Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология ДО

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Развитие активной речи детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Современное состояние проблемы речевого развития в психолого-педагогических исследованиях 7

1.2. Особенности формирования активной речи в период дошкольного детства. Условия, средства и методы развития активной речи детей 12

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 21

2.1. Оценка уровня сформированности речевого развития у детей дошкольного возраста 21

2.2. Методика работы по развитию активной речи детей дошкольного возраста и анализ ее результативности 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 66

  

Введение:

 

В условиях современного общества человек должен обладать способностью к быстрой и эффективной смене деятельности и жизненных условий, уметь подстраиваться под новые обстоятельства в условиях неопределенности. В связи с этим проблема развития речевой активности становится достаточно значимой, поскольку любая сфера жизнедеятельности предполагает необходимость наличия у человека умений общаться, отстаивать свою позицию, взаимодействовать.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; и т.д.» [1].

Актуальность исследования обусловлена благоприятными возможностями старшего дошкольного возраста для психического, физиологического, личностного, социального развития ребенка, которое осуществляется в целостном познавательном процессе. Речевые возможности детей значительно увеличиваются в старшем дошкольном возрасте, создавая фундамент для повышения активной речи. Дошкольный возраст является расцветом речевой активности ребенка, формировании всех сторон речи. По утверждению Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, наибольшая активность в овладении языком достигается при вовлечении детей в активную речевую работу. Дошкольное детство является периодом активного усвоения и развития ребенком всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической.

Значимость проблематики развития активной речи у детей дошкольного возраста нашла отражение в лингвистических, психологических, педагогических исследованиях, рассматривающих: взаимообусловленность речи и мышления в онтогенезе (Ш. Бутон, Л.С. Выготский, М. Дональдсон, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн), механизмы порождения речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия), речь как средство общения (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина).

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность развития активной речи детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития активной речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: средства развития активной речи дошкольников.

Гипотеза исследования: развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при комплексном применении различных игровых форм, методов и приемов работы, а также при создании условий для речевого развития детей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние проблемы речевого развития дошкольников в психологических и педагогических исследованиях.

2. Выявить особенности, условия, средства и методы развития активной речи детей.

3. В рамках эмпирического исследования реализовать на практике методику работы по развитию активной речи детей старшего дошкольного возраста и представить анализ ее эффективности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования, экспериментальные: педагогический эксперимент, тестирование, методы качественного и количественного анализа.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, представленный 49 источниками, 5 приложений. Работа иллюстрирована 9 таблицами, 4 рисунками.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование развития активной речи детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации позволило сделать следующие выводы.

Связная речь – это сложная форма речевой деятельности, которая представлена в форме последовательного развернутого изложения, выполняет коммуникативную функцию и осуществляется в основных формах – диалога и монолога. Диалоговая речь первична по своему происхождению, состоит из реплик, речевых реакций, обращений двух или нескольких собеседников. Монологическая речь имеет непрерывный, односторонний, произвольный характер высказывания.

Установлено, что в научных источниках наряду с термином «речевая активность» встречаются термины «коммуникативно-речевая активность» и «активная речь», при этом, несмотря на то, что дефиниции «речевая активность» и «активная речь» часто используются как синонимы, между ними существуют отличия — активная речь входит в состав речевой активности и является необходимым компонентом последней. Активная речь представляет собой форму речевой деятельности, которая заключается в осуществлении речевых высказываний в звуковой форме (говорение), это не только способность высказаться, но и способность воспринимать и понимать речь другого, инициативность в речевом поведении. В качестве высшей степени проявления речевой активности выступают рассказывание, импровизации.

Ведущими задачами речевого развития выступают воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя и связности речи при соответствующем развернутом высказывании. В качестве создания условия для речевой практики дошкольников используются речевые упражнения, словесные игры, рассказывания по сюжетным картинкам, описания, повествования, рассуждения, способствующие точному употреблению детьми слов, активизации словарного запаса. При речевом развитии детей могут быть использованы все виды игровой деятельности, что предполагает дифференциацию функций и форм речи.

Результаты констатирующего этапа выявили наличие в двух группах детей с низким уровнем развития речи. У детей данной категории речь характеризуется неверным или не последовательным воспроизведением текста, нарушением структуры текста, паузами при пересказе, отсутствием окончания текста, они имеют бедный словарный запас, испытывают затруднения по рассказыванию по серии картин с общим сюжетом, отсутствует последовательность описания, им сложно заканчивать разные типы предложений, подбирать синонимы, использовать слова в сослагательном наклонении, не способны составить рассказ. Все это явилось предпосылкой для проведения с детьми экспериментальной дальнейшей методической работы.

В рамках эмпирического исследования была реализована методика работы по развитию активной речи детей дошкольного возраста. На занятиях комплексно использовались различные дидактические, театрализованные, театрально-игровые, подвижные игры, инсценировки с игрушками, элементы сказкотерапии, ритмопластики, пальчиковая, дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика, упражнения на речевое дыхание и отработку техники речи, проводилось чтение сказок, стихов, потешек, загадок, скороговорок, рассматривание иллюстраций. Дети составляли рассказы по сюжетным картинкам, участвовали в серии заданий грамматико-лексической направленности. Игровая форма занятий стимулировала речевую активность детей, содействовала развитию всех сторон речи (фонематической, лексической и грамматической), что создавало условия для речевой активности детей, осмысленного использования образных языковых средств.

Результаты контрольной диагностики представлены положительной динамикой результатов. У детей при рассказывании прослеживалось единство тематики, рассказ отличался большей структурированностью и последовательным изложением. Дети улучшили навыки составления и соотношения простых и сложных предложений в построении межфразовых конструкций. Увеличились объем и целостность рассказа, лексический словарь, а также самостоятельность и речевая активность. Проведенные мероприятия доказали свою эффективность, что подтверждается большей самостоятельностью детей при пересказах, активностью их речевого общения. Обогатился лексический запас, стали более развитыми формы речевого этикета; улучшилась диалогическая и монологическая речь; более выраженными стали интонационные средства выразительности. Речь детей стала более богатой и разнообразной по лексическому содержанию, по грамотности изложения, возросла самостоятельность и инициативность детей в речевом общении.

В качестве наиболее эффективных условий развития активной речи дошкольников можно выделить поддержание интереса к речевому общению; применение игровых форм занятий; стимулирование активной речевой деятельности ребенка; развитие фонематической, лексической и грамматической сторон речи.

Безусловно, проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ развития активной речи у детей старшего дошкольного возраста, поскольку требуют внимания вопросы дальнейшей организации работы с детьми, имеющими недостаточно сформированный уровень развития активной речи. Анализ обновленных государственных образовательных стандартов свидетельствует, что систематическая деятельность участников педагогического процесса по реализации методов и приемов развития активной речи дошкольников может обеспечить эффективность работы сотрудников дошкольных образовательных учреждений. Создание в педагогической среде благоприятных и комфортных психологических условий будет способствовать более успешному речевому развитию ребенка. Представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов о последовательности обучения детей старшего дошкольного возраста различным функционально-смысловым типам высказываний, о взаимосвязи речевых занятий с другими видами деятельности, преемственности и перспективности в работе по развитию активной речи в разных возрастных группах.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Современное состояние проблемы речевого развития в психолого-педагогических исследованиях

На современном этапе общественного развития возрастает потребность определения путей повышения развивающего эффекта дошкольного обучения с акцентом на развитии языковых способностей.

В исследованиях Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук связная речь интерпретируется как «отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части», а также как «смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и понимание» [12, с. 129].

С.В. Алабужевой под связной речью понимается развернутое, логичное, последовательное, правильное и образное изложение определенного содержания [2]; А.М. Бородич определяет ее как развернутое смысловое высказывание, обеспечивающее понимание и общение людей [8]. Связность речи означает связность мыслей, что позволяет по построению высказываний судить об уровне речевого развития ребенка. Как отмечает О.С. Ушакова, связная речь требует развития таких взаимосвязанных качеств, как целостность и связность, которые отличаются коммуникативной направленностью, логикой изложения и правильностью организации языковых средств [34].

Следовательно, связной можно назвать речь, понятную с точки зрения содержания. По мнению Н.П. Ерастова, в связной речи присутствуют четыре основные группы связей, которые выступают в качестве основных ее характеристик [14, с. 67]. К ним относятся следующие связи: логические, которые характеризуют отнесенность речи к объективному миру и мышлению; функционально-стилевые, характеризующие отнесенность речи к партнерам общения; психологические, связанные с отнесенностью речи к сферам общения; грамматические, которые характеризуют отнесенность речи к структуре языка [8].

Овладение связной речью заключается в умении выделять разные виды связей и сочетать их в соответствии с нормами речевого общения. Таким образом, речь расценивается как связная, если она характеризуется: содержательностью (знанием того, о чем говорится); точностью (адекватным подбором слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); логичностью (последовательным изложением мыслей); ясностью (понятностью для тех, кому адресовано речевое высказывание);правильностью, чистотой, богатством (языковым разнообразием).

О.С. Ушакова подчеркивает первичность диалогической речи, как естественной формы языкового общения [34]. Основой диалога, по мнению А.Р. Лурия, является общность ситуации, знания предмета и восприятия ситуации [22]. Что касается связной монологической речи, то владение ею исследователи считают высшим результатом речевого развития ребенка, поскольку в ней находит отражение освоение всех сторон языка – грамматической, лексической, фонетической [44, с. 43].

По мнению А.А. Леонтьева, связная монологическая речь является более сложной для освоения, чем диалогическая [20]. Монологическая речь может встречаться в связной речи дошкольников в смешанном виде, когда, например, элементы рассуждения и описания включаются в повествование. Если рассматривать овладение речью как важнейший компонент в развитии ребенка, то связной речи здесь принадлежит приоритетное место, поскольку, по словам Ф.А. Сохина, она «вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя» [31, с. 14].

Полнота словарного запаса и работа над смысловой стороной слова, обеспечивают точное, полное и образное речевое выражение мысли, о чем говорят Е.М. Струнина, А.И. Лаврентьева, Л.А. Колунова [32]. А формирование грамматического строя способствует умению правильно использовать в речи грамматические формы слов, выражать мысли как простыми, так и распространенными предложениям (М.С. Лаврик, А.Г. Арушанова) [5]. При воспитании звуковой культуры связная речь ребенка становится четкой, понятной и выразительной (А.И. Максаков [23], М.М. Алексеева [3], В.И. Яшина [3]).

Как установлено в психолингвистических исследованиях, возрастные этапы личностного развития ребенка во многом определяют формы связной речи. У ребенка, начинающего говорить, внешней формой связной речи может быть недифференцированное слово, выражающее еще недифференцированные мысли и чувства. К старшему дошкольному возрасту связная речь ребенка становится достаточно дифференцированной.

Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным психическим развитием, обусловленным быстрым созреванием всех функциональных систем организма, приспосабливающимся одновременно к окружающей среде. В качестве основных факторов, детерминирующих развитие, можно выделить следующие: предметная деятельность и деловое общение со взрослым; активная речь; произвольное поведение; формирование потребности в общении со сверстниками; начало символической игры; самосознание и самостоятельность [27].

Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования и совершенствования разнообразных качеств личности, интеллектуального развития, функциональных систем организма. Этот возраст является наиболее сензитивным периодом для закладывания основ интеллекта, мышления, высокой умственной активности [18]. На данном возрастном этапе активизируется речевая деятельность ребенка посредством усложнения активной речи, стимулируемой благодаря обогащению словарного запаса, работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми и сверстниками [26].

Изучение проблем развития связной речи в научно-методической литературе позволяет говорить о взаимообусловленности овладения связной речью и успешностью социальной адаптации ребенка, его дальнейшего обучения в школе. В ряде педагогических концепций основу связной речи составляет интеллектуальная деятельность передачи и приема сформулированной мысли, высказанной в процессе общения.

Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста представлены в работах А.М. Бородич [8], В.В. Гербовой [9], А.А. Леонтьева [20], А.М Леушиной [21], Ф.А. Сохина [31], Е.М. Струниной [32], О.С. Ушаковой [34] и др.

Развитие речи ребенка взаимосвязано с развитием сознания, познанием окружающего мира, личностным развитием. Еще Л.С. Выготским указывалось, что как интеллектуальное развитие ребенка, так и формирование характера, эмоций и личности напрямую зависят от речи [10].

В исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной [21]. Таким образом, по мнению исследователей, создаются предпосылки для овладения ребенком-дошкольником связной речью.

Е.И. Тихеевой была разработана система развития речи детей дошкольного возраста в условиях дошкольного воспитания [33]. При этом акцентировались такие положения, как умственное развитие при овладении родным языком в процессе познания окружающего мира; расширение социальных связей ребенка как условие развития речи в социальной среде; развитие речи детей в деятельности. А.Н. Гвоздевым при исследовании детской речи был представлен речевой онтогенез с объективностью и полнотой [11].

Согласно Д.Б. Эльконину, Л.Е. Журовой ведущим является осознание звуковой стороны языка, что способствует лучшей ориентировке ребенка в соотношениях грамматических форм [37]. Д.Б. Элькониным создана методика обучения детей звуковому анализу слов в соответствии с пониманием действия его как специфического умственного действия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы