Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие быстроты и ловкости младшего школьного возраста средствами подвижных игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития быстроты и
ловкости детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр. 8

1.1. Сущность понятий «развитие быстроты и ловкости у
младших школьников». 8

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста. Особенности применения подвижных игр в работе с
детьми. 16

1.3 Методика развития быстроты и ловкости детей младшего
школьного возраста средствами подвижных игр. 22

Глава 2. Методы и организация исследования. 27

2.1. Методы исследования. 27

2.2. Организация исследования. 30

Глава 3. Практическая работа по развитию быстроты и
ловкости младших школьников средствами подвижных игр. 32

3.1. Обоснование
программы занятий для развития быстроты и ловкости детей младшего
школьного возраста средствами подвижных игр. 32

3.2. Анализ исходного уровня развития быстроты и ловкости
младших школьников. 38

3.3. Апробация эффективности
разработанной программы занятий для развития быстроты и
ловкости младших школьников. 40

Заключение. 44

Список литературы.. 46

  

Введение:

 

Актуальность.
Высокий темпоритм современного мира определяет необходимость быть мобильным,
подвижным, как в плане физическом, так и духовном. Сегодняшнее общество
максимально информационное, цифровое, тенденции в области развития в целом и
конкретно воспитания, меняются очень быстро. В условиях такой реальности
необходимо уметь подстраиваться под ситуацию, а в случае детей – необходимо воспитывать
и развивать быстроту и ловкость, как основу физического развития. Ведь темп
деятельности ребенка, его физическое состояние – напрямую свидетельствует о
скорости работы его мозговых процессов.

Вопросы развития и
воспитания младших школьников всегда были и остаются актуальными, многие умы
педагогические, психологические и философские озадачены вопросами нравственного
воспитания, патриотического, эстетического, наравне с физическим развитием.
Высокий «спрос» на проблемы младшего школьного возраста, безусловно, связан с
кризисным периодом семи лет, переходом из дошкольного возраста в младший
школьный.

Младший школьник, начиная
новую ведущую деятельность – учебную, сталкивается со сменой «воспитателя».
Теперь учебная деятельность и учитель влияют на важнейшие изменения,
происходящие в развитии психики и воспитании ребенка. Учитель становится
ориентиром и проводником в огромном «мире выбора». Ответственность за начальное
становление личности, физическое, правильное и культурное воспитание души
ложится на педагога. В этих обстоятельствах видится необходимым и максимально
актуальным развитие физическое, как основа и когнитивного развития, и
психического, и других.

Педагогическая практика
обличает проблему ухудшения состояния здоровья школьников. Ученые связывают это
с ограниченной двигательной активностью, приучением ребенка к парте и
учебникам, актуальным решением этой проблемы становится разработка программ по
улучшению состояния здоровья счет применения на занятиях подвижных игр. Исследования
Н. В. Дубровинской, Д. А. Фарбера, М. М. Безруких указывают на то, что растущий
организм особенно нуждается в мышечной деятельности, потому что недостаточная
двигательная активность приводит к развитию ряда заболеваний.

Актуальность выбранной
темы также подчеркивается в документах ФГОС НОО в описании предметных результатов
освоения ООП по дисциплине 12.9. Физическая культура:

«1) формирование
первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления
здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах
успешной учебы и социализации;

2) овладение умениями
организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя
зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

3) формирование навыка
систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и
обороне" (ГТО)» [47].

Кроме того, «в
соответствии со Стандартом при получении начального общего образования
осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся» [47].
Да, важно заметить, насколько важно помимо физического духовное здоровье
обучающихся.

А.А. Андрушкевич,
исследуя первопричины духовно-нравственного здоровья, пишет: «Духовность
выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни,
свободу мысли, моральные нормы поведения в обществе, примат добра над злом».
Под духовностью человека понимается его способность различать и выбирать
истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ
жизни [8, с. 5].

Соответственно, под
духовным здоровьем мы будем понимать гармонию нравственных идеалов и морали,
под физическим же здоровьем гармонию всех составляющих человеческого организма.

«Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» — говорил Жан-Жак
Руссо, что в современных реалиях видится максимально актуальным, а самое
главное – возможным. Развитие быстроты и ловкости младших школьников – вопрос
первостепенного значения, требующий большого внимания, поиск решений и
реализация их в практической деятельности.

Проблемами физического
воспитания занимались такие деятели, как Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,
И.К. Гутс-Мутс, Я.А. Коменский. Популяризации идей физического развития в семье
и школе способствовали работы врачей Е.М. Дементьева и Е.А. Покровского. Теоретические
вопросы разрабатывали В.В. Гориневский, В.В. Белинович, Н.А. Бернштейн, А.Н.
Крестовников, А.Д. Новиков, А.Ц. Пуни.

Физическое воспитание в
условиях начальной школы осуществляется с применением разнообразных форм,
которые требуют от учащихся проявления инициативы, самостоятельности,
организованности и ответственности, что в следствие, развивает их
эмоционально-волевую сферу, находчивость и организаторские способности. Физическое
воспитание осуществляется в глубокой связи с когнитивным, духовным,
эстетическим развитием, влияет на все стороны жизни младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В нашей работе ставились
и были решены следующие задачи:

1. Изучено состояние проблемы использования
подвижных игр в физическом воспитании детей младшего школьного возраста. Анализ
научно-методической литературы по теме исследования позволил выявить, что
проблема максимально актуальна в современном педагогическом процессе и
современные умы разных педагогов ищут пути её решения. Также нами рассмотрены
понятия быстроты, ловкости, подвижных игр.

2. Дана психолого-педагогическая
характеристика детей младшего школьного возраста, описаны особенности этапа
развития их психических процессов, рассмотрена ведущая роль подвижных игр в
физическом воспитании школьников.

3. Разработана программа занятий для развития
быстроты и ловкости детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр,
которая включает комплекс занятий, рассчитанный на 6 месяц интенсивной
практики. Программа может реализовываться как на уроках физкультуры в урочное
время, так и во внеурочной деятельности, в школе, пришкольной территории,
специализированных площадках.

4. В процессе эксперимента подтверждена
эффективность программы занятий для развития
быстроты и ловкости детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр.
Так, дети, занимающиеся в экспериментальной группе, опередили сверстников из
контрольной группы по результатам в тестах: Бег на 30 м – 0,20 с; Бег на 60 м –
0,30 с; Челночный без 3х10 м – 0,40 с; Бег на 10 м сходу – 0,20 с.

Анализ полученных в
процессе исследования материалов позволяет рекомендовать к использованию в
общеобразовательных учреждениях разработанную программу занятия по развитию
быстроты и ловкости детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр.

Таким образом, цель
нашего исследования достигнута – разработана и апробирована программа занятий
для развития быстроты и ловкости младших школьников средствами подвижных игр.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические аспекты развития быстроты и ловкости детей младшего школьного
возраста средствами подвижных игр

1.1. Сущность понятий «развитие быстроты и
ловкости младших школьников» Прежде, чем дать
определение ключевым понятиям нашей работы, обратимся к основополагающим
терминам, таким как «физическое развитие».

По мнению Ж. К. Холодова,
В. С. Кузнецова, физическое развитие есть «…закономерный процесс изменения
морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с
возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами,
условиями жизни и специфическими влияниями занятий определенным видом спорта» [52].

В терминологическом
педагогическом словаре дается такое определение: «…это педагогически
организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний,
необходимых для физического совершенствования. Цель физического воспитания – разностороннее
развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование
двигательных навыков и умений, укрепление их здоровья» [43].

Значительный советский
теоретик в области физического воспитания Г.Н. Сатиров отмечал, что «не овладев
комплексом прочно сформировавшихся двигательных умений и качеств, нельзя будет
научиться распоряжаться собой и своим телом, а также своими движениями» [38],
другими словами, автор подчеркивает взаимосвязь развития двигательных умений и
навыков с развитием личностным и базовым физическим.

В.В. Юрьев, Симаходский,
Н.Н. Воронкович, М.Н. Хомич под физическим развитием понимают «непрерывно
происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они
характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней
средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других
свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил.
Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями
физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности» [61].

По мнению В. К.
Бальсевича, В. А. Запорожанова, «физическое развитие является одним из
показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития
взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же
время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических
и других условий» [6, 78].

Сложно не согласиться с
представленными выше понятиями, они излагают основную суть общего, базового
понятия физического воспитания, но каковы же определения наших целевых терминов
«быстроты» и «ловкость».

Словарь физической культуры
предлагает такое определение термину быстроты: «Быстрота – это физическое
качество, представляющее собой определенность в проявлении тех
морфо-функциональных свойств организма, которые обусловливают скоростные
характеристики двигательной деятельности. Включает в себя быстроту отдельного
движения и быстроту смены движений (темп). Быстрота зависит от подвижности
нервных процессов в ЦНС, от времени проведения нервного импульса от ЦНС к
двигательному аппарату и от соотношения в мышцах красных и белых волокон – чем
выше содержание последних, тем быстрее сокращается мышца» [4].

«Быстрота – это физическое
качество в виде способности осуществлять движения с определенной скоростью,
обусловленной подвижностью нервно-мышечных процессов. Различают быстроту
движений и быстроту реакции» — такое определение предлагается в
словаре-справочнике психомоторики.

Также приведем
официальное определение из Приказа Министра обороны РФ от 21.04.2009 N 200 «Об утверждении Наставления по
физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации»: «Под быстротой
понимается способность совершать двигательные действия в минимальное время» [49].

Согласно установлению В.П.
Филина «быстрота – это то качество, которое чрезвычайно неодинаково и
характерно обнаруживается в многообразных физических действиях человека» [54,
с. 34]. Н.Г. Озолин изучил понятие быстроты, «как умение осуществлять движения
быстро, что считается одним из самых существенных качеств спортсмена» [31, с.
89]. Термин (понятие) «быстрота», в спорте включает в себя следующее:
непосредственно скорость движений, частоту, их умение к ускорению, а также
быстроту двигательной реакции. Она содействует увеличению длительности работы и
осуществлению ее с наиболее высокой скоростью, вследствие этого необходима и
тем атлетам, для которых данное качество ординарно не считается ведущим. Во
многочисленных видах спорта быстрота движений обязана поддерживаться на
предельном уровне в течение определенного времени. Для этого необходима
специальная выносливость.

Ю.Ф. Курамшин определил,
что проявление факторов быстроты и скорости движений зависит от целого ряда
факторов:

1) состояния центральной нервной системы
(ЦНС) и нервно-мышечного аппарата человека;

2) морфологических особенностей мышечной
ткани, ее композиции (т.е. соотношения быстрых и медленных волокон);

3) силы мышц;

4) способности мышц быстро переходить из
напряженного состояния в расслабленное;

5) энергетических запасов в мышце
(аденозинтрифосфорная кислота –АТФ и креатинфосфат – КТФ);

6) амплитуды движений, т.е. от степени
подвижности суставов;

7) способности к координации движений;

8) биологического ритма жизнедеятельности
организма;

9) возраста и пола;

10) скоростных природных способностей человека
[21].

С интерпретацией понятия
быстроты мы ознакомились, приведем определение понятия ловкости. Самым распространенным
и принятым понятием считается определение Н. А. Бернштейна: «Ловкость – это
способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность
справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно (адекватно и
точно), быстро (то есть, скоро и споро), рационально (целесообразно и
экономично), находчиво (изворотливо и инициативно)» [14].

«Ловкость – это качество
управления движениями, обеспечивающие правильное, быстрое, рациональное и
находчивое решение двигательной задачи» [18]. Так же ловкость понимается, как
способность быстро овладевать новыми движениями (быстро обучаться) и
способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с
внезапно меняющейся обстановкой.

Сложность и комплексность
проявляется в том, что с одной стороны, в него входит приспособляемость к
меняющимся условиям среды и деятельности, а с другой, комплексный характер
проявлений быстроты, силы, гибкости, выносливости. Поэтому и оценить его очень
трудно.

Выделив и раскрыв
основные понятия исследования, обратимся к средствам развития этих понятий –
таким как, подвижные игры. Рассмотрим взгляды разных ученых на понимание
подвижных игр.

Быстрота и ловкость
вырабатываются во время подвижных игр, игр-эстафет, проводимых в усложненных
критериях и требующих неожиданного изменения техники движения, с
дополнительными

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы