Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие диалогической речи у детей раннего возраста в игровой деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение. 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
диалогической речи у детей раннего возраста. 5
1.1.   Возрастные особенности развития речи в 2-3 года. 5
1.2. Особенности детского диалога. 15
1.3. Игровая деятельность как средство развития
диалога. 19
Выводы по 1 главе. 21
Глава 2. 
Практическое исследование диалогической речи у детей раннего возраста в
игровой деятельности. 24
2.1. Характеристика экспериментальной группы
детей. 24
2.2. Организация и проведение экспериментального
исследования. 29
2.3. Анализ результатов экспериментального
исследования. 32
Выводы по 2 главе. 38
Заключение. 40
Список литературы. 43

  

Введение:

 

Введение

Актуальность темы. Общение возникает раньше
других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно
оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность
в целом. Основной формой общения является диалог, реализуемый речевыми
средствами. Диалогическая форма общения способствует активизации
познавательно-мыслительных процессов.

У детей с
речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические
нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых
умений, обеспечивающих процессы понимания и создания речевого высказывания.
Несовершенство коммуникативных навыков у детей с речевым недоразвитием не
обеспечивает процесс свободного общения, а значит, препятствует развитию
речемыслительной и познавательной деятельности, мешает учащимся полноценно
овладевать знаниями.

Тема
настоящего исследования посвящена изучению особенностей диалогического высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием
речи. Выбор данной темы
представляется нам актуальным, поскольку до настоящего времени в решении данной
проблемы остается еще много дискуссионных теоретических и практических
вопросов, требующих адекватного решения.

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных,
поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и
развивается в процессе общения.

Цель работы:  разработать и
апробировать программу развития диалогической речи детей раннего возраста в
игровой деятельности.

Объект исследования: диалогическая речь детей раннего
возраста.

Предмет исследования: особенности развития диалогической речи детей раннего возраста в
игровой деятельности.

Гипотеза: специально разработанная программа является эффективным
средством развития диалогической речи детей раннего возраста в игровой
деятельности.

Для достижения поставленной цели нами были
сформулированы следующие задачи:

1. Изучить и 
проанализировать  литературу по
проблеме исследования;

2. разработать и апробировать программу развития диалогической речи детей раннего возраста в игровой
деятельности;

3. проанализировать полученные результаты в
экспериментальной деятельности результаты и сделать выводы.

В работе над
темой исследования нами использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический
эксперимент; анализ полученных в педагогическом эксперименте данных.

Теоретико-методологические
основы исследования: основу
работы составили труды современных исследователей в области дошкольной
педагогики, такие как: Бударина О.Н., Ватаман В.П., Грибовская А.А., Григорьева
О.А., Гуляева О.И., Золотухина И.П., Князева О.Л., Маханёва М.Д., Комарова
Т.С., Котлякова Т.А., Семенова Е.Е., Николаева Л.В., Скоролупова О.А., Разина
Т., Шаламова Е.И. и др.

Практическая
значимость исследования: результаты данной работы можно использовать в работе воспитателей детских
садов с детьми раннего возраста и с их родителями.

Экспериментальная
база исследования: экспериментальное исследование
проводилось в октябре-декабре 2020 года на базе МБДОУ общеразвивающего вида
детский сад №49 «ПОЧЕМУЧКИ» г. Коломна.  В педагогическом эксперименте участвовали дети 2-3 лет в количестве пятнадцати человек.

Структура работы. Итоговая аттестационная
работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Диалогическая речь
наиболее социально значимая сфера исследования для
дошкольной
педагогики. Именно диалог приобретает особое значение в речевом
развитии дошкольников. В этом аспекте дошкольники
по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся  самоорганизации, самодеятельности, самоконтроля. Отсутствие
или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, роста проблем
взаимодействия с окружающими людьми.

Цель данной работы
заключалась в изучении особенностей развития
диалогической речи у
детей младшего дошкольного возраста.

Анализ научной литературы по проблеме
исследования развития диалогической речи в возрасте от двух до трех лет
показал, что младенческого период вооружил ребенка умениями видеть, слушать,
управлять движениями.

Следующие два года принесут ребенку
новые значительные достижения. Основным достижением раннего детства,
определяющих развитие его психики являются:

— овладение прямой походкой;

— развитие предметной деятельности;

— овладения языком.

Значительным достижением этого возраста
является овладение языком. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте
свидетельствует о том, что язык следует рассматривать не как функцию, а как особый
предмет, которым ребенок овладевает точно так же, как овладевает другими
орудиями (ложкой, карандашом). Развитие диалогической речи — это «веточка» в
развитии самостоятельности предметной деятельности.

Возраст от одного до трех лет — это
стадия особой чувствительности ребенка к языковым воздействиям. Дети сначала
усваивают далеко не все, а лишь отдельные качества, характерные для того
предмета, о котором идет речь в разговоре. В дальнейшем, по мере накопления
опыта, дети усваивают более глубокий смысл понятия. В 1, 5-2, 5 года дети
учатся комбинировать слова, объединять их в небольшие двух — трехсловные фразы.

Первое полугодие второго года
характеризуется, главным образом, расширением понимания ребенком обращенной к
нему речи взрослых, во втором же полугодии, вместе с пониманием особенно быстро
развивается и активная речи. Понимание ребенком вопросов, несложных поручений,
связанных с ходом и предметными действиями, дает возможность взрослым обогащать
детский пассивный словарь.

Важным достижением ребенка является
овладение слушания речи, в частности инструкций, направленных на управление его
действиями, и рассказов. Слушание рассказов обогащает преддошкольников
познавательной информацией, знакомит их с нравственными ситуациями и оценками,
которые способствуют начальному нравственному воспитанию.

В конце второго года жизни
совершенствуется грамматическая структура речи ребенка: появляются сложные
предложения, морфологические элементы множества, настоящее и прошедшее время
глаголов, родительный, дательный, винительный падежи.

Существует и достаточно долгий этап
речевого развития, когда в речи ребенка появляются многозначные слова. Их
количество незначительно, от 3 до 7% словарного запаса ребенка, которым ребенок
пользуется между первым и третьим годом жизни.

На третьем году жизни в речи ребенка
появляются категории предметности, действия, качества, определения. Ребенок
практически овладевает основными синтаксическими конструкциями, грамматическими
формами, системой звуков родного языка. Речь ребенка в основном состоит из
простых предложений. Начиная с этого возраста появляются первые признаки
эгоцентрической речи. Ребенок уже может рассказать об увиденном, требовать
объяснения.

Овладение диалогической
речью является важной задачей речевого развития в преддошкольном возрасте. Успешное и эффективное
достижение данного задачи зависит от языковой среды ребенка, его
социального окружения и семейного благополучия, от индивидуальных
особенностей, личности и познавательной активности.

Мы познакомились с
литературными источниками по проблеме диалогической
речи преддошкольников, проанализировали ее, провели 3
вида эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В данной
работе мы изучили особенности развития диалогической речи у детей преддошкольного
возраста и
возможности обучения их диалогической умением с помощью ролевых игр.

Цель контрольного
эксперимента заключалась в изучении особенностей
диалогической речи
детей в специально организованных беседах и в специально организованной
учебной деятельности. Мы выяснили, что у детей наблюдаются проблемы
в развитии диалогической речи, некоторые не умеют
высказываться,
испытывают трудности в самоконтроле при разговоре и прочее.

В связи с этим были
подобраны ролевые игры, направленные на развитие
диалогической речи,
которые были включены в основные занятия с детьми преддошкольного
возраста и
проводились во второй половине дня.

После формирующего
эксперимента мы провели контрольный эксперимент и
выяснили, что в
специально организованных беседах высокий уровень коммуникативных умений
и навыков характерен для 3 детей — 20% (показатель вырос на 2), средний уровень
для 12 — 46,6% (показатель вырос на 5), низкий уровень ни у кого не наблюдается. А в специально
организованной учебной деятельности высокий
уровень характерен
для 10 детей — 66,6% (показатель вырос на 8), средний уровень для 5 —
33,3%, низкий уровень выявлен после занятий не был.

Таким образом,
исходя из всего выше сказанного, мы считаем, что ролевые игры
является средством формирования умений и навыков диалогической речи у
детей преддошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи у детей раннего возраста

1.1. Возрастные особенности
развития речи в 2-3 года

Несмотря на то, что
по своей структуре и правилам язык является одним из наиболее сложных
изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в
раннем детстве усваивают ее и овладевают языком, причем этот процесс начинается
у всех детей одинаково и проходит одни и те же стадии. Примерно в год ребенок
произносит отдельные слова; где-то в два года она говорит двух-трех слов ними
предложениями; в четыре года дети уже могут говорить почти так хорошо, как и
взрослые [7, с. 258].

После рождения,
ребенок отделяется от матери физически, но биологически связанная с ней еще
долгое время. В конце младенческого периода, приобретая некоторую
самостоятельность, она становится биологически независимым. Начинает
разрушаться ситуация неразрывного единого целого ребенка и взрослого — ситуация
«Мы», как назвал ее Л. С. Выготский. А вот следующий этап — психологическое
отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у
ребенка не только появляются новые физические возможности, но и интенсивно
развиваются психические функции, а в конце периода появляются первоначальные
основы самосознания [10, с. 333].

У новорожденного
ребенка можно наблюдать лишь врожденные голосовые реакции — крики, которые
являются реакцией на внешние и внутренние раздражители. Крики не имеют функции
общения. Это реакция на состояние ребенка, а не просьба о помощи. Крик
вправляет и развивает речевой аппарат.

На втором-третьем
недели ребенок начинает прислушиваться к различным звукам, например, перестает
плакать, когда к ней громко заговорят. Позже, на втором-третьем месяце, она
начинает связывать звуки человеческого голоса с присутствием взрослого. Так
закладывается основа общения ребенка со взрослыми.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы