Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагог-психолог

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Возрастные
характеристики подростков

1.2 Девиантное поведение в научных
трудах отечественных и зарубежных исследователей

1.3 Коррекция девиантного
поведения подростков в условиях общеобразовательной школы

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1 Организация и
методики исследования

2.2 Анализ и
интерпретация результатов исследования

2.3 Рекомендации для
учителей коррекции девиантного поведения подростков в условиях
общеобразовательной школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Девиантное поведение – это сложный
социальный и психолого-педагогический феномен, который выходит далеко за рамки
одной науки и является территорией изучения наук, объектом которых является
человек, и которая в силу сложности поведенческих нарушений требует хорошо
организованной системы воздействий.

Анализ причинных факторов
девиантного поведения в течение многих тысячелетий неизменно остается в центре
интересов отечественных и зарубежных исследований в различных кругах научного
познания: социологии, психологии, педагогики, медицины, психиатрии, права.

Анализируя
социально-педагогические детерминанты девиантного поведения, следует, прежде
всего обратить внимание на социально-экономические устройство общества,
политические, экономические проблемы, общественной морали и нравственные
ценности, присущие обществу в переходный, кризисный период, на семью,
общеобразовательное учебное заведение, неформальные группировки.

Проблема девиантного
поведения несовершеннолетних и возникновения причин такого поведения, его
коррекции занимает ведущее место в научных разработках как отечественных
ученых, так и зарубежных: юридическое направление (Ю. Антонян, С. Бородин, К.
Игошев, В. Кудрявцев, В. Кривуша, В. Тюрина) исследует сущность, причины,
условия противоправного поведения несовершеннолетних, определяет формы, методы
превентивного воздействия на девиантное поведение; изучение негативного
поведения и технологий его преодоления (А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, Э. Дюркгейм,
Ч. Ломброзо, Р. Мертон, А. Райх, К. Роджерс, В. Франкл, Фромм, К. Хорни,
Р. Шварц, Б. Штольц и др.), современные исследования девиантного поведения
школьников и его причин (И. Данченко, А. Змановскяа, Ю. Клейберг, И.
Козубовский, В. Кондрашенко, Т. Малыхина, С. Немченко, Н. Онищенко, В.
Оржеховский, Л. Семенюк, В. Терещенко).

Объект исследования
‒ девиантное поведение подростков.

Предмет исследования
‒ психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях
общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования
‒ успешная коррекция девиантного поведения подростков в условиях
общеобразовательной школы возможна при условии разработки и реализации системы психолого-педагогической
коррекции.

Цель работы
‒ выявить особенности психолого-педагогической коррекции девиантного поведения
подростков в условиях общеобразовательной школы.

Задачи работы:

1. Рассмотреть возрастные
характеристики подростков.

2. Описать сущность
девиантного поведения.

3. Рассмотреть специфику
коррекции девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.

4. Провести экспериментальную
работу по коррекции девиантного поведения подростков в условиях
общеобразовательной школы.

5. Разработать рекомендации
для учителей коррекции девиантного поведения подростков в условиях
общеобразовательной школы.

Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; тестирование;
количественный и качественный анализ результатов.

Экспериментальная база исследования:
________________________

_____________________________________________________________.

Теоретико-методологическую
базу исследования составили труды таких исследователей, как
А.И. Болтунова, Н.С. Валова, И.В. Данькова, И.А. Крюкова,
Н.В. Скрипкина и др.

Практическая значимость
работы состоит в том, что собранный нами материал может быть
использован в дальнейших разработках данной проблемы; результаты проведенного
экспериментального исследования могут послужить основанием для разработки
системы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения подростков в
условиях общеобразовательной школы; разработанные нами рекомендации для
учителей коррекции девиантного поведения подростков в условиях
общеобразовательной школы могут быть использованы в работе педагогов с
подростками с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы.

Апробация результатов
исследования осуществлялась ____________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________.

Структура работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и
библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подростковый возраст
является достаточно сложным и противоречивым периодом в жизни человека,
нуждающегося в постоянном психологическом сопровождении.

Девиантным поведением
является такое поведение человека, которое не соответствует нормам и ролевым
ожиданиям, которые приняты в обществе.

Девиантное
поведение – один из видов отклоненного поведения, связанный с нарушением
возрастных социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных
отношений и половозрастных группировок. Типичными проявлениями девиантного
поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые
поведенческие реакции. Сущность девиантного поведения состоит в том, что
человек не соблюдает требования социальной нормы, выбирает отличный от
требований нормы вариант поведения в той или иной ситуации, что ведет к
нарушению меры взаимодействия личности и общества, группы и общества, личности
и группы.

Чаще
девиантным подросток становится по собственным мотивам, которые как правило, не
осознаются или искажаются благодаря влиянию разнообразных негативных социальных
явлений, неправильному воспитанию в семье, педагогической запущенности или
обострению противоречий, характерных для подросткового периода развития.

Причины
возникновения девиантного поведения личности происходит под влиянием неблагоприятных
социально-экономических, политических факторов и определяется биологическими,
индивидуально-психологическими, социальными и педагогическими причинами.

Учитывая высокий уровень
девиантного поведения среди подростков, есть все основания считать, что
изучение причин и особенностей коррекции девиантного поведения, его
диагностика, обоснование адекватных способов коррекционного воздействия
является проблемой не только теоретической, но и прикладной, и нуждается в
разработке экспериментальных исследований, которые позволили бы выявить условия
коррекции девиантного поведения подростков.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Возрастные характеристики подростков Нередко подростковый
возраст характеризуется серьезными изменениями в поведении и характере ребенка.
Данный параграф нашей работы посвящен рассмотрению основных психологических
особенностей детей подросткового возраста.

Подростки занимают
промежуточное место между детьми и взрослыми. Многим из них еще свойственна
инфантильность наряду со стремлением казаться и быть взрослыми. Дети
подросткового возраста направлены на поиск и познание самих себя. Это период,
когда подростки обретают психологическую независимость, а также проверяют
собственные силы и возможности[1]. В связи с этим можно
говорить о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся в его положении
между двумя культурами – миром детей и миром взрослых.

Подростковый максимализм
– это одна из основный психологических черт данного возраста, выражающаяся в
том, что подросткам хочется сразу все и сразу, в нежелании идти на компромиссы.
Данная специфическая черта возраста является свидетельством поиска подростками
границ их возможностей, которые определяются в поисках себя[2].

В
подростковом возрасте активно происходит личностное развитие, в особенности
развитие самосознания. Происходит формирование самооценки и уровня притязаний,
непосредственно связанного с самооценкой.

В основе
формирования самооценки подростка находится его оценивание окружающими: при
наличии объективной оценки формируется адекватная самооценка, или же наоборот[3].

Для
подростков стремление к самоутверждению – это один из самых главных аспектов становления
их как личности. Они также хотят быть признанными окружающими. В связи с этим
шокирующие взрослых способы самовыражения подростков очень часто происходят к
конфликтам с родителями и учителями, увеличивается количество асоциальных
поступков. Все это, в свою очередь, обусловливается неумением большинства
подростков осуществлять эффективное общение с окружающими.

Л.И.
Божович, Н.Л. Володина и Л.И. Максименкова считают, что важнейшим
новообразованием подросткового возраста, способствующим дальнейшему развитию
личности, является стремление к «взрослости», и, как следствие этого, реальное
несоответствие «желательной взрослости» и поведения в конкретный возрастной
период[4].

По мнению исследователей
(А.И. Болтунова[5],
И.А. Крюкова[6],
М.Н. Соибназарова и З.А. Санакулова[7]), в подростковом возрасте
для детей важную роль играет общение, построение которого происходит на основе
двух противоречивых потребностей:

1) индивидуальное
отделение от взрослых;

2) принадлежность к
определенной группе друзей.

У многих подростков,
принадлежащих к различным группам, формируется так называемое стадное чувство,
вытекающее из потребности в общении. Без своего общества такие подростки не
могут прожить[8].

Как правило, подростки
еще живут со своими семьями. Семейное «Мы» – первая группа, принимаемая в
детстве a priori, как данность. Однако подросток, набираясь опыта жизни,
открывает для себя всевозможные семейные отношения, отличающиеся от
родительской семьи. Наряду с этим в данный возрастной период у детей появляется
потребность отделить свое «Я» от семейного «Мы». Переоцениваются семейные
отношения[9].

Как отмечает Л.
Орбан-Лембрик, для подросткового возраста характерен выход на первый план
отношений со сверстниками, друзьями. При этом отношение со взрослыми отходят на
задний план. В связи с эти подростки стремятся реализовать свою потребность в
расширении социальных связей. В общении со сверстниками подростки получают
поддержку и могут добиться самовыражения, а также пытаются получить признание
своей социальной значимости. То есть, хоть внешне ситуацию похожа на стремление
к построению взаимоотношений со сверстниками, все же основной причиной является
психологическая ориентация на отношения с близкими. Однако, наблюдая проявление
со стороны взрослых безразличие и даже раздражение, подростки расширяют свой
круг общения со сверстниками. Так формируется их собственный социум, основа
которого ‒ это социальные контакты и связи[10].

Важной для подростков
остается игровая деятельность. Игра выступает как специфическая форма познания,
труда, общения, спорта, искусства и т.д. и одновременно как сложная система,
интегрирующая в себе три [1]Смирнова
Т.С., Ручкина А.А. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте
// Молодой ученый. 2016. №4. С. 706-708. [2]Левицкая
Л.В., Чернова А.А. Психологические особенности подросткового возраста и их
влияние на переживания стресса // Молодой ученый. 2016. №9. С. 1036-1039. [3]Клейберг
Ю.А. Психология девиантного поведения: учебн. пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера,
2003. 160 с. [4]Божович
Л. И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды. / Под ред. Д. И.
Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: МПСИ; Воронеж:
МОДЭК, 2001. 349 с.;
Володина Н.Л. Трудности подросткового периода. URL:
http://5ka.su/ref/psihologiya/0_object73297.html (дата обращения: 21.02.2022);
Максименкова Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение
детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации: учебно-методическое
пособие. Псков: Псковский государственный университет, 2013. 400 с. [5]Болтунова
А.И. Особенности межличностного общения среди подростков // Молодой ученый.
2014. №1. С. 492-494. [6]Крюкова
И.А. Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе //
Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 507-509. [7]Соибназарова
М.Н., Санакулова З.А. Некоторые психологические проблемы общения в подростковом
возрасте // Молодой ученый. 2016. № 5 (109). С. 737-739. [8] Болтунова А.И. Особенности
межличностного общения среди подростков // Молодой ученый. 2014. №1.
С. 492-494; Крюкова И.А. Взаимодействие подростков со сверстниками в
общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 507-509;
Соибназарова М.Н., Санакулова З.А. Некоторые психологические проблемы общения в
подростковом возрасте // Молодой ученый. 2016. № 5 (109). С. 737-739. [9]Орбан-Лембрик
Л.Е. Социальная психология. Учебник: В 2кн. К.1 Социальная психология личности
и общения. К.: Просвещение, 2004. 576 с. [10] Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная
психология. Учебник: В 2кн. К.1 Социальная психология личности и общения. К.:
Просвещение, 2004. 576 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы