Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие детского хорового исполнительства в условиях общеобразовательной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме изучения развития детского хорового исполнительства 6
Глава 2. Опыт развития детского хорового исполнительства в условиях общеобразовательной школы 10
Заключение 21
Библиография 23
Приложение………………………………………………………………………25
Введение:
Актуальность исследования. Современная нормативно-правовая документация, регламентирующая учебно-воспитательный процесс с детьми младшего школьного возраста, одной из своих целей ставит формирование музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Музыка занимает особое место в ряду воздействий на детей младшего школьного возраста. Это объясняется возрастными особенностями детей и эмоциональной природой музыки. Окружая ребенка с первых дней жизни, музыка воздействует на эмоциональный, внутренний мир, расширяет и углубляет его. Полученные в детстве музыкальные впечатления остаются в памяти надолго. Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее самовыражения. Музыкальное воспитание способствует формированию эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, вкуса, художественных потребностей, ощущения красоты, гармонии в искусстве и окружающей жизни. Поэтому учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях должен быть направлен на то, чтобы создать условия для формирования культуры детей и развитие у них эмоциональной отзывчивости к музыке. Для этого необходимо искать и использовать новые формы, средства, инновационные подходы и технологии.
Вокально-хоровая деятельность способна стать одним из эффективных путей развития личности у младших школьников. Так, традиции хорового пения и его использования как средства воспитания уходят далеко в прошлое. Еще в древней русской былине о Василии Буслаеве говорится, что помимо всех наук, необходимых «молодцу», нужно еще учиться и пению: «…И чтоб молодцу петье в наук пошло».
Знаменитый русский композитор и педагог Б.В. Асафьев утверждал, что самый доступный, практичный и естественный вид музыки – это хор. Известный композитор и хормейстер Г.А. Струве писал о том, что с точки зрения общего воспитания хоровая студия имеет большие преимущества. Так, хоровое пение осуществляется коллективно, и это является одним из неоценимых его преимуществ перед другими видами художественного воспитания обучения.
Общение с музыкой, художественной культурой обогащает чувства, формирует эмоциональное отношение к произведениям искусства, которое в дальнейшем сопровождается преобразованием внешнего культурного содержания в нравственный мир личности. Эти идеи отображены в работах известных искусствоведов, педагогов и психологов: В.П. Анисимова, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Н.А. Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской, В.В. Иванова, В.В. Медушевского, А.Е. Ольшанниковой, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова, Л.В. Школяр.
Сказанное актуализирует обращение к следующей теме в рамках выпускной работы: «Развитие детского хорового исполнительства в условиях общеобразовательной школы».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты и практический опыт развития детского хорового исполнительства в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: детское хоровое исполнительство.
Предмет исследования: развитие детского хорового исполнительства в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование разнообразных методически обоснованных средств и форм взаимодействия учащихся в процессе хоровых занятий будет способствовать развитию детского хорового исполнительства в условиях общеобразовательной школы.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Выполнить анализ научно-методической литературы по проблеме изучения развития детского хорового исполнительства.
2. Рассмотреть средства и формы взаимодействия учащихся в процессе хоровых занятий в условиях общеобразовательной школы.
3. Обобщить практику использования средств и форм взаимодействия учащихся на хоровых занятиях в условиях общеобразовательной школы.
Методологическую основу исследования составили работы ученых:
— по вопросам детского хорового творчества (Н.Г. Алексеева, Е.Ю. Накишова, Х.С.К. Хасанова, Е. Никитина, А. Ефанова);
— по теории и методике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Л.В. Горина, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Николаева, Л.В. Школяр);
— по методике детского хорового воспитания (Р.З. Арсланова, Т.А. Жданова, В.В. Силина, Г.П. Стулова, К.А. Тиленчиев).
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;
— эмпирические методы: анализ деятельности детского хорового коллектива.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить теоретические аспекты и практический опыт развития детского хорового исполнительства в условиях общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был выполнен анализ научно-методической литературы по проблеме изучения развития детского хорового исполнительства;
— были рассмотрены средства и формы взаимодействия учащихся в процессе хоровых занятий в условиях общеобразовательной школы;
— была обобщена практика использования средств и форм взаимодействия учащихся на хоровых занятиях в условиях общеобразовательной школы.
Качественный и количественный анализ данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что использование разнообразных методически обоснованных средств и форм взаимодействия учащихся в процессе хоровых занятий будет способствовать развитию детского хорового исполнительства в условиях общеобразовательной школы.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение работы отметим ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методического материала по проблеме развития детского хорового исполнительства в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами, музыкальными руководителями, хормейстерами с целью оптимизации деятельности по обеспечению развития детского хорового исполнительства в условиях общеобразовательной школы;
— студентами, обучающимися по педагогическим специальностям, с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
— учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения данных.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ литературы по проблеме изучения развития детского хорового исполнительства
С целью уточнить особенности детского хорового исполнительства, определим для начала, что Россия имеет многовековые традиции хорового пения. В современных условиях интерес к детскому хоровому пению растет.
На сегодняшний день существует большое количество фестивалей, творческих конкурсов и научно-популярных мероприятий, центром которых выступает хоровая культура и хоровое творчество, такие как ХОРЭКСПО-2020, Всероссийский хоровой фестиваль, Хоровой Чемпионат России, хоровые соборы (Волжский хоровой собор, хоровой собор в Ростове Великом), международные хоровые фестивали (EUROPA CANTAT JUNIOR 2020, XII международный хоровой фестиваль и конкурс им. И. Брамса, Европейские хоровые игры), хоровые конкурсы (VII международный хоровой конкурс и фестиваль им. А. Брукнера, международный конкурс камерных хоров) и др. [20].
Детский хоровой коллектив является вокально-исполнительским объединением детей, владеющим комплексом вокально-технических и художественно-выразительных средств, объединенным творческими целями и задачами.
В настоящее время существуют следующие основные виды детских хоровых коллективов:
— детские хоровые коллективы при средних общеобразовательных школах;
— детские хоровые коллективы при школах искусств;
— детские хоровые коллективы в самостоятельных хоровых студиях;
— детские хоровые коллективы при культурно-досуговых учреждениях – домах и дворцах культуры, клубах и т.д.;
— детские хоровые коллективы при центрах детского и юношеского творчества;