Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Конфликтология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Пути создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе ДОУ»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ БЛАГОПРИЯТНОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА.. 6

I.1. Правила создания комфортной
среды в коллективе. 6

I.2. Сотрудничество как способ
наладить отношения в педагогическом коллективе ДОУ.. 9

I.3. Конфликт как причина стрессовой
ситуации и способы выхода из нее. 12

I.4. Факторы, формирующие
морально-психологический климат в педагогическом коллективе ДОУ.. 17

Глава II МОНИТОРИНГ УРОВНЯ
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДОУ.. 25

II.1. Исследование и анализ уровня. 25

II.2 Разработка системы мероприятий по
улучшению морально-психологического климата в ДОУ.. 34

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ. 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 44

ПРИЛОЖЕНИЕ I 47

ПРИЛОЖЕНИЕ II 49

ПРИЛОЖЕНИЕ III 50

ПРИЛОЖЕНИЕ IV.. 51

ПРИЛОЖЕНИЕ V.. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ VI 53

ПРИЛОЖЕНИЕ VII 55

  

Введение:

 

В рамках изучения эффективности деятельности того или иного трудового
коллектива, огромное внимание уделяется изучению его морально-психологического
климата, по качеству которого можно определить насколько сотрудники удовлетворены
своим трудом и коллективом в целом. Данная специфика характерна и для
педагогических коллективов образовательных учреждений. При этом важно не только
уметь определять качество и состояние морально-психологического климата в
коллективе, но и уметь им управлять, что позволит обеспечить благоприятную
рабочую обстановку, а значит, положительно скажется на эффективности организации
в целом. Таким образом, управление морально-психологическим климатом в
коллективе дошкольной образовательной организации является одной из наиболее
важных практических задач руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Необходимо помнить, что педагогические коллективы образовательных
учреждений имеют важное отличие, обусловленное спецификой осуществляемой
деятельности, а именно, субъектами взаимодействия педагогов являются дети. А
это значит, что качество и характер морально-психологического климата,
межличностных отношений, стиля управления коллективом переносятся на детей. От
качества морально-психологического климата в педагогическом коллективе зависит
настроение его членов, зависит их работоспособность, психическое и физическое
самочувствие. Что, в свою очередь, сказывается на эмоциональном настрое детей. Все
эти факты указывают на необходимость изучения состояния коллектива, уровня и
динамики его развития, а также необходимо знать основные пути оптимизации
психологической атмосферы в нем.

Проблемы морально-психологического климата освещены в работах таких известных
отечественных психологов как: А.А. Бодалева, А.Г. Ковалева, Я.Л. Коломинского,
Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова и другие, рассмотревшие основные признаки коллектива.
В исследованиях В.И. Зацепина, Е.С. Кузьмина, А.А. Русалиновой раскрыты вопросы
структуры коллектива и типов взаимоотношений в коллективе. Также занимались
В.В. Бойко, Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов, В.Н. Панферов, А.В. Петровский, В.В.
Шпалинский и другие авторы. Среди зарубежных психологов проблемой морально-психологического
климата занимались Р. Камминс, О. Келлер, Д. Кинг, Р. Мариотт, Е. Саут, У. Шутц
и другие зарубежные психологи.

Таким образом, изучение морально-психологического климата в ДОУ является актуальным.

Цель исследования:
теоретически изучить аспекты морально-психологического климата в коллективе
ДОУ, определить пути создания благоприятного морально-психологического климата
в коллективе ДОУ.

Объект исследования: процесс
управления морально-психологическим климатом в ДОУ.

Предмет исследования: организационно-педагогические
условия управления морально-психологическим климатом в ДОУ.

Гипотеза исследования: эффективность
управления морально-психологическим климатом в ДОУ будет обусловлена реализацией
следующих организационно-педагогических условий:

1. Оптимизацией стиля руководства педагогическим
коллективом ДОУ.

2. Использованием приемов сплочения
педагогического коллектива ДОУ.

Задачи
исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую
литературу по проблеме управления морально-психологическим климатом в ДОУ.

2. Определить оптимальный стиль
руководства коллективом ДОУ и уровень морально-психологического климата в
коллективе.

3. Определить пути создания
благоприятного морально-психологического климата в коллективе ДОУ.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ
психолого-педагогической литературы; изучение, анализ и обобщение
педагогического опыта.

2. Эмпирические: наблюдение, опрос,
анкетирование.

Этапы исследования:

— констатирующий;

— формирующий;

— контрольный.

База исследования: МДОУ 57 г. Москва. В исследовании
принимало участие 37 педагогов.

Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка
литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Качество морально-психологического климата в педагогическом коллективе дошкольной
образовательной организации остается одной из актуальных в системе дошкольного
образования и определяет эффективность управления организацией в целом. Актуальность
данной темы подтверждается многочисленными научными работами по данному вопросу.

В ходе выполнения работы были определены: сущность понятия морально-психологического
климата, его структура, характеристики и факторы, его формирующие. Важным
аспектом было определить особенности и специфические характеристики морально-психологического
климата в ДОУ.

Вторая глава посвящена исследованию по анализу влияния
организационно-педагогических условий, состоящих из: оптимизации стиля
руководства коллективом ДОУ и использовании приемов сплочения коллектива.

На этапе диагностики был проанализирован ряд показателей: групповая
сплоченность, социально-психологическая самооценка коллектива, социально-психологический
климат коллектива, стиль руководства коллективом.

На основе полученных результатов, был проведен ряд мероприятий и
разработаны рекомендации для руководителя по управлению морально-психологическим
климатом в дошкольной образовательной организации.

Исследовательская работа определила положительную динамику уровня морально-психологического
климата в исследуемой организации, что служит подтверждением эффективности
проведенных мероприятий.

Морально-психологический
климат в педагогическом коллективе выступает в качестве определяющего условия
эффективности трудовой деятельности педагогов, от качества которого зависит их
удовлетворенность своим трудом и коллективом в целом. Уровень сплоченности
коллектива является фактором, влияющим на такие показатели деятельности
педагога как результативность и качество.

При оптимальном управлении
ДОУ необходимо создать здоровую атмосферу, творческую обстановку в коллективе,
что обеспечит высокую результативность труда. Эффективность деятельности
определяется реализуемым руководителем стилем управления, от которого зависят
таких параметру трудового коллектива как степень удовлетворенности трудом и
мотивации поведения подчиненных, характер межличностных отношений внутри
организации и качество морально-психологического климата в коллективе. Для управления
морально-психологическим климатом коллектива руководитель должен понимать
индивидуально-психологические особенности подчиненных, их эмоциональное
состояние, настроение, душевные переживания, волнения, отношения друг с другом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ БЛАГОПРИЯТНОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА I.1. Правила создания комфортной
среды в коллективе

Правильная организация образовательного процесса как результат работы
педагогического коллектива в значительной степени будет определяться
существующим в нем морально-психологическим климатом.

Рассмотрим понятие социально – психологического климата, которое одним из
первых раскрыл В.М. Шепель – психологический климат – это эмоциональная окраска
психологических связей членов коллектива, возникшая на основе их близости, симпатии,
совпадение, характеров, интересов, склонностей[1].

По мнению Б.Д. Парыгина морально-психологический климат коллектива
отражает характер взаимоотношений между людьми преобладающий тон общественного
настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями
жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

Психологический климат, по мнению Е.С. Кузьмина морально-психологическим
климатом принято понимать такое морально-психологическое состояние малой
группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной
психологии членов организации.

Г.М. Андреева рассматривала
психологический климат как совокупность психологического состояния, настроения,
отношений людей в группе и коллективе.

По мнению А.А. Бодалева психологический климат – это качественная сторона
межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических
условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности
и всестороннему развитию личности в группе[2].

В отечественной психологии принято выделять 4 подхода к пониманию
психологического климата:

Представители первого подхода
рассматривают климат как общественно-психологический феномен, как состояние
коллективного сознания. Понимание климата в сознании людей это и есть комплекс
явлений связанных с условиями труда, взаимоотношениями и методом стимулирования
труда. (Л.П. Булаева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Планов, А.К. Уледов).

Представители второго подхода рассматривают психологический
климат как общий эмоционально-психологический настрой группы людей. (А.А.
Русалинова, А.Н. Лутошкин).

Представители третьего подхода рассматривают психологический климат через
стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с
другом в процессе чего формируется система межличностных отношений,
определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.
(Б.Д. Парыгин, В.А. Покровский, В.М. Шепель).

Представители четвертого подхода рассматривают климат как социальная и
психологическая совместимость членов группы их моральное единство,
сплоченность, наличие общей цели, обычаев и традиций (Л.Н. Коган, В.В.
Косолапов, А.Н. Щербань).

В зарубежной психологии понятие «климат» в своих исследованиях раскрывали
М. Армстронг, Д. Литви, Р. Стрингер и др.

Современный детский сад, как и любая другая организация, является сложной
целостной системой и существует не изолированно от общества, находится в
определенной социальной среде, с которой активно взаимодействует, яркий тому
пример преемственность со школой и другими образовательными организациями и
социально значимыми объектами.

Как и любое другое образовательное учреждение, детский сад испытывает на
себе влияние общего социального климата, экономических кризисов, правовых и
политических и экологических воздействий. Наряду с этим детский сад как система
имеет свою внутреннюю среду, в которую включены все субъекты образования:
взаимодействие между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между
педагогами и родителями или законными представителями, педагогами и
администрацией и т.д.

На внутреннюю среду детского сада в значительной степени воздействуют
такие факторы, как стиль руководства образовательным учреждением и
организационная культура детского сада. Эти факторы оказывают наиболее значимое
влияние на морально-психологический климат, который формируется в данном
учреждении.

Б.Д. Парыгин выделяет, что психологический климат коллектива в первую
очередь зависит от отношения людей к труду в тоже время отношения людей друг к
другу.

В свою очередь отношения друг к другу дифференцируется на отношения между
коллегами по работе и отношением в системе руководства и подчинения. Исходя из
вышесказанного, следует, что все отношения можно рассмотреть через два основных
параметра психологического настроя:

— предметный
настрой – направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных
сторон его деятельности.

— эмоциональный
настрой – отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами
деятельности[3]. [1] Корягина Н. А. Социальная психология: теория и практические методы.
Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. — 2019.
—  54 с. [2] Клименко С.С. Факторы формирования психологического климата в
коллективе / С. С. Клименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. —
2019. — № 48 (286). — С. 452. [3] Дорожкина Е.В., Дорожкин П.В. «Морально-психологический климат» в
трудовом коллективе: библиографический анализ понятия // Современные тенденции
в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. №35 //
https://cyberleninka.ru/article/n/moralno-psihologicheskiy-klimat-v-trudovom-kollektive-bibliograficheskiy-analiz-ponyatiya

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы