Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Работа педагога-психолога по коррекции эмоционального состояния детей-сирот
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
ДЕТЕЙ-СИРОТ. 5
1.1. Сущность
понятия эмоционального состояния. 5
1.2.
Особенности эмоционального состояния детей-сирот. 14
1.3. Общая
характеристика и подходы по организации работы педагога-психолога по коррекции
эмоционального состояния детей-сирот. 19
Выводы по 1
главе. 28
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 29
2.1. Описание
экспериментальной базы и методов исследования. 29
2.2.
Результаты исследования эмоционального состояния детей-сирот. 30
2.3.
Программа по коррекции эмоционального состояния детей-сирот. 32
2.4. Оценка
эффективности и апробации программы по коррекции эмоционального состояния
детей-сирот. 42
Введение:
Актуальность
исследования. Развитие современного общества
предполагает формирование инициативной, активной, самостоятельной, творчески
ориентированной личности. Одним из источников активно развивающейся личности
выступает эмоциональная сфера. Мир чувств и эмоций, как и другие формы
психической деятельности, является способом отражения объективного мира и
человека в нём, и представляет собой многогранную и до конца не изученную
сферу.
Данный вопрос становится
все более актуальным в связи с увеличением интереса к практическому интеллекту,
который включает в себя социальный и эмоциональный интеллект. Ученые пришли к
выводу, что человек с развитым эмоциональным и социальным интеллектом более
успешен в общении, что влияет на успехи в игровой деятельности, в учебе,
профессии. Следствием недостатков развития эмоционального интеллекта в
частности и эмоциональной сферы в целом у детей могут стать затруднения в
распознавании и описывании собственных эмоций и эмоций окружающих их людей,
трудности выражения эмоциональных состояний социально приемлемым способом. Все
эти факторы могут вызывать конфликтные ситуации внутри детской группы,
внутриличностные проблемы, которые выражаются в тревожности, гиперреактивности,
застенчивости, агрессивности, замкнутости и т.д., что в целом затрудняет
социализацию ребенка на разных этапах развития.
Изучением развития
эмоционального состояния занимались отечественные психологи: П.К. Анохин, Л.И.
Божович, Л.С. Выготский, Т.А. Данилина, Н.А. Довгая, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, П.В. Симонов, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, а также
зарубежные психологи: В. Вундт, К. Э. Изард и др.
Изучением особенностей
эмоционального состояния детей-сирот занимались Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева,
М. И. Буянов, М. Ю. Кондратьев, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Н. К. Радина, Г.
А. Урунтаева, Н. Н. Толстых, Л. М. Шипицина и другие. В своих исследованиях
ученные чаще всего фиксирую такие эмоциональные проявления, свойственные
детям-сиротам, воспитывающимся в условиях учреждения закрытого типа как: повышенная
тревожность, эмоциональные срывы, аффективные реакции на препятствие, быстрое
эмоциональное истощение, недоразвитие сложных социальных эмоций гордости и
стыда, переживания успеха; повышенная агрессивность; эмоциональная холодность;
неумение выстраивать эмоциональные контакты с окружающими и т. д. Все это
свидетельствует о необходимости поиска путей психолого-педагогической коррекции
нарушений эмоциональной и поведенческой сфер у данной категории детей.
Объект исследования
–эмоциональные состояния детей-сирот.
Предмет исследования
– коррекция эмоционального состояния детей-сирот посредством реализации
коррекционно-развивающей программы.
Цель исследования:
провести психолого-педагогическую коррекцию эмоционального состояний
детей-сирот и оценить её эффективность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
научную психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать
эмоциональные состояния детей-сирот
Заключение:
Эмоциональное состояние –
это сложное психическое состояние отражения в форме переживания значимости
воздействия внешних и внутренних стимулов. Сущностными характеристиками данного
понятия являются его сложность, слабая интенсивность, продолжительность во
времени, беспредметность и, главное, оценочный характер самого субъекта, а
также цикличность и поддержание внутреннего эмоционального напряжения.
У детей-сирот,
проживающих в детских домах, наблюдается заторможенное психическое развитие,
что приводит к: девиантному поведению, низкому уровню мыслительного процесса,
отставанию в эмоциональной и духовной сферах, более позднему формированию
навыков ответственности и поведении, которое принято нормами общества. Все
вышесказанное свидетельствует о том, что психолого-педагогическое сопровождение
личностного развития детей-сирот должно опираться на восстановление или
формирование особого типа отношений «Взрослый-Ребенок», которые в течение
длительного времени гарантируют ребенку доброжелательное принятие, доверие,
поддержку и помощь в активизации его личностных ресурсов. Данный тип отношений
обеспечивается только сформированной профессиональной позицией сопровождающего
взрослого. Такая позиция требует от специалистов в области сопровождения отказа
от традиционного привычного диапазона отношений к ребенку сироте (либо
тотальная гиперопека и эмоциональное слияние с ребенком либо эмоциональное
отчуждение, пренебрежение и игнорирование реальных потребностей).
Воспитательная работа в
условиях детского дома осуществляется в виде комплекса профилактических,
коррекционно-развивающих, культурно-досуговых мероприятий, а также путем
педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности
воспитанников. В качестве методов и форм воспитательной работы в детском доме
могут быть использованы: этическая беседа, инструктаж, соревнование, проведение
культурно-досугового мероприятия. В настоящее время в воспитательной работе
применяется технологический подход. Воспитательная работа, являясь специально
организованной деятельностью в рамках детского дома, имеет определенную
структуру, включающую в себя целевой блок; содержательный блок (направления
воспитательной работы); методы и средства работы с воспитанниками; результаты
воспитательной работы.
В результате проведенного
констатирующего этапа экспериментального исследования было выявлено, что среди
детей-сирот преобладает средний уровень высокий уровень проявления
агрессивности, тревожности, а также низкий уровень эмоциональной устойчивости,
дети проявляют излишнюю возбудимость, испытывают беспокойство.
На основе полученных
данных была разработана программа по коррекции эмоционального состояния
детей-сирот. Разработанная программа «Познай себя» направлена на формирование
оптимальных условий для развития эмоционального благополучия, познавательной
сферы, преодоления трудностей в учебной деятельности, развитие положительных
личностных качеств ребенка. Данная программа представляет систему
коррекционно-развивающих занятий для детей-сирот младшего школьного возраста.
Из методов арт-терапии нами были использованы методы — изотерапия (или
рисуночной терапии), метафорические игры, психогимнастика в комплексе с
музыкотерапией и сказкотерапия. Эти методы доступны и понятны детям.
Повторная диагностика
особенностей эмоционального состояния детей-сирот показала, что произошли
изменения в уверенности детей в себе (произошел рост их уровня), агрессивности
(произошел снижение их уровня), тревожности (произошел снижение их уровня), что
говорит о повышении эмоционального состояния детей. Вследствие этого мы можем
сделать вывод о том, что реализованные нами коррекционно-развивающие занятия по
развитию положительных эмоциональных состояний деетй-сирот являются
эффективными. Гипотезу исследования можно считать доказанной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 1.1. Сущность понятия
эмоционального состояния
В настоящее время тема
негативного эмоционального состояния достаточно актуальна, так как преобладает
в нашей повседневной жизни, когда мы сталкиваемся с теми или иными ситуациями.
Изучение эмоционального состояния непосредственно касается эмоций, которые
человек переживает в определенных ситуациях. Ведь сильные переживания оставляют
неизгладимый след на психической деятельности организма, оказывают влияние на здоровье.
Раскрытие сущности
эмоционального состояния дает нам возможность выявить отличительные
характеристики данного феномена, определить его место и роль в структуре
личности, включенной в деятельность. С этой целью мы обратимся к рассмотрению
различных определений более широкого понятия «состояние».
В современной науке до
сих пор не существует общепринятого определения данного феномена. Большинство
определений понятия «состояние» имеют одну и ту же логическую основу. Многие
ученые характеризуют состояние как совокупность каких-то характеристик: свойств
и отношений (Л. А. Симанов), процессов (В. Л. Марищук), функций и качеств (О.
И. Медведев), компонентов психики (Ю. Е. Сосновикова) и т.д., обусловливающих
эффективность деятельности, работоспособность, уровень активности систем,
поведение и т.д. Исследователи определяют понятие «состояние» как фактор,
влияющий на работоспособность и т.д. Происходит некоторая подмена сущности
состояния описанием сдвигов, происходящих при возникновении состояния.
Существует и иная точка
зрения на определение состояния. Отталкиваясь от взглядов П. К. Анохина (Анохин
П. К. Эмоции // Психология эмоций – с. 16). Е. П. Ильин определяет состояние
как «реакцию функциональных систем на внешние и внутренние воздействия,
направленную на получение полезного для организма результата» (Ильин Е. П.
Эмоции и чувства – СПб.: Питер, 2007. – с. 83). Состояние, действительно,
отражает воздействие на организм внешних и внутренних стимулов, а также
помогает системе сохранить собственную целостность или изменить свою структуру
с целью адаптации к новым условиям, т.е. получить полезный результат.
В Современном
психологическом словаре под ред. В. В. Юрчука изучаемый феномен описывается как
«характеристика любой системы, которая отображает ее различные положения
(конфигурации) относительно тех или иных координатных объектов окружающей среды
(социума); состояние субъекта может быть определено с позиций внешнего и
внутреннего порядка; состояние – это установленное сознанием, подсознанием
субъекта, в определенных временно-пространственных рамках,
интегральноконкретное ощущение комфорта – дискомфорта, уюта – дисуюта,
благополучия – неблагополучия, удовлетворенности – неудовлетворенности в тех
или иных субструктурах организма» (Современный словарь по психологии / Под ред.
В. В. Юрчука. – Мн.: Современное слово, 1998 – с. 665).
В данном определении
состояние рассматривается как описательная категория, которая характеризует
субъект (систему, явление) в совокупности его свойств и качеств в определенный
промежуток времени; определяет субъект относительно других объектов окружающей
действительности; констатирует единство внешнего проявления субъекта и его
внутреннего содержания.
Обобщая вышеприведенные
дефиниции, можно определить состояние как явление отражения воздействия внешних
или внутренних стимулов на субъект. Основными характеристиками состояния
человека являются: относительная стабильность, целостность, специфичность
динамики протекания.
Отталкиваясь от общего
определения понятия «состояние», перейдем к рассмотрению эмоционального
состояния. На природу эмоциональных состояний в современной психологии
существует две точки зрения. Первую точку зрения разделяют ученые П. К. Анохин,
Н. Д. Левитов, Л. В. Куликов, А. О. Прохоров, Ю. Е. Сосновикова, Е. А. Черкевич
и др. Они считают, что эмоциональные состояния являются одним из видов
психических состояний. При этом вся эмоциональная сфера личности сводится к
эмоциональным состояниям и включается в классификацию психических состояний.
Вышеназванные
исследователи определяют психическое состояние как сложное полиструктурное
явление, характеризующее личность в данный момент, а также как целостный
симптомокомплекс в динамике психической деятельности человека, выражающееся в
единстве поведения и переживания. Здесь подчеркивается целостность и
устойчивость психических состояний, единство поведения и переживания.
Основными
характеристиками психических состояний вообще и эмоциональных, в частности,
ученые называют: активацию и тонус; двойственность («амбивалентность»); широту
спектра переживаний, доминирующую эмоцию, интенсивность, индивидуальную
специфику эмоционального отклика.
Разделяя данную точку
зрения, мы полагаем, что эмоциональные состояния, действительно, могут
рассматриваться как вид психических состояний, но при этом отмечаем, что не вся
эмоциональная сфера сводится к психическим состояниям.
Ученые, придерживающиеся
второй точки зрения на психологическую сущность изучаемого феномена, В. К.
Вилюнас, Б. И. Додонов, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, Г. X. Шингаров относят
эмоциональные состояния к эмоциональной сфере личности, отождествляя
эмоциональные состояния с эмоциями, а эмоции – с эмоциональной сферой личности.
Сложность понимания
эмоций заключается в том, что, определяя данный феномен, авторы относят их то к
любому классу эмоциональных явлений (эмоциональному тону, настроению аффекту и
др.), то только к одному, называемому ими собственно эмоциями и отделяемому от
других классов эмоциональных явлений. Так, например, ряд ученых определяют
эмоции как механизм: «внутренний психологический механизм связи мышления с
чувственно-предметной деятельностью» (Л. С. Выготский); «механизм, нарушающий
равновесие в образе среды» (В. К. Вилюнас); «психофизиологический механизм» (Г.
X. Шингаров); «психологический механизм изменения значимости» (А. С. Шаров).
Д.М. Рыжов дает следующее определение эмоции – это класс психических процессов
и состояний, которые связаны с инстинктами, мотивами и потребностями,
проявляющихся как непосредственное переживание значимости оказывающих влияние
на человека явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (Рыжов
Д.М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний // Мир науки,
культуры, образования. – с. 88). По определению Т.Е. Наливайко, М.В. Шинкорук,
эмоции являются способом проявления настроения человека, зависящим как от
индивидуальных особенностей индивида, так и от его воспитания, социального
статуса личности, от межличностного взаимодействия с окружающими (Наливайко
Т.Е., Шинкорук М.В. Эмоциональное благополучие как интегральная характеристика
личности // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного
технического университета. – с. 26). В данных определениях эмоции проявляют
себя через настроение человека, восприятие окружающего мира и реакцию на него.
Представители второй
группы описывают эмоции как процесс: «процесс внутренней регуляции деятельности»
(А. Н. Леонтьев); «сложный процесс, имеющий нейрофизиологический,
нервно-мышечный и феноменологический аспекты» (К. Изард); «процесс, отражающий
в форме переживаний личную значимость» (Р. М. Грановская). А.В. Абрамова
определяет эмоции как главный механизм