Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие библиотеки как системы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 2
ГЛАВА 1.
БИБЛИОТЕКА КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА.. 4
1.1
Библиотека как совокупность устойчивых связей и структурных элементов. 4
1.2
Информационные технологии – необходимый элемент
библиотеки. 8
ГЛАВА 2.
СОВРЕМЕННЫЕ БИБЛИОТЕКИ XXI ВЕКА.. 14
2.1 Виртуальная библиотека и
«Библионочь» – проекты, объединяющие поколения. 14
2.2 Модельные
библиотеки как новый формат взаимодействия библиотеки и
читателя. 15
ГЛАВА 3.
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК КОМПОНЕНТ БИБЛИОТЕЧНОЙ
И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ… 17
3.1
Взаимодействие школьной библиотеки и образовательной организации 17
3.2
Мониторинг деятельности библиотеки как
системы.. 20
3.3 Составление
рекомендательных пособий «малых форм» в системе работы школьной библиотеки. 22
3.4 Развитие
информационной культуры у школьников. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 34
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 36
Приложение 1. 36
Приложение 2. 37
Приложение 3. 38
Приложение 4. 39
Приложение 5. 53
Приложение 6. 65
Введение:
Библиотека как социальный институт привлекает
к себе внимание исследователей с тех пор, как она была осознана как
специфический элемент жизни образованного человека, как учреждение культуры,
организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и
другими документами. Человеку издавна была присуща жажда познания, стремление
больше знать о природе, истории, самом себе. И первыми помощниками его во все времена
были книги как носители научной и исторической информации. Чем прогрессивнее
развивалась научная мысль, тем многообразнее человечество осваивало мир, тем
больше печатных изданий выходило в свет [1]. Художественная, документальная, общественно-политическая,
научно-техническая, приключенческая, фэнтези, детская, специальная – далеко не
полный перечень литературы для читателя.
Однако во все времена самой важной проблемой была и остается – выбор
книг. Именно поэтому библиотеку принято
считать ориентиром в огромном их разнообразии, фундаментом человеческой
культуры, той основой, базой, на которой развивается человечество. Это
хранительница документальной и исторической памяти всех людей. Библиотеки
содействуют реализации прав каждого человека на образование, пользование достижениями
культуры, отдых, досуг, получение
информации; способствуют развитию науки, прогрессу всего общества и каждого
отдельного человека.
При этом в последние десятилетия в связи с
модернизацией общества развитие библиотеки становится более стремительным:
появляются новые формы (виртуальная, модельная) Вместе с тем наряду с
информатизацией общества наблюдаются как упадок нравственной культуры в
обществе, так и и отсутствие интереса к чтению книг у подрастающего поколения.
Тем
не менее количество библиотек в России ежегодно сокращается примерно на тысячу.
Если десять лет назад их количество составляло 120 тысяч. сегодня их число не
превышает 39 тысяч [2]. Такая тенденция к массовому сокращению библиотек
наметилась в конце 1990 годов, чему способствовала и демографическая ситуация, и
экономические причины, оптимизация и маятниковая миграция (когда у людей,
возвращающихся домой после работы, просто физически не получается попасть в
библиотеку).
Важной роли
библиотеки в жизни общества, особенно в воспитании подрастающего поколения,
стали придавать в последние годы особенное значение, чем и обусловлено наше внимание
к теме.
Цель
данного
исследования – рассмотреть развитие библиотеки как системы, в том числе
школьной библиотеки как одного из важнейших компонентов педагогической системы,
через решение следующих задач:
– Изучить историю
развития библиотеки как системы.
– Охарактеризовать новые
формы работы библиотек как обновленных компонентов системы.
– Рассмотреть школьную
библиотеку как целостную систему.
–
Проанализировать взаимодействие структурных элементов «педагог» – «библиотекарь» – «обучающийся» как
составляющих системы школьной библиотеки, их взаимосвязь в условиях современной
школьной библиотеки.
– Систематизировать
востребованные формы работы библиотеки, мероприятия (см. Приложения),
разработать рекомендации и памятки.
Объект
данного
исследования – библиотека и библиотековедение.
Предмет
– элементы библиотечной системы, в том числе элементы школьной библиотеки «педагог»
– «библиотекарь» – «обучающийся» в их взаимосвязи в условиях образовательной
организации.
Новизна нашей
работы заключается в том, чтобы на примере работы школьной библиотеки показать
важность развития библиотеки как системы будущего, поскольку духовность
подрастающего поколения во многом и прежде всего зависит от реализации
библиотекой именно образовательных функций, в первую очередь воспитательных,
основывающихся на активном освоении библиотекой и педагогом-библиотекарем
педагогических технологий.
Заключение:
Умение читать, дружба с книгой во все времена
прокладывали людям путь к знаниям, просвещению, прогрессу, в связи с чем
проблемы чтения всегда были проблемами социальными. Изменяясь и развиваясь в
течение многих сотен лет как система, библиотека всегда была фундаментом
человеческой культуры, базой всего человечества. Чем прогрессивнее развивалась
научная мысль, тем многообразнее становилось наполнение библиотеки как системы
и формы взаимодействия ее с читателем. В последнее время в связи со
стремительным обновлением общества, ставшего информационным, наблюдается кризис
духовной культуры и нравственности, и именно школьной библиотеке в настоящее
время отводится важная роль в образовательном процессе. Именно поэтому мы поставили перед собой цель:
рассмотреть библиотеку как систему, делая акцент при этом на важном компоненте
системы – школьной библиотеке. Цель нашей работы была достигнута путем решения
следующих задач:
– – Изучена история
развития библиотеки как системы.
– Охарактеризованы новые
формы работы библиотеки как обновленных компонентов системы. – Рассмотрена роль
школьной библиотеки в образовательном процессе.
– Проанализировано взаимодействие элементов
«Педагог» – «Библиотекарь» –
«Обучающийся» как составляющих системы школьной библиотеки, их взаимосвязь в
условиях современной школьной библиотеки.
– Систематизированы
востребованные формы работы библиотеки (см. Приложения), разработаны
рекомендации и памятки.
В настоящее время библиотеки осваивают маркетинговый
подход к формированию фондов, учитывают как читательские потребности, так и
условия книжного рынка. Научная организация фонда, в первую очередь, его
пополнение и продвижение к читателям, оперативное обслуживание всех групп
читателей библиотеки в соответствии с их информационными потребностями и
запросами – одно из приоритетных направлений деятельности библиотеки.
Время диктует новые
правила профессиональной деятельности библиотекаря: от библиотекаря ждут умения
работы с аудиовизуальными и электронными документами, с современной техникой,
владения основами компьютерной грамотности, навыками аналитической и проектной
работы. Библиотекарь (и библиограф) должен обладать навыками
аналитико-синтетической переработки информации и методиками ее создания и
распространения, а для организации результативного фандрайзинга библиотекарю
требуются юридические и экономические знания. Без подготовки и переподготовки
библиотечных кадров будет затруднен переход от библиотек, выполняющих функции
хранилищ учебной литературы, к библиотекам, создающим
информационно-образовательную среду.
Первостепенную важность
приобретает не только наличие у библиотекарей традиционных профессиональных
знаний и умений, но и овладение ими навыками пользователей компьютерной
техникой и умениями работы с информацией.
Система
подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей, оперативно и
адекватно реагируя на потребности и запросы общества, требует дальнейшего
развития и совершенствования, именно поэтому особенно справедливы и актуальны
слова: «Библиотекарь – душа библиотеки, та живая сила, которая приводит в
движение все ее органически связанные части» [19].
В современных условиях
модернизации общества при вседоступности интернет-ресурсов кумирами и идеалами
для подрастающего поколения зачастую становятся совершенно не те герои, в
связи с чем роль педагога и библиотекаря
в образовательной системе становится еще более важной и ответственной,
поскольку требует от взрослого наставника еще большей ответственности,
мудрости, способности убеждения, непременного обладания способностями к инновационной деятельности,
любви к детям, интеллигентностью,
духовной культурой, самоотдачей, потребностью в постоянном самообразовании.
Следовательно, важнейшая
функция школьной библиотеки состоит в рассмотрении её сотрудников как
педагогов, профессиональных партнеров учителей-предметников, а самой библиотеки
как обязательного компонента педагогической системы образовательной
организации.
Таким
образом, в Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт
организации деятельности библиотек.
Будущее библиотек, их
дальнейшее развитие и совершенствование как системы зависит как от
государственных мер по их поддержке, так и от способности библиотеки гибко
реагировать на изменения потребностей всего общества.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. БИБЛИОТЕКА КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 Библиотека как совокупность устойчивых
связей и структурных элементов
Любую библиотеку
необходимо рассматривать как сложную систему с совокупностью разносторонних, во
многом устойчивых связей и отношений ее элементов. Среди исходных, обязательных,
элементов, при отсутствии хотя бы одного библиотека функционировать не может: документ (книга,
публикация), читатель (пользователь), библиотекарь, материально-техническая
база [3].
Библиотека – это
определенным образом систематизированное (упорядоченное) собрание произведений
печати и других небумажных документов. Упорядоченная совокупность документов и
их собраний образует библиотечный фонд – органическую, неотъемлемую часть
библиотеки. Библиотечный фонд – неоднородное образование. Его структура
определяется объемом и содержанием находящейся в нем постоянно и поступающей в
него непрерывно разнообразной документальной информации [4].
Изучение библиотеки как
системы подготовлено всей историей развития библиотековедения, однако в задачу
исследователей современного этапа библиотековедения входит не просто
перечисление тех или иных элементов, а поиск ответа на вопрос: почему именно
эти элементы образуют систему, называемую библиотекой.
Библиотека – это
учреждение, которое организует использование документальной информации,
необходимой для удовлетворения разнообразных информационных потребностей
читателя [5].
В Федеральном законе РФ
«О библиотечном деле» [6], принятом 23 ноября 1994 г., библиотека определена
как «информационное, культурное, образовательное учреждение». Эти
законодательно зафиксированные функции свидетельствуют о признании особой и все
возрастающей роли библиотек в современном обществе; о необходимости их развития
одновременно во всех трех указанных направлениях; о разноплановости,
многогранности повседневного библиотечного труда.