружающего мира. По мнению многих ученых, таких как А. А. Плешаков, Л.
П. Симонова, Л. И. Бурова, очень важно формирование у младших школьников экологических
знаний, т.к. они необходимы каждому человеку, чтобы создать достойную человека среду,
развить настолько современные производственные силы, которые могли бы обеспечить
гармонию человека и природы.
В
структуре ФГОС НОО предусмотрена Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни, реализуемая в инвариантом и вариантном
компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. О необходимости развития экологического
образования подтверждает Указ Президента Российской Федерации «О стратегии
развития экологической безопасности Российской федерации на период до 2025
года».
Образование,
как важнейший фактор формирования личности, имеет большую возможность для
развития экологической ответственности обучающихся. В условиях
эколого-развивающей образовательной среды учитель выполняет новые
функции-воспитание личности с новым экологическим типом мышления,
проявляющегося в духовной жизни и поступках, направленного на осознание
ценности жизни и природы, проявления активности в их защите.
Но
на сегодняшний день остаются недостаточно раскрытыми педагогические условия формирования
экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира через использование
занимательного материала.
Отсюда
выявляется противоречие между объективными потребностями практики в формировании
экологических знаний и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования
экологических знаний при изучении окружающего мира у младших школьников через использование
творческих заданий.
Таким
образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы.
Гипотеза
исследования: анализ литературы и педагогического опыта позволил предположить, что
процесс формирования экологических знаний у младших школьников на уроках окружающего
мира через использование занимательного материала будет более эффективным, при реализации
следующих педагогических условий:
—
при использовании разных форм занимательного материала;
—
при использовании занимательного материала на разных этапах урока.
Объект
исследования – педагогические условия развития экологических знаний младших школьников
на уроках окружающего мира.
Предмет
исследования – возможности использования творческих заданий на уроках окружающего
мира для развития экологических знаний младших школьников.
Цель
исследования – обосновать возможности использования творческих заданий на уроках
окружающего мира для развития экологических знаний младших школьников.
Достижение
цели потребовало решения следующих задач:
—
представить теоретическое обоснование проблемы развития экологических знаний младших
школьников посредством творческих заданий на уроках окружающего мира;
—
разработать комплект творческих заданий для формирования экологических знаний младших
школьников на уроках окружающего мира;
—
сформулировать организационно-методическое обеспечение для реализации комплекта
творческих заданий для формирования экологических знаний младших школьников на уроках
окружающего мира;
—
сформулировать методические рекомендации по использованию комплекта творческих заданий\
практическая значимость и возможности дальнейшего использования в образовательном
процессе.
Цель и задачи исследования
определили структуру работы, которая представлена введением, теоретической частью,
практической разработкой, заключением и списком использованных источников.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1. Пояснительная записка
1.1. Теоретическое обоснование проблемы развития экологических
знаний младших школьников посредством творческих заданий на уроках окружающего мира Антропогенное
воздействие человека на окружающую среду привело к глобальным изменениям в современном
мире, их масштабы ведут к интенсивному разрушению природной среды. Все это заставляет
задуматься всерьез над проблемой рационального, разумного природопользования, удовлетворяющего
жизненные потребности людей, в сочетании с охраной и воспроизводством природной
среды.
Для
решения данной проблемы и достижения экологически разумного компромисса между человеком
и природой выступает экологическое образование и воспитание, включающее в себя комплекс
знаний по экологии, большой объем информации о состоянии окружающей среды и современных
научно-технических достижений.
По
мнению большинства ученых, необходимо как можно раньше начинать обсуждать с младшими
школьниками проблемы экологического характера, чтобы дети в дальнейшем не испытывали
трудностей в понимании необходимости грамотного отношения к природе.
Формирование
экологических знаний является одной из задач современной начальной школы. Прежде
чем рассматривать данную проблему, дадим определение понятию «знание». В психологии
«знание» – это совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях
и законах действительности, формируемых в результате целенаправленного педагогического
процесса, самообразования и жизненного опыта[1].
В философии «знание» – результат
познавательной деятельности и жизненного опыта человека, совокупность представлений,
взглядов, концепций, [1] Миронов А.В. «Методика изучения
окружающего мира в начальных классах»: Учебное пособие для студентов
факультетов педагогики и методики
начального образования педвузов / А.В. Миронов. – М.: Педагогическое
общество России, 2018, С.250.