Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психолого-педагогическая профилактика отклоняющего поведения в условиях общеобразовательной школы (на примере МАОУ «СОШ №13 с УИОП»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретико-методологические предпосылки исследования психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы 7
1.1. Содержательная характеристика понятия «отклоняющееся поведение» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности подростков и их склонность к отклоняющемуся поведению 15
1.3. Психолого-педагогическая профилактика как совокупность мер по предупреждению отклоняющегося поведения подростков 25
2. Экспериментальное исследование психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы 32
2.1. Методический замысел экспериментального исследования психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков 32
2.2. Результаты экспериментального исследования и их анализ 38
2.3. Практические рекомендации в целях минимизации проявлений отклоняющегося поведения в подростковой среде 51
Заключение 53
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Приложения…………………………………………………………………….….63
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема стремительного роста различных форм отклоняющегося поведения у детей и молодежи в последние годы приобрела исключительное значение, представляя, по мнению ряда специалистов, угрозу национальной безопасности страны. Особенно остро данная проблема стоит в подростковой среде. Пубертат рассматривается как критический кризисный период онтогенетического развития личности, в котором соматические преобразования сочетаются с перестройкой всех сторон психической составляющей личности. Вышеуказанные особенности обуславливают выраженное усиливающее, предрасполагающее и провоцирующее влияние возрастных изменений на психическую адаптацию и формирование личности подростка. Развивающийся пубертатный криз проявляется повышенной чувствительностью к патогенному влиянию различных социальных и биологических факторов в отношении возникновения различных форм, преимущественно пограничных психических расстройств, проявляющихся, зачастую, отклоняющимся (девиантным) поведением, значительную долю в котором составляют аддиктивные и делинквентные формы. В силу вышеперечисленного ранняя диагностика, психологическая оценка и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних выделяется в одно из важнейших направлений профилактики данного негативного явления.
В связи с тенденцией на гуманизацию процесса образования, провозглашенную внедренными федеральными государственными образовательными стандартами, одним из наиболее эффективных средств предупреждения отклоняющегося поведения выступает психолого-педагогическая коррекция.
Изученность темы исследования. В отечественной науке обоснование отклоняющегося поведения подростков было дано такими учеными как: Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев, А.В. Добрынин, В.Н. Кудрявцев, В.С. Нерсесянц, А.М. Яковлев и пр.
Особенности личности подростка с отклоняющимся поведением изучались такими отечественными и зарубежными учеными как: Э. Берджесс, А. Коэн, Т. Парсонс, М. Ричмонд, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Ф.Э. Шереги и др.
Объект исследования: отклоняющееся поведение учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: психолого-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы на примере МАОУ «СОШ №13 с УИОП».
Цель исследования: теоретически обосновать, определить и апробировать на практике содержание психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы на примере МАОУ «СОШ №13 с УИОП».
Объект, предмет и задачи исследования определили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Представить содержательную характеристику понятия «отклоняющееся поведение».
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности подростков и их склонность к отклоняющемуся поведению.
3. Изучить психолого-педагогическую профилактику как совокупность мер по предупреждению отклоняющегося поведения подростков.
4. Описать методический замысел экспериментального исследования психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков.
5. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
6. Сформулировать практические рекомендации в целях минимизации проявлений отклоняющегося поведения в подростковой среде.
Гипотеза исследования: подростки в виду ряда социально-психологических причин (незрелости эмоционально-волевой сферы, неблагополучных отношений в семье, кризисного периода возрастного развития, негативного влияния окружения и пр.) отличаются склонностью к отклоняющемуся поведению, которую можно снизить средствами психолого-педагогической профилактики.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы;
— тестирование;
— формирующий эксперимент;
— качественная и количественная обработка данных;
— математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
— методика изучения агрессии и агрессивности (опросник А. Басса-А. Дарки);
— шкала самооценки тревожности (методика Ч.Д. Спилбергера);
— методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
Эмпирическая база исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Электросталь).
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержательной характеристики понятия «отклоняющееся поведение»; в обобщении психолого-педагогических особенностей подростков и их склонности к отклоняющемуся поведению; в рассмотрении психолого-педагогической профилактики как совокупности мер по предупреждению отклоняющегося поведения подростков.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы:
— для сопоставления полученных эмпирических данных с данными, полученными по теме другими авторами;
— для подготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;
— для повышения психолого-педагогической осведомленности в вопросах отклоняющегося поведения и его профилактики у педагогов, психологов и родителей подростков.
Положения, выносимые на защиту:
1. Отклоняющееся поведение – стереотип поведенческого реагирования, который связан с нарушениями определенных возрастных социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, что приводит к социальной дезадаптации.
2. Психолого-педагогическая профилактика – это совокупность педагогических мер и специально организованной психологической деятельности по предупреждению и преодолению отрицательного поведения учащихся.
3. Реализация психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы позволит преодолеть склонность к повышенной агрессии и тревожности, формированию отклоняющегося поведения у подростков.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Проблема психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы поведением приобрела исключительное значение, начиная с конца XX века, и продолжает не терять своей актуальности и в настоящий момент. Рост интереса к теме был обусловлен ростом числа поведенческих отклонений в подростковой среде, который на определенный момент времени получил угрожающие масштабы и стал влиять на физическое и нравственное здоровье значительного числа представителей подрастающего поколения.
Пресечение асоциальных поступков подростков, обеспечение развития у них ценностно-смысловой сферы будет способствовать снижению социальной напряженности. А учитывая нестабильную социально-экономическую ситуацию в стране и определенную политическую турбулентность, позволит создать более благоприятную атмосферу для развития личности подростка как гражданина и патриота.
Проблема психолого-педагогической профилактики социально-отклоняющегося поведения применительно к подростковому возрасту приобретает особое значение в связи с тем, что основы формирования личности закладываются именно в период пубертата. Я.И. Гилинским, введшим термин «девиантное поведение» в российскую науку, отмечалось, что усвоение девиантного (отклоняющегося) поведения происходит тем быстрее и глубже, чем раньше и чаще ребенок с ним сталкивается. Так, в старшем подростковом возрасте уже встречаются правонарушители, обладающие сложившимися привычками и стереотипами антиобщественного поведения. Поэтому нередко образцы отклоняющегося поведения подростками усваиваются в семейной среде или в условиях общения с неблагополучными сверстниками. В таком случае под влиянием социального окружения дети получают искаженные представления о нравственности, морали, ценностях.
По мнению С.Б. Думова, подростковый возраст, в целом, восприимчив к негативному воздействию, потому что несовершеннолетние имеют недостаточный личный опыт, отличаются незрелостью в отношении взглядов на жизнь, но стремятся к необычайным ситуациям, приключениям, проверке границ дозволенного. Т.С. Баранова отмечает, что недостаточная сформированность процессов регуляции поведения и наличие конфликта между объективной и субъективной реальностью также нередко вызывают нарушения социального развития личности подростка и, как следствие, приводят к закреплению отклоняющейся поведенческой модели поведения.
С.А. Беличева полагает, что не вызывает сомнения тот факт, что подростки с отклоняющимся поведением испытывают трудности социализации. Отклоняющееся поведение как нарушение процесса социализации рассматривается целым рядом ученых, среди которых: Б.Н. Алмазов, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский и др.
Эти нарушения выражаются в неизбирательном общении и низкой критичности к партнерам по общению, в отсутствии четким профессиональных планов и путей их достижения, в неразвитой рефлексии своих поступков, в высоком расхождении между самооценкой и уровнем притязаний, низком уровне самостоятельности и ответственности за свои действия. Подобные нарушения требуют организации систематичной и комплексной психолого-педагогической профилактики в условиях общеобразовательной школы. Ведь именно школа – важнейший (наравне с семьей) социальный институт, способный обучить подростка конструктивному поведению, показать ему пример социального поведения и проконтролировать соблюдение им правовых и общественных норм.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, определить и апробировать на практике содержание психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы на примере МАОУ «СОШ №13 с УИОП».
Для достижения указанной цели работы были решены следующие задачи:
— была представлена содержательная характеристика понятия «отклоняющееся поведение»;
— были рассмотрены психолого-педагогические особенности подростков и их склонность к отклоняющемуся поведению;
— была изучена психолого-педагогическая профилактика как совокупность мер по предупреждению отклоняющегося поведения подростков;
— был описан методический замысел экспериментального исследования психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков;
— были проанализированы результаты экспериментального исследования;
— были сформулированы практические рекомендации в целях минимизации проявлений отклоняющегося поведения в подростковой среде.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что подростки в виду ряда социально-психологических причин (незрелости эмоционально-волевой сферы, неблагополучных отношений в семье, кризисного периода возрастного развития, негативного влияния окружения и пр.) отличаются склонностью к отклоняющемуся поведению, которую можно снизить средствами психолого-педагогической профилактики.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.
В заключение отметим, что выполненное исследование имеет научные перспективы. Так, с нашей точки зрения, важно обратиться к аспектам психолого-педагогической профилактики игровой (компьютерной) зависимости у подростков. К сожалению, эта проблема набирает популярность. Вместе с тем, не все специалисты и родители относятся к ней с заслуживающим ситуации вниманием.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-методологические предпосылки исследования психолого-педагогической профилактики отклоняющегося поведения в условиях общеобразовательной школы
1.1. Содержательная характеристика понятия «отклоняющееся поведение»
Специфика современной общественно-экономической ситуации, ее сложность и напряженность создают условия, в которых подросток довольно часто подвергается вредным воздействиям, вызывающим стойкие отклонения в его развитии. Эти отклонения, касающиеся как физической, так и психической сфер, могут привести к нарушению поведения ребенка в повседневной жизни.
Такие понятия, как «норма» или «девиация (отклонение)» – это одни из самых неопределенных понятий в психологической науке. Согласно мнению Л.С. Выготского [49], в реальности никакой нормы не существует, однако встречаются бесконечное множество отклонений от нее, и очень сложно установить, где отклонения переходят ту границу, за которой уже начинается область ненормального. В связи с этим в современной психологической науке девиантность (отклонение) определяется совершенно по-разному. В данное понятие могут быть включены все ненормальные формы поведения, в том числе и нарушения здоровья психики.
Основная масса научных исследований отождествляет такие понятия как «девиантность (отклонение)» и «социальная дезадаптации». Наряду с этим в целом ряде других научных работ под девиантностью (отклонением) понимается нарушение принятых в обществе правовых и нравственных норм (например, правонарушения, чрезмерное употребление спиртных напитков, курение, игровые аддикции и др.). В качестве отдельной формы отклоняющегося поведения, либо в качестве отдельного явления отдельными учеными выделяют «делинквентность». Данное понятие обладает более узким значением. Под делинквентностью понимают несоблюдение принятых в обществе норм юриспруденции (грабежи, воровство, драки с тяжкими телесными повреждениями и др.). Во всем разнообразии определений понятия «девиантности (отклонения)» мы можем выделить значимые признаки данного понятия.
Отклонение выступает сложным феноменом, который включает в себя широкий круг внутренних и внешних процессов разной природы, которые объединены между собой отходом от соблюдения нравственных, социальных и правовых норм, которые регулирую взаимоотношения социума и человека [24].
Как мы можем увидеть из данного определения, отклоняющимся получило название поведение, не соответствующее нормам и ролям. При этом одна группа ученых отдает предпочтение в качестве точки отсчета (т.е. «нормы») применять ожидания (экспектации) подобающего поведения, а другие – эталоны или образцы (аттитюды) поведения. Отдельные деятели науки считают, что отклоняющимися могут быть как действия, так и идеи. Зачастую отклоняющееся поведение взаимосвязано с реакцией общества на него и в таких случаях его определяют, как отклонение от норм, установленных в группе, влекущее за собой лечение, изоляцию, тюремное заключение либо иные наказания для их нарушителя.
Обращаясь к изучению нормы и отклонений от нее, представители различных наук (юриспруденции, социологии, педагогики, психологии и др.) отталкиваются от представлений о среднем и типичном человеке, который является носителем мотивов, воззрений, склонностей, побуждений и стремлений, которые свойственны конкретной среде и эпохе. Данный «усредненный» человек – это мерило социальных отношений. В нашем сознании присущий ему психологический облик формируется благодаря постоянному общению и массовому наблюдению за огромным количеством людей «нормального» типа. В случае анализа всего комплекса социальных явлений на него можно ориентироваться.
В психологической и педагогической науке на таком наблюдении базируются большое количество понятий и методов. В случае совершения какого-либо поведенческого акта на совершившего его человека как бы накладывается мерка такого «среднего» человека. В случае если же в поведенческом акте находят проявление психофизиологические черты личности, отличающиеся от принятого в обществе уровня «нормы», то данный поступок может быть обусловлен индивидуальными факторами (т.е. индивидуальными особенностями). В случае же если не отмечается психофизиологических отклонений от нормы, и любой был бы способен при определенных условиях произвести точно такой же поведенческий акт, то данное поведение, как правило, объясняется социальными факторами (т.е. социальной средой) [40, c. 188-193].
Итак, в общем виде, под отклоняющимся поведением понимают такое поведение, которое противоречит общественным нормам и принципам, выступает в форме безнравственных или противоправных норм. При этом отклоняющееся поведение в психолого-педагогической литературе трактуется не всегда единообразно.
Так, Н.В. Майсак [14] отмечает, что нет устоявшейся практики употребления понятий девиантности, социальной запущенности, делинквентности. Девиантность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм.
Е.П. Ильин [6] относит к отклоняющемуся поведению агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство.
Согласно Я.И. Гилинскому [32], отклоняющееся поведение подразделяется на две категории. Первая – это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья. Вторая – это антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные и культурные нормы, особенно правовые [32].
При всей относительности понятия девиации, отклоняющееся (девиантное) поведение скрывает за собой вполне конкретные явления: пьянство и алкоголизм, наркотизм и наркоманию, преступность, суицид, проституцию, бродяжничество. Таким образом, поведение не только нарушает те или иные социальные нормы, а также причиняет ущерб общественным интересам, дестабилизирует общество, мешает его функционированию и развитию [27].
В обществе, в рамках единой социально-нормативной системы, существуют разнообразные самостоятельные и обособленные группы норм социума: обычаи и традиции, моральные, правовые, политические, организационные, эстетические, религиозные и пр. Различие между ними происходит за счет предмета и методов регулирования, субъектов нормотворчества, степени формализации, а также обеспеченности их практического осуществления. Присутствие данных групп, социальных норм предоставляет возможность для более дифференцированного подхода к социальной оценке поведения с позиции уровня наносимого вреда общественным интересам. Самые существенные отношения в обществе и виды поведения социальных субъектов, имеющие наибольшее социальное значение, регулируются через моральные и правовые системы социальных норм.
Нормы права, воплощение в жизнь которых гарантируется властью и авторитетом государства, регулируют самые значимые и важные отношения. Их нарушения привносят существенную дестабилизацию в общественные отношения, а также затрудняют общественное развитие. Нарушающее нормы права поведение противоправно и общественно опасное. С позиции юридической науки подобные акты поведения получили название правонарушениями. Характера нарушаемых норм права, а также степень общественной опасности позволяет поделить их на правовые проступки (административные и гражданско-правовые).
Специфика целого ряда противоправных видов отклоняющегося поведения заключается в их несоответствии нормам морали и правилам взаимоотношений между группами и между личностями. Так, например, это свойственно многим проступкам и всем преступлениям. В частности, хулиганство, хищение и убийство, а также иные преступления – это не только противоправные акты поведения, но и аморальные поступки. В связи с этим, те нарушения норм морали, правил общежития, обычаев и иных норм, принятых в социуме, включенных в системы права, необходимо считать противоправными. Подобные нарушения моральных и иных норм социума, которые не затрагивают социально-правовую систему, получили название асоциального поведения. Подобным нарушениям характерна незначительная степень общественной опасности, которую целесообразнее называть общественной вредностью [2].
Следовательно, степень вреда, приносимого отношениям в обществе, интересам отдельных граждан, групп и социальных общностей, а также тип нарушаемых норм социума позволяют выделить следующие базовые виды отклоняющегося поведения:
— деструктивное поведение, которое причиняет вред лишь самой личности и которое не соответствует принятым в обществе моральным нормам (конформизм, фанатизм, мазохизм и пр.);
— девиантное поведение, которое причиняет вред личности, социальным группам и обществу, а также которое противоречит социальным нормам (самоубийство, различные аддикции и пр.);
— преступления и иные правонарушения, т.е. противоправное поведение [2].
Субъектами отклоняющегося поведения могут быть как отдельные индивиды, так и социальные группы, общности и социальные институты (трудовые коллективы, семья, государственные органы, организации и т.п.) [2].
Отклоняющееся поведение может выражаться в форме поступка, деятельности (как системы действий и поведений) и образа жизни.
Образ жизни представляет собой систему устойчивых и взаимосвязанных основных видов социальной жизнедеятельности, обусловленных конкретно-историческими условиями и ценностно-ориентационной направленностью личности. В соответствии с объективными интересами общества, господствующими ценностями и социальными нормами на каждом определенном этапе исторического развития социума формируется соответствующий социально нормативный образ жизни. В реальной действительности встречаются различные отклонения от социально нормативного образа жизни. Это связано с особенностями микросреды, различной степенью включенности индивидов в систему социальных отношений [45, c. 89-94].