Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Разработка ассортимента производственного предприятия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретико-методические аспекты разработки ассортимента производственного
предприятия. 6
1.1. Понятие и роль
производственного ассортимента. 6
1.2. Принципы и методы
формирования ассортимента производственного предприятия. 10
1.3. Факторы влияния на
ассортиментную политику производственного предприятия. 14
Глава 2. Анализ ассортимента
продукции ООО ТД «Мазурин». 22
2.1.
Организационно-экономическая характеристика предприятия. 22
2.2. Анализ ассортимента ООО
ТД «Мазурин» и его влияния на финансовые результаты фирмы.. 26
2.3. Пути оптимизации
производственного ассортимента ООО ТД «Мазурин» 34
Заключение. 38
Список литературы.. 41
Приложения. 44
Введение:
Актуальность темы
исследования. Рыночный механизм экономики требует постоянного
совершенствования всего хозяйственно-производственного механизма и, в первую
очередь, системы управления ассортиментом предприятия. В условиях рыночной
экономики ассортимент продукции является важным фактором конкурентоспособности каждой
производственной компании, фактором формирования ее доходов и прибыли и конкурентоспособности
в целом.
Производственный ассортимент призван выполнять несколько
главных задач, которые закономерно формируются в результате промежуточного
положения производственной продукции в цепочке товародвижения: с одной стороны,
производственный ассортимент должен удовлетворять потребности и запросы
конечных потребителей, а с другой – он должен обеспечивать максимальную прибыль
и конкурентоспособность производственного предприятия. Поэтому центральным этапом разработки ассортиментной
политики предприятия является изучение спроса потребителей и возможностей
производственно-хозяйственного процесса с целью формирования оптимального производственного
ассортимента.
Об актуальности темы исследования свидетельствует также
частота обращения к ней в научных кругах. Так, решению отдельных задач в рамках
проблемы, посвященной управлению ассортиментом продукции, посвящены немало
теоретических и практических исследований отечественных и зарубежных ученых,
среди каких Хоскинг А., Мескон М., Альберт М., Балабанова Л. В., Баширов И. Х.,
Брагин Д. О. и многие другие.
Целью исследования
является разработка рекомендаций по оптимизации производственного ассортимента
предприятия для обеспечения роста его доходов и прибыли. В соответствии с поставленной целью задачи исследования сформулированы следующим образом:
—
определить понятие и роль производственного
ассортимента;
—
рассмотреть принципы и методы формирования
ассортимента производственного предприятия;
—
изучить факторы влияния на ассортиментную
политику производственного предприятия;
—
дать организационно-экономическую характеристику
предприятия ООО ТД «Мазурин»;
—
провести анализ ассортимента ООО ТД «Мазурин» и
его влияния на финансовые результаты фирмы;
—
предложить пути оптимизации производственного
ассортимента ООО ТД «Мазурин».
В качестве объекта
исследования в курсовой работе выступает ассортиментная политика
производственного предприятия.
Предметом
исследования является производственный ассортимент ООО ТД «Мазурин».
Методы исследования.
Изучение литературных источников проводилось с применением монографического
метода, а также приемов сравнения и обобщения научных положений. В процессе
практических расчетов были использованы статистические методы исследования
(анализ динамики и структуры), а также метод финансовых коэффициентов и
специальные методы анализа ассортимента продукции. С целью изучения перспектив
расширения ассортимента продукции исследуемого предприятия был использован
метод опроса.
Информационная база
работы формировалась на основании первичной отчетной документации исследуемого
предприятия. Методологической основой курсовой работы являются научные
разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления
ассортиментом продукции. В качестве информационных источников исследования
выступают нормативно-правовые акты РФ, монографии, учебные пособия, статьи в
периодических изданиях по теме исследования, а также финансовая отчетность ООО
ТД «Мазурин», управленческие документы компании.
Практическое значение
полученных результатов заключается в том, что разработанные рекомендации могут
быть внедрены в деятельность ООО ТД «Мазурин» и обеспечат более эффективное
формирование ассортимента продукции на предприятии.
Структура работы
включает введение, две главы с параграфами, заключение, список литературы и
приложения. Первая глава посвящена теоретическим аспектам темы исследования, а
во второй главе представлены результаты проведенного практического анализа на
материалах ООО ТД «Мазурин».
Заключение:
Важную роль в деятельности каждого производственного предприятия
играют вопросы формирования ассортимента товаров. Правильно разработанная
стратегия производства и надлежащие объемы выпуска продукции обеспечивают
желаемый объем реализации и соответствующую прибыль. Одним из важных
направлений оптимизации объема производства и реализации продукции является
изучение его в ассортиментно-структурном разрезе, ведь сумма прибыли зависит не
только от объема реализации, цены и себестоимости продукции, но и от структуры
ассортимента продукции. Поэтому для каждого производственного предприятия
важным является управление ассортиментом. С этой целью могут использоваться
экономические и портфельные методы управления ассортиментом, использование
которых в конечном итоге дает возможность достичь главной цели ассортиментной
политики – оптимизации структуры ассортимента с учетом потребностей
потребителей и оптимизации финансовых результатов деятельности компании.
Практическое исследование в данной курсовой работе было
проведено на материалах ООО ТД «Мазурин» – одного из ведущих российских
производителей сублимированных продуктов питания.
Проведенное исследование показало, что в динамике ООО ТД
«Мазурин» развивается. В частности, об этом свидетельствует рост выручки
предприятия, а также увеличение объема чистой прибыли компании в 2019 году по
сравнению с предыдущими периодами.
Ассортимент продукции на ООО ТД «Мазурин» включает 5
ассортиментных групп: сублимированные фрукты; сублимированные ягоды;
сублимированные овощи; драже; конфеты. При этом в динамике растут объемы продаж
всех выделенных ассортиментных групп продукции данного производителя. Но
основную роль в формировании доходов ООО ТД «Мазурин» от реализации продукции
на протяжении 2017-2019 годов играют такие ассортиментные группы как
«сублимированные ягоды», «сублимированные фрукты», а также, несколько меньше, –
«сублимированные овощи». Соответственно, драже и конфеты на сегодня не являются
основными доходообразующими ассортиментными группами для исследуемого
предприятия. Это подтверждается и тем, что в динамике их доля в структуре
продаж несколько сокращается.
В ходе принятия решения в рамках оптимизации ассортиментной
политики ООО ТД «Мазурин» были поставлены две цели: оптимизация ассортимента с
целью более полного удовлетворение спроса потребителей и покупателей
(заказчиков); оптимизация ассортимента с целью максимизации прибыли
предприятия.
Исходя из этого, в ходе разработки рекомендаций по
оптимизации ассортимента продукции ООО ТД «Мазурин» был проведен опрос
постоянных оптовых заказчиков – покупателей продукции исследуемого предприятия
(производителей пищевой промышленности, торговых предприятий). По результатам
опроса установлено, что некоторые торговые предприятия хотели бы видеть в
ассортименте ООО ТД «Мазурин» фасованную смесь сублимационных овощей. Такие
предложения обоснованы тем, что в розничной торговле растет спрос населения на
сублимированные овощи для использования их в приготовлении полезной пищи (супы,
рагу и т.п.). В связи с популяризацией здорового образа жизни можно
предположить, что спрос на такую продукцию действительно будет присутствовать
среди конечных потребителей. Таким образом, с учетом проведенного опроса
постоянных заказчиков продукции ООО ТД «Мазурин» для данного предприятия можно
рекомендовать расширить ассортимент готовой продукции фасованными наборами
смеси сублимированных овощей. Дополнительные затраты на данную инновацию
незначительны, поскольку не предусматривают новых технологий, только процедуру
смешивания овощей перед упаковкой.
Проведенный ранговый анализ рациональности структуры
ассортимента продукции ООО ТД «Мазурин» показал, что структура ассортимента
достаточно рациональная: основной объем продажи обеспечивают те виды продукции,
рентабельность которых сравнительно выше. Для дальнейшей оптимизации компании
можно рекомендовать увеличивать объемы продаж такой продукции как
сублимированные ягоды, сублимированные овощи и сублимированные фрукты,
рентабельность которых выше.
На основании использованных методов анализа товарного
ассортимента исследуемого предприятия (АВС-анализ, метод Дибба-Симкина) было
предложено ряд рекомендаций по формированию ассортимента в плановом периоде.
Так, по отношению к группе товаров «сублимированные ягоды» целесообразно
поддерживать их высокие объемы сбыта и максимально широкий внутригрупповой
ассортимент, что даст возможность получить основную долю прибыли. По отношению
к группе товаров «сублимированные фрукты» также необходимо увеличивать объемы
реализации, но при этом стоит искать пути снижения себестоимости производства
данной продукции. Следует отметить, что поскольку сырье для производства
большей части сублимированных фруктов импортное, то снижению их себестоимости
будет способствовать дальнейшая стабилизация российского рубля. По
отношению к группе товаров
«сублимированные овощи» необходимо искать пути повышения объемов продаж данной
продукции, так как она высокорентабельна и будет способствовать росту прибыли
при увеличении объемов сбыта. Частично этой задаче может поспособствовать
расширение внутригруппового ассортимента за счет реализации фасованной смеси сублимированных
овощей. По отношению к группе товаров «драже», «конфеты» необходимо изучить
возможности замены ряда продукции данной группы с исключением самых
низкорентабельных позиций.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методические аспекты разработки
ассортимента производственного предприятия 1.1. Понятие и роль производственного ассортимента Согласно современным концепциям менеджмента в основе
управления любым предприятием должен лежать маркетинговый подход, согласно
которому именно инструменты маркетинга создают предпосылки
конкурентоспособности предприятия и его развития в перспективе.
Одним из основных инструментов маркетинга каждого
производственного предприятия выступает товар (то есть, продукция – результат
производства). Продукция производственного предприятия как товар может быть
описана системой различных показателей, но одной из наиболее важных ее
характеристик является ассортимент. Впервые понятие «ассортимент» было использовано
французами и обозначает (от французского слова «assortiment») перечень видов
продукции и товаров, которые отличаются по определенным показателям и
характеристикам.
Необходимо
подчеркнуть, что термин «ассортимент» в разных научных источниках имеет различные
интерпретации, но главная суть определения при этом не меняется. Если
рассматривать и анализировать имеющиеся в литературе определения ассортимента
продукции, то их можно обобщить в три группы (рисунок 1). Подходы к пониманию сущности ассортимента Рисунок 1 – Основные подходы к пониманию сущности
ассортимента Таким образом, можно выделить три основных подхода к
пониманию сущности термина «ассортимент продукции»:
1) ассортимент,
ориентированный на производителя (продавца). Согласно такому подходу под
ассортиментом в данном случае понимают перечень всех видов продукции, которые
производятся на предприятии, с указанием объемов выпуска. В данном случае
термин «ассортимент» сближается с термином «производственная программа» [2]. Поэтому под промышленным (производственным)
ассортиментом понимают «набор товаров, выпускаемый изготовителем исходя из его
производственных возможностей» [6,
с.15];
2) ассортимент, ориентированный на потребителя (исходя из
рыночных потребностей), т.е. это набор товаров, который формируется по
определенным признакам, которые удовлетворяют разнообразные, аналогичные и
индивидуальные потребности потребителей [6, с.15];
3) ассортимент как товароведческая категория. Такой подход
рассматривает ассортимент и его структуру с позиции определенного
классификационного признака. Такой подход особенно характерен для торговых
предприятий. Примером определения в рамках такого подхода может быть следующий:
«Ассортимент – состав и соотношение отдельных видов продукции в продукции
определенного вида в рамках одной позиции номенклатуры» [15, с.265]. При таком подходе
ассортимент описывается как отдельные ассортиментные группы, которые предлагает
фирма. Для анализа виды продукции делятся на ассортиментные группы в
соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой или другими
признаками. Так, в Кратком словаре экономиста подчеркивается, что «ассортимент
– это одноименная продукция,
сгруппированная по определенным признакам: качество, марка, размер, сорт и
т.п.» [4].
Исходя из этих подходов, при анализе ассортимента можно
брать за основу разные показатели и факторы. На сегодняшний день существует четыре основных принципа к систематизации и
классификации ассортимента. Так, его принято классифицировать в зависимости от: