Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психология общения со сверстниками в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретическое изучение особенностей самооценки и отношения к окружающим в
подростковом возрасте. 7
1.1. Особенности развития личности в
подростковом возрасте. 7
1.2. Факторы формирования самооценки
в подростковом возрасте. 14
1.3. Особенности отношения к людям в
подростковом возрасте. 18
Выводы по
главе 1. 27
Глава 2.
Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и отношения к окружающим
подростков. 29
2.1.
Организация и методы исследования. 29
2.2. Анализ и
интерпретация полученных результатов. 31
2.3.
Рекомендации для психологов и педагогов по построению эффективных межличностных
отношений подростков. 39
Выводы по
главе 2. 52
Заключение. 53
Список
литературы.. 56
Приложения. 62
Введение:
Актуальность исследования.
В
период подросткового возраста формирование такого качества как самооценка
представляется в группе социально важных, поскольку оказывает влияние на
реализацию личности в социуме, построение межличностных отношений, достижений в
поставленных целях и т.п. Помимо этого, усиление личностного
подхода в психологии способствовало развитию понятий, которые отражают такие
аспекты сферы развития личности, ранее остававшиеся за рамками психологического
анализа. Такие авторы как М. Бубер, У.Джеймс, Ч. Кули, И.С. Кон, Б.Г. Ананьев,
М.М. Бахтин и др. предлагают рассматривать важный социально-психологический
аспект личностной идентичности и формирования самооценки в рамках проблемы
отношений со значимыми другими.
Определяя
понятие отношений, следует сказать, что под ними необходимо понимать
субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые обективно
проявляются в характере и способах взаимного влияния людей в процессе
совместной учебной деятельности и общения. Подростковый период – это возраст, когда происходит
значительное расширение круга общения. По утверждению авторов Мухиной В.С.,
Гамезо М.В., Петровой Е.А., Хухлаевой О.В., на подростковый возраст приходится
так называемый пик межличностного общения.
Возникновение и сложение отношения к окружающим основывается
на определенных чувствах, которые проявляются у людей по отношению друг к
другу. Эмоции и чувства исполняют регулирующую функцию при взаимодействии между
людьми посредством того, что являются нормой поведения и наряду с этим
проявляются как готовность действовать конкретным образом по отношению к
определенному человеку.
Поэтому
важное внимание при исследовании социально-психологического изучения группы или
коллектива уделяется вопросам взаимоотношения в них. Проблема малой группы
считается одной их хорошо разработанных проблем социальной психологии. Интерес
к изучению малых группы существует давно в педагогике и психологии, и возникает
после постановки вопросов взаимоотношения личности и общества.
Исследованиями
малых групп занимались многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых М. Шериф, Г. Колии, Дж. Морено,
Г.М. Андреева, К.Е. Данилин, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и др. В
представлениях данных исследователей, группа является нечто большим, чем
случайным соединением людей, которые разделяют какие-либо общение цели и
ценности. Это приводит к тому, что группу и процессы в ней, по мнению
исследователей, важно изучать самими по себе.
Определяя актуальность проблемы отношений в подростковом
возрасте, необходимо отметить, что в этот возрастной период идет определение
особенностей отношений личности с окружающими, влияющие при этом на развитие
самооценки, становление индивидуальности, когда в действиях личности
формируется совокупность норм и правил поведения, а личность утверждает свое
место в обществе. Тем самым проблема
исследования заключается в определении взаимосвязи уровня самооценки и типом
межличностных отношений у подростков.
Объект исследования – самооценка подростков.
Предмет исследования — взаимосвязь между самооценкой подростков и
типом их межличностных отношений. Целью исследования является определение взаимосвязи
между самооценкой подростков и типом их межличностных отношений. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основе анализа
научной литературы раскрыть особенности развития самооценки и построения
отношения к окружающим в подростковом возрасте.
2. Эмпирически проверить
особенности взаимосвязи самооценки и типом межличностных отношений в подростковом возрасте.
3. Разработать проект социально-психологического
тренинга с подростками по повышению самооценки. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует
взаимосвязь между уровнем самооценки подростков и типом их отношения к
окружающим: — подростки с низкой самооценкой будут иметь «зависимый – послушный» тип взаимоотношений
— подростки с адекватным уровнем самооценки будут иметь «сотрудничающий – конвенциальный» тип взаимоотношений
— подростки с высоким уровнем самооценки будут иметь «властный – лидирующий» тип взаимоотношений.
Методологическая основа исследования заключается в совокоупности философских,
социально-психологических и педагогических положениях, которые раскрывают
сущность психологии межличностных отношений:
— теория
развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И, Божович, Л.С.
Выготский, С.Л. Рубинштейн);
—
проблема самосознания и самооценки личности (И.С. Кон, Я.Л. Коломинский, А.Н.
Леонтьев, Э. Эриксон);
—
особенности подросткового возраста (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Д.И.
Фельдштейн).
Методы
исследования:
1. Теоретический (анализ,
синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический
(анкетирование, тестирование подростков)
3. Количественный и
качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость
исследования заключается в разширении и уточнении представлений об отношении к
окружающим в подростковом возрасте. Теоретические и экспериментальные
результаты имеют значимость для психологии личности.
Практическая значимость
представляет тем, что полученные в ходе эмпирического исследования данные, дают
возможность определить пути оптимизации проблемы межличностных отношений в
малых группах. Результаты исследования могут применяться в практике работы
психологов с целью диагностики особенностей отношения к окружающим в
подростковом возрасте.
Структура
работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, цель
исследования заключалась в изучение взаимосвязи между уровнем самооценки и
типом отношения к окружающим в подростковом возрасте. Для этого было проведено
экспериментальное исследование с подростками в количества 30 человек,
обучающихся в 10-м классе Нефтеюганского районного муниципального
общеобразовательного бюджетного учреждения «Пойковская средняя
общеобразовательная школа №2».
На первом
этапе исследования была проанализирована научная литература и раскрыты
особенности развития самооценки и особенности формирования отношения к окружающим
в подростковом возрасте. В ходе анализа мы пришли к следующим выводам:
1. Подростковый
возраст является важным моментом становления личности и ее физических и
психологических особенностей. Подростковый возраст характеризуется частичным
разрушением личностной целостности посредством быстрых качественных изменений в
телесном облике, сексуальном развитии и мышлении. Это определяет, что особое
место для подростка, занимает поддержка родителей и окружающих, для его
временно ослабевшего «Я» посредством удовлетворения потребности в любви и
принятии. Важно, что в подростковом возрасте происходит существенное развитие
рефлексии в определенных условиях, среди которых на первый план выходит
удовлетворение потребности подростка в самораскрытии. Имея ярко выраженные потребности
и мотивы, человек становится субъектом своей жизнедеятельности и может
полностью принимать ответственность за свое развитие. Подростковый возраст
важен для становления данного компонента, так как одним из новообразований
данного возрастного периода является личностное самоопределение, когда
подросток начинает формировать умение делать выбор и нести за него
ответственность.
2. Изучение
природы межличностных отношений непростая задача. Особенно сложно решаема в подростковых
коллективах. В своей работе мы попытались решить проблему отношения к
окружающим среди подростков, а именно те аспекты, которые влияют на
формирование межличностных отношений. Это и статусное положение внутри группы, и
самооценка.
3. Самооценка
является важным фактором, особенно в подростковом возрасте. В этот период
подростки могут чувствовать себя одинокими и думать, что им некому помочь в
решении их проблем. Точно так же подростковый возраст — это период, когда люди
решают жизненно важные темы. В свете вышеизложенной информации можно
констатировать, что самооценка подростков может меняться или отличаться из-за
их взаимоотношений со сверстниками. Жертвы могут включать вредные мнения в свою
самооценку, что приводит к обесцениванию их самооценки и дальнейшему
социальному отчуждению от сверстников. Подростки с низкой самооценкой чаще
становятся жертвами, чем подростки с высокой самооценкой. Объяснение этой
предсказательной взаимосвязи может заключаться в том, что подростки с чувством
заниженной самооценки привлекают негативное внимание сверстников, провоцируя
определенное агрессивное поведение со стороны других
На втором этапе исследования проводилась диагностика, направленная на
изучение наличия взаимосвязи между самооценкой и типом отношения к окружающим.
Для этого использовались две методики: изучение уровня самооценки (С.В. Ковалёв) и опросник определения типа взаимодействия (Т.В.
Лири). Полученные результаты привели нас к следующим выводам:
1. 24%
подростков имеют высокую самооценку, 34% –
среднюю, а 42% — низкую.
2. Для подростков с
высокой самооценкой характерно наличие такого
типа взаимодействия как «властный –
лидирующий», для подростков со средним уровнем самооценки – «сотрудничающий –
конвенциальный», для подростков с низким уровнем самооценки – «зависимый –
послушный» и «покорный – застенчивый».
3. Опираясь
на полученные результаты, были разработаны ряд рекомендаций и проект программы
тренинга, направленный на формирование позитивной самооценки, которые помогут,
в свою очередь, сплотить коллектив, сделать отношения подростков более
дружественными, открытыми, немного разрядить внутреннюю атмосферу и усилить
эмоциональный компонент.
Подводя итог, отметим,
что цель работы достигнута, задачи решены, а гипотеза полностью нашла свое
подтверждение, так как подростки
с низкой самооценкой имеют «зависимый
– послушный» тип
взаимоотношений, подростки с адекватным уровнем самооценки имеют «сотрудничающий – конвенциальный» тип взаимоотношений, а подростки с
высоким уровнем самооценки проявляют «властный – лидирующий» тип взаимоотношений.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретическое изучение особенностей самооценки и отношения к окружающим в
подростковом возрасте
1.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте
Подростковый возраст
является первой возрастной ступенью перехода от детства к зрелости.
Качественные изменения, происходящие в интеллектуальной и эмоциональной сферах
личности подростка, порождают новый уровень его самосознания, потребность в
самоутверждении.
В научных источниках
можно найти разные точки зрения относительно понятия подросткового периода. Но
если рассматривать их в совокупности, то с одной стороны акцент делается на
идее перелома, когда происходят внезапные изменения прежде всего в деятельности,
развития личности, которые порождают значительные изменения в мировоззрении,
мышлении и представлении, необходимые, а с другой — понимание подросткового
кризиса как психологического отклонения, которое несет притом страдания,
подавленность, страх, тревожность.
Описание пубертатного
периода имеет большую историю. Впервые, кто охарактеризовал проблему
подросткового возраста был Ж-Ж. Руссо. Похожие представления, но уже в
современной психологии были описаны С. Холлом в начале ХХ в., который является
автором первой основополагающей работы о подростковый возраст. Основу
подросткового возраста он охарактеризовал как «кризис самосознания». Автор
говорил о том, что, только преодолев этот кризис, подросток приобретает чувство
индивидуальности. А пока это не наступило, он будет находиться в состоянии
поиска своего «я», ему будет свойственна неустойчивость, которая проявляется во
многих моментах. Например, высокая активность меняется ослаблением,
самоуверенность меняется застенчивостью, эгоизм может переходить в альтруизм и
т.п. [5, с. 67].
Сильное влияние на теорию
переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник — З. Фрейд, который
выдвинул целый ряд положений о природе подростковой и юношеской сексуальности,
эмоциональных процессов личности. Согласно научных трудов Фрейда, все люди в
раннем подростковом возрасте проходят через «гомосексуальный период», когда
всплеск сексуальной энергии подростка скоординированный на человека своего пола
(одногодку или старшего). Он предпочитает общению со сверстниками своего пола и
только постепенно объектом энергии либидо становится лицо противоположного пола
[44, с. 52].