Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психолог-педагогическая

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психолого-педагогические особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретическое изучение основ развития памяти у детей дошкольного возраста 4

1.1. Память как высшая психическая функция, ее виды и механизмы развития 4

1.2. Возрастные особенности развития памяти старших дошкольников 13

1.3. Приемы и методы развития памяти у детей дошкольного возраста 20

Выводы по главе 1 25

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста 26

2.1. Исследование уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 26

2.2. Разработка и апробирование комплекса работ по развитию памяти у старших дошкольников 37

2.3. Анализ и результативность использования комплекса работ по формированию памяти старших дошкольников 50

Выводы по главе 2 59

Заключение 60

Список литературы 62


  

Введение:

 

Актуальность исследования. Память является основой способностей человека, поскольку выступает как условие обучения и получения знаний, формирования умений и навыков.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным временем для создания необходимых условий для развития познавательных способностей ребенка, которые определяют развитие всех высших психических функций, и требуются для выполнения любой деятельности. Представления, процессы и эмоции ребенка становятся главными составляющими познавательной сферы, которая представляет собой сложное образование, обеспечивающее человеку полноценное существование в мире. Важное место при этом занимает процесс развития памяти детей.

Проблема изучения и развития памяти детей дошкольного возраста становится весьма актуальной, с одной стороны, в связи с постоянным увеличением количества информации, повышением нагрузки на мнемические и интеллектуальные функции ребенка, с другой, в связи с требованиями, предъявляемыми новым ФГОС ДОО к качеству обучения и уровню обученности воспитанников.

Поэтому проблема особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста является одной из актуальных в теории и практике дошкольного образования. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Объектом исследования выступает процесс развития памяти в дошкольном возрасте.

Предметом исследования является организация образовательного процесса направленного на формирование памяти старших дошкольников.

Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1. Изучить категорию памяти как высшей психической функции, определить ее виды и механизмы развития.

2. Выделить возрастные особенности развития памяти старших дошкольников.

3. Определить приемы и методы развития памяти у детей дошкольного возраста.

4. Организовать исследование уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать и апробировать комплекс работ по развитию памяти у старших дошкольников.

6. Проанализировать результативность использования комплекса работ по формированию памяти старших дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагается, что дети старшего дошкольного возраста в большинстве случаев показывают низкий уровень сформированности памяти, в связи с этим требуется организация психолого-педагогических занятий по ее развитию.

Методы исследования:

1. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Эмпирическое исследование уровня развития памяти старших дошкольников.

3. Сравнение и обобщение полученных результатов.

Методики исследования:

1. Методика на определение развития зрительной памяти (В. Векслер).

2. Методика для определения объема кратковременной зрительной памяти «Запомни рисунки» (Р.С. Немов).

3. Методики для определения развития произвольного и непроизвольного запоминания.

Структурно работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, память представляет собой психический процесс, который заключается в закреплении и сбережении, а после воспроизведении или забывании полученного ранее опыта, тем самым давая индивиду возможность повторно воспроизводить этот опыт в своей жизнедеятельности.

Основные характеристики памяти представлены объемом, скоростью запоминанием, длительностью хранения, точностью воспроизведения, быстротой воспроизведения и помехоустойчивостью. Что касается видов памяти, то она бывает двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти. В зависимости от степени целенаправленности субъекта и волевой регуляции своей мнемической активности выделяют непроизвольную и произвольную память.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования и развития всех процессов памяти. Особое значение для старшего дошкольника имеет развитие самопроизвольной памяти, преобладающей у старшего дошкольника, и произвольной, которая появляется в этот период.

Для изучения психолого-педагогических особенностей развития памяти детей дошкольного возраста было организовано исследование со старшими дошкольниками. Проведение исследования было разбито на три этапа:

— констатирующий, в процессе которого был определен исходный уровень развития памяти детей, показавший преобладание среднего и низкого уровня;

— формирующий, в ходе которого были проведены занятия с дошкольниками, направленные на развитие памяти. Такие занятия способствовали развитию запоминания и формированию произвольности у старших дошкольников с помощью использования упражнений и игр;

— контрольный, проводимый после всех запланированных мероприятий, который позволил проследить динамику изменений в уровне развития памяти детей старшего дошкольного возраста. Применение предложенных игр и упражнений способствовало эффективному формированию процессов памяти у старших дошкольников, вместе с развитием других психических процессов детей. Результаты наглядно показывают, что предложенная формирующая работа принесла положительную динамику в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста, который принимали участие в исследовании.

Такое положение полностью подтверждает гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования. Тем самым, цель работы достигнута, а задачи выполнены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Память как высшая психическая функция, ее виды и механизмы развития

Процессы памяти в жизни и деятельности человека играют огромную роль. Дадим общую характеристику памяти в целом, ее видов и законов функционирования перед тем, как перейдем непосредственно к описанию моторной памяти. Память интегрирует всю совокупность знаний человека о мире и о себе; внимание совмещает субъекта с объектом в актах познания и деятельности; воображение связывает субъекта с его целью, благодаря чему предполагается результат деятельности и могут быть спланированы способы его достижения. Преобладающая направленность памяти на прошлое, внимания – на сегодняшний день, а воображения – на будущее обеспечивают непрерывность во времени психической жизни человека.

Память – это система процессов, обеспечивающих приобретение, хранение и повторное использование информации и опыта. К мнемическим относят процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. Это – физиологически обусловленная способность хоть какого организма сохранять полученную информацию [39].

В памяти сохраняются прежде всего продукты непосредственного познания окружающего мира – ощущения и восприятия. Пройдя определенную переработку, они сохраняются в виде представлений. Представления актуализируются при узнавании объектов, с которыми человек контактировал раньше, ситуаций и событий, свидетелем которых был в прошлом. Представления могут спонтанно актуализироваться как воспоминания о прошлом, как результат настойчивого и умышленного припоминания известного ранее, но, казалось бы, забытого и т.п.

Память создает возможность существования и постепенного награждения собственного опыта. Без памяти люди всю жизнь оставались бы в положении младенцев. Прошлый опыт выступает также и средством достижения будущих результатов, потому что он служит базой для текущих и предполагаемых (проектируемых) будущих действий субъекта [1].

В организации психической жизни субъекта память выполняет следующие функции:

1) накопление и сохранение индивидуального и видового опыта, за счет чего обеспечивается выживание отдельных индивидов и биологических видов в целом;

2) обеспечение непрерывности субъективного времени путем «связывания времен» (прошлого, настоящего и будущего);

3) узнавание в текущей деятельности конкретных предметов, явлений, событий, ситуаций, с которыми человек имел дело в прошлом;

4) обобщенное узнавание классов объектов за счет соотнесения образов единичных предметов и явлений с группами подобных предметов и явлений;

5) сохранение преемственности между результатами предыдущих и последующих действий; тем самым обеспечивается непрерывность психической деятельности;

6) использование чувственных знаний об объектах восприятия при их отсутствии [4].

Основные характеристики памяти – объем, скорость запоминания, длительность хранения, точность воспроизведения, быстрота воспроизведения, помехоустойчивость.

Продолжительность хранения – это период от поступления информации в мнемическую систему до момента ее потери или такого извращения, которое изменяет суть соответствующих сведений.

Точность воспроизведения – это степень соответствия между поступившей в память информацией (т. е. «входной») и информацией, полученной на «выходе». «Фотографическая» точность памяти – довольно редкое явление из-за активной природы сохранения, в ходе которого информация подвергается переработке, обогащению, извращению, трансформациям различной природы. Большая точность свидетельствует об общей эффективности памяти субъекта. Нарушения точности могут быть внешними (формальными), заключающимися в потере (или приобретении) образом памяти каких-либо сенсорно-перцептивных качеств. Содержание и сущность запоминаемого при этом существенно не нарушается. Внутреннее (содержательное) искажение, напротив, обязательно касается значения запоминающегося его личностного смысла для субъекта [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы