Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология/педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психолого-педагогические основы экспертизы комфортной образовательной среды

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ . 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ КАК ОБЪЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ .. 7

1.1 Понятие психологически комфортной и безопасной образовательной среды
в психолого-педагогической литературе . 7

1.2 Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные
направления и подходы .. 14

1.3 Модель психологической экспертизы образовательной среды и ее
эмпирические показатели . 22

Выводы к главе 1 . 31

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КОМФОРТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ .. 32

2.1 Организация исследования. Методика проведения исследования . 32

2.2 Результаты проведения исследования . 37

2.3 Анализ полученных результатов проведенного исследования . 45

Выводы к главе 2 . 52

ЗАКЛЮЧЕИЕ . 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .. 56

ПРИЛОЖЕНИЕ . 62

Приложение 1 . 62

Приложение 2 . 63

Приложение 3 . 64

Приложение 4 . 65

  

Введение:

 

Актуальность темы. Современное
развитие мирового общества нацелено на формирование единых образовательных условий
отвечающих личностному самовыражению учащихся. Поэтому в области образования, сегодня
можно наблюдать череду непрерывных изменений.

Так, например, в сфере начального и
среднего образования появилось множество нововведений различного характера:
авторские программы и учебники, уровни дифференциации учебного содержания и
дифференциации учащихся в зависимости от проявляемых ими способностей,
инновационные педагогические технологии и программы, индивидуальные и групповые
формы организации основного и дополнительного процесса обучения, изменения в
системе оценивания и многое др. [21].

Как результат, образовательные среды
различных школ приобрели достаточно большую свободу и самостоятельность в постановке
внутренних задач, что естественно, отразилось на появлении большого разнообразия
в использовании ими средств и открывающихся перед ними возможностей их решения.

В современных условиях развития человеческого
общества представление об эффективности образования, в первую очередь, связано
с оценкой уровня не столько непосредственной обученности ребенка, сколько его психического
развития, а именно способности проявить рефлексивное и ответственное поведение,
регуляции его познавательной и социальной активности в обществе. При этом особую
значимость приобретает готовность ребенка именно к самостоятельной организации
своей деятельности, проявлению им инициативы, действия в любых ситуациях имеющих
неопределенный характер, что невозможно без обеспечения комфортной
образовательной среды.

В силу этого, важное значение
приобретает вопрос, связанный с управлением образованием, решающую роль, в
котором, играет экспертная оценка, как одна из форм реализации
психолого-педагогических условий ФГОС общего образования. То есть, оценка
позволяющая осуществить комплексный анализ качества образовательной среды и
определить характер условий, влияющих на личностное развитие всех ее субъектов.

Поэтому перед образовательными
организациями, которыми осуществляется реализация программ основного и
дополнительного общего образования, встает задача по организации и проведению такого
вида экспертизы [48; 49; 51].

Традиционно комфортная
образовательная среда соотносилась с системой эффективного образования, где
учащиеся получали хорошие оценки. То есть показателем выступали отметки по
предметам. Современные представления о комфортной образовательной среде несколько
иные. Значимость приобретает то, насколько в ходе освоения учебных предметов,
учащиеся приобретают способности не просто быстро осваивать ту или иную
программу, но и быть компетентным в широком круге ситуаций. Соответственно
требуются и новые инструменты оценки образовательной среды относительно аспекта
формирования психологического ресурса ее субъектов.

Однако необходимо сказать, что проведение
экспертизы комфортной образовательной среды с учетом лишь таких показателей,
является гораздо более трудным делом. Но именно эти требования установлены
новыми ФГОС, а, кроме того, это отвечает актуальному запросу современной
социальной жизни.

Сегодня, не смотря на очевидность
нового подхода к пониманию комфортной образовательной среды и ее экспертной
оценке, существует противоречие между необходимостью и отсутствием
апробированных средств такой экспертизы. Помимо этого, по-прежнему остается открытым
вопрос о критериях оценки качества комфортной образовательной среды с точки
зрения ресурсных возможностей для ее субъектов.

Все это обусловило выбор темы моей
работы.

Объект исследования: комфортная образовательная среда.

Предмет исследования: психолого-педагогические составляющие комфортной развивающей среды в
условиях образовательного учреждения.

Цель исследования: определить
особенности психолого-педагогической экспертизы комфортной образовательной
среды.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для оценки качества образовательной среды, в аспекте
ее личностно развивающего потенциала, необходимо создание модели
психологической экспертизы, как особой развивающей системы, позволяющей
отразить все показатели личностных характеристик ее субъектов.

Для достижения цели и доказательства
гипотезы поставлены следующие задачи:

1. Дать
характеристику психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

2. Рассмотреть
особенности психолого-педагогической экспертизы в системе образования: ее
основные направления и подходы.

3. Сформулировать
модель психологической экспертизы образовательной среды и ее эмпирические
показатели.

4. Провести
опытно-экспериментальную экспертизу по изучению комфортной развивающей среды в
условиях образовательного учреждения.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической
литературы, нормативных источников), практические (наблюдение, анкетирование,
опрос, беседа).

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в настоящем
исследовании результаты могут быть использованы в работе педагогов-психологов
по обеспечению создания психологически безопасной и комфортной среды для детей
в условиях образовательного процесса.

Структура и объем работы: введение, две главы, заключение, список использованной
литературы и приложения. Общий объем работы 65 страниц, список литературы
включает 52 источника.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенная нами работа была
посвящена выявлению особенностей психолого-педагогической экспертизы комфортной
образовательной среды. Исследование проведено на теоретическом и практическом
уровнях.

В первой главе представлена
теоретическая часть исследования. Выяснено, что для успешного становления
личности образовательная среда должна быть комфортной, т.е. обладать комплексом
возможностей обеспечивающих свободу и активность учащихся. Такая среда обеспечивает
эффективное взаимодействие между ее участниками, что отражается на
индивидуальном росте участников и их психическом здоровье; содействует
профессиональному росту педагогов.

Экспертиза в сфере образования
выступает в качестве одной из форм сопровождения, способствующей реализации
психолого-педагогических условий ФГОС общего образования. Такая экспертиза
позволяет получить комплексную оценку процессов, происходящих в системе
образования; оказывающих влияние на участников этих процессов.

Образовательная среда является
сложной системой, содержащей в себе множество факторов, оказывающих влияние на
ее качество. Поэтому, нами была описана модель экспертизы образовательной
среды, позволяющая учитывают лишь системообразующие из них.

Каждый параметр такой модели
обладает своим дифференцированным содержанием, что позволяет, интерпретируя их
в отдельности, составить общую характеристику качества образовательной среды.
При этом все эти параметры отражают психологическое состояние индивида при его
оптимальном взаимодействии с внутренней средой образовательного учреждения.

Вторая глава посвящена эмпирическому
апробированию описанной модели психологической экспертизы образовательной
среды. Исследование проходило на базе школы № 6 города Альметьевск.

В рамках исследования было
определено, что предметом мониторинга является психологическое качество
образовательной среды, которое выступает ресурсом личностного развития ее
субъектов и рассматривается через показатель психологической комфортности и
наиболее значимо влияющие на него факторы.

Содержание психологической экспертизы
включало в себя: проведение анализа состояния образовательной среды по
показателям, определенным в качестве критериев для оценки ее психологического
качества; оценку показателей личностного развития учащихся во взаимосвязи с
показателями личностного развития педагогов; анализ причин актуального
состояния образовательной среды, связанных с особенностями профессиональной
деятельности и личности педагога; определение состояния личности учащихся в
соответствии с ключевыми гуманитарными критериями (психологическая
комфортность, безопасность и развивающий потенциал).

Предложенный подход является
оптимальным и эффективным средством оценки ресурсных возможностей
образовательной среды для личностного развития ее субъектов.

Исследование позволяет обобщить
психолого-педагогические составляющие экспертизы по определению комфортной
образовательной среды. А именно: пространственно-предметной,
организационно-управленческой

— «организационное ядро школы» – показывает
значимость для образовательной среды организационно-управленческой культуры,
выступающей важнейшим условием формирования психологического качества
образовательной среды;

— «стабильность образовательной
среды» – отражает важность для образовательной среды стабильности во времени,
сохранения постоянства кадрового состава, основного «ядра» педагогов,
преемственности, возможности адаптации образовательной среды к неизбежным
социальным изменениям;

— «понимание возможностей и ресурсов
среды» – фиксирует ценность для образовательной среды высокой
концентрированности условий и возможностей для личностного развития,
достаточная степень понимания происходящего в среде, осознание этих
возможностей субъектами образовательной среды;

«эмоциональный комфорт» – отражает состояние
внутреннего удовлетворения и спокойствия, возникающих в психологически
комфортных условиях образовательной среды, желание чувствовать себя защищенными
от проявлений психологического насилия в ней и быть удовлетворенными значимыми
для них взаимоотношениями.

Иными словами, использование такой
модели психологической экспертизы позволяет поставить эффективную оценку
качества образовательной среды. Таким образом, цель исследования достигнута,
задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ КАК ОБЪЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 1.1 Понятие психологически
комфортной и безопасной образовательной среды в психолого-педагогической
литературе С точки зрения иерархии потребностей
человека защищенность без преувеличения считается самой главной. И это совсем
не удивительно, ведь без ее достижения личности невозможно самореализоваться. Другими
словами, под оценку качества работы любого образовательного учреждения должны попадать
не только достигнутые результаты обучения и воспитания, но и степень защищенности
обучаемых и безопасность педагогического коллектива. Отсюда можно
сформулировать главное требование по отношению к образовательной среде – наличие
таких обстоятельств, которые бы обеспечивали эмоциональное удобство и
защищенность всех субъектов педагогического процесса, т.е., содействовали их
психическому благосостоянию и личностному развитию.

Как правило, многие руководители и
специалисты сферы образования содержательно сводят понятие «образовательная
среда» исключительно к пространственно-предметному компоненту, т.е. ограничивая
ее школьными зданиями и оборудованием. В то же время, случается, что понятие
«образовательная среда» трактуется неоправданно широко, включая в себя еще и
процесс организации деятельности учащихся в образовательном пространстве. А
порой данное понятие произносят вообще без учета всякого научного смысла.

Психолого-педагогическая литература характеризует
образовательную среду как систему социокультурных условий и факторов, что были сформированы
исторически, и равно намеренно созданы обстоятельствами формирования личности
ребенка (Л.Я. Газман [8], Е.А. Климов [17], К. Левин [23], В. Ясвин [41] и
др.).

Еще одним, часто употребляемым
определением образовательной среды является ее понимание как
психолого-педагогической реальности, включающей в себя специально
организованные условия для формирования личности, а также возможности для
развития обучаемых, что включены в социальное и пространственно-предметное
окружение. Под психологической сущностью понимается единство
деятельностно-коммуникативных актов и выстраиваемых взаимоотношений между всеми
участниками учебно-воспитательного процесса. В качестве структурных компонентов
образовательной среды выступает совокупность материальных факторов
образовательного процесса и межличностных отношений, посредством которых
взаимодействуют субъекты образования, а так же специально организуемые
психолого-педагогические условия для развития.

Перечислим основные элементы
образовательной среды [22, с. 23]:

1. Пространственно-предметная
составляющая (состоит из архитектурно-эстетических, предметных, материальных условий;
помещений, оборудования, материалов; материально-технического оснащения занятий
и т.п.);

2. Организационно-управленческая
составляющая (состоит из компетентности и управленческой культуры административного
персонала и др.);

3. Психодидактическая составляющая (сюда
входит содержание образовательного процесса, используемые в нем методы обучения,
способны оценивания результатов и т.д.); 4. Социально-психологическая
составляющая (складывающаяся в образовательной среде система взаимоотношений,
деятельностно-коммуникативные акты и процессы коммуникации между участниками
образовательной среды);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы