Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология и педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психология детско-родительских отношений в семье

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы изучения детско-родительских отношений в семье 5

1.1. Содержание и сущность, понятия детско-родительских отношений 5

1.2. Характеристика детско-родительских отношений в семье 12

Выводы по 1 главе 20

Глава 2. Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семье…………………………………………………………………………………21

2.1. Организация и методы исследования 21

2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 23

Выводы по 2 главе 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что отношения между родителем и ребенком это всегда диада, и каждая сторона в этой диаде проявляет определенные чувства, эмоции в общении, взаимодействии.

Семья как институт первичной социализации для ребенка с ограниченными возможностями играет особую роль, а поддержка семьи (материальная, бытовая, психологическая) является решающей для выживания в сложном современном мире. Значимую роль при воспитании ребенка играет фактор родительского отношения к возможностям ребенка: вера или неверие в его собственные силы, ум, способность принимать жизненные решения.

Отмечается важность изучения семьи как целостного феномена, с учетом взаимодействия, разворачивающегося в детско-родительской подсистеме: М. И. Алексеева, Э. Берн, Дж. Боулби, Т. В. Буленко, Г. Я. Варга, В. А. Васютинский, Я. А. Гошовский, А. Джерсильд, Э. Г. Эйдемиллер, М. Эйнсворт, Г. В. Ивончик, З. Г. Кисарчук, М. Кляйн, В. В. Ковалев, М. Е. Мьягер, А. И. Пенькова, Л. П. Синютка, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, Т.М. Титаренко, А. Фрейд, В. В. Юстицкис и др. Детско – родительские взаимоотношения, во всех исследованиях, являются одним из ведущих факторов развития свойств личности ребенка. Неблагоприятные семейные условия обуславливают возникновение нарушений у ребенка, неадекватную самооценку, деструктивные межличностные отношения. Детско-родительские отношения являются сложной структурой взаимодействия детей и родителей и формируют образ семьи у детей.

Существует множество факторов, от которого зависит развитие ребенка: состав семьи, стиль родительского воспитания, межличностное общение между всеми членами семьи. Если все эти факторы позитивные, то развитие ребенка будет позитивным, а вот дестабилизация детско-родительских отношений приводит к нарушению развития ребенка, что влечет за собой вспышки агрессии, тревожность.

В данной работе представлена попытка определить психологические особенности детско-родительских отношений.

Объект исследования – детско-родительские отношения в семье.

Предмет исследования – специфика детско-родительские отношения в семье.

Цель исследования – изучить особенности детско-родительские отношения в семье.

Гипотеза исследования: особенности эмоционально-личностного развития ребенка зависят от стиля семейных отношений.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть содержание и сущность, понятия детско-родительских отношений.

2. Изучить особенности детско-родительские отношения в семье.

3. Провести эмпирическое исследование особенностей детско-родительские отношения в семье.

Методы и методики исследования:

1) теоретические методы: это анализ психолого-педагогической литературы и методы сбора эмпирических данных;

2) эмпирические методы: тестирование, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования;

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что основные выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в деятельности практических психологов по вопросам оптимизации детско-родительских отношений.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Наша работа имела в фокусе внимания детско – родительские отношения, которые являются одним из ведущих факторов развития свойств личности ребенка. Неблагоприятные семейные условия обуславливают возникновение нарушений у ребенка.

По результатам изучения литературы и проведения эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:

Родительское отношение – это целостная система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.

В основе взаимоотношений в системе «родители – ребенок» лежит осознанная или неосознанная оценка ребенка родителями, которая выражена в стилях воспитания в виде определенных поведенческих стереотипов, отношений, согласно выработанным нормам и взглядов и особенностей отношения родителей (матери, отца) к ребенку.

Мы рассмотрели некоторые подходы к классификации детско-родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей, целей. Таким образом, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения

В дошкольном возрасте появляются такие новообразования: эмпатия и адекватная реакция на поведение, отношения, эмоциональные состояния родителей. Дети умеют определять свои направления эмоций и эмоциональных отношений на значимого взрослого, учатся видеть и понимать моральные нормы и правила. Так, для новорожденного важнейшими эмоционально творческими факторами являются непосредственный контакт с матерью и условия удовлетворения основных потребностей. В старшем дошкольном возрасте ведущими выступают условия невербальной коммуникации с родителями и окружением, эмоциональный климат, благополучие в семье.

Влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка очевидна. Семья для ребенка является микромиром его социализации, эмоционального развития. Именно поэтому, правильно выбранная родительская позиция по воспитанию ребенка, считается очень важной. Стиль семейного воспитания, общение, эмоциональный контакт родителей и детей, оказывают влияние на агрессию, тревожность ребенка, и, как следствие, возникновению девиантного поведения.

Семья для ребенка является микромиром его социализации, эмоционального развития. Именно поэтому, правильно выбранная родительская позиция по воспитанию ребенка, считается очень важной. Стиль семейного воспитания, общение, эмоциональный контакт родителей и детей, оказывают влияние на агрессию, тревожность ребенка.

По результатам исследования в детско-родительских отношениях не выявлена напряженность и конфликтность между членами семьи, что способствовало низкому уровню тревожности детей, чувства неполноценности и враждебности в семейной ситуации. У детей выявлен достаточный уровень самооценки, низкий уровень тревожности.

В детско-родительских отношениях не выявлена напряженность и конфликтность между членами семьи, что способствовало низкому уровню тревожности детей, чувства неполноценности и враждебности в семейной ситуации. У детей выявлен достаточный уровень самооценки, низкий уровень тревожности. Было выявлено, что существует прямая связь между родительским отношением и уровнем тревожности у исследуемых детей, в частности, уровень тревожности у детей повышается, когда родители применяют деструктивные стратегии.

При использовании конструктивных стратегий уровень тревожности у детей в пределах нормального. Нами выявлено, что большинство родителей академически способных учеников первых классов используют стратегию «симбиоз». Отметим, что семейные взаимоотношения имеют весомое влияние на школьную адаптацию академически способных детей к школе. Поэтому создание и развитие общего положительного эмоционального фона внутрисемейных отношений позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим и позитивным.

Установлено, что у родителей отмечается соотнесение образа детско-родительского взаимодействия и особенностей образа ребенка с реализацией реальных взаимоотношений с ним. Так, уменьшилось количество родителей с авторитарной гиперсоциализацией, отторжением, по типам «симбиоз» и «маленький неудачник». Зато значительно возросло количество родителей с таким социально желательным типом родительского отношения как кооперация.

На основании результатов исследования, можно констатировать, что у родителей, придерживающихся типа родительского отношения «Симбиоз и инфантилизация» образ родителей, следующий: добрый, любящий и играющий.

У детей выявлен достаточный уровень самооценки, низкий уровень тревожности.

Таким образом, гипотеза нашего исследования полностью подтверждена, действительно, семья влияет на личностное и эмоциональное развитие ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения детско-родительских отношений в семье

1.1. Содержание и сущность, понятия детско-родительских отношений

Во все времена развития науки, семье отводилась ведущая роль в формировании и развитии ребенка. Именно стиль отношения к ребенку со стороны родителей, его установки ценности, передавались ребенку. Именно семейное взаимодействие оказывало влияние на развитие и формирование эмоциональной сферы детей.

Важнейшими социальными функциями семьи являются воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывают семейную микросреду, образ жизни семьи, ее традиции и стиль взаимоотношений между всеми членами [1; 2; 9].

Большое значение в семейном воспитании играет выбранный воспитательный стиль.

Стиль детско-родительских отношения – это ведущий фактор взаимоотношений родителей с ребенком, который опосредует пределы и меру воспитательного воздействия, качество и тесноту эмоционального контакта, мотивы воспитания, удовлетворение потребностей ребенка, социальный контроль, запреты и ограничения, способы решения конфликтных ситуаций, учет возрастных особенностей ребенка и степени его самостоятельности и тому подобное.

Социальная детерминированность стиля отношения (установки, убеждения, потребности) допускает его изменение в ходе целенаправленного воздействия (на основе развития рефлексивных механизмов). Исследуя влияние детства на жизнь человека, в том числе и родительское, основатель транзакционного анализа Э. Берн утверждал, что именно в раннем детстве закладывается своеобразный сценарий дальнейшего поведения человека. Называя этот период «периодом сценарного программирования», ученый отмечал, что этот психологический импульс подталкивает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его собственного сознательного выбора.

Сценарий — это постоянно разворачивающийся план жизни и формирующийся еще в раннем детстве (до 6 лет) большей частью под влиянием родителей [9]. Благодаря отношению матери к ребенку, по мнению А.Я. Варга, уже к пятилетнему возрасту формируется жизненный стиль ребенка, который практически не меняется в дальнейшем [6].

На основе этого опыта отношения с матерью, входе индивидуальной интерпретации и анализа, избирается собственный путь, жизненный стиль достижения цели. Органическая слабость, распущенность и родительское отторжение ребенка могут повлиять на выбор ребенком ошибочного жизненного стиля, что, как видим, почти полностью лежит в зоне компетенции родителей.

Детско-родительские отношения можно охарактеризовать следующими детерминантами:

— эмоциональная связь между ребенком и родителями, которая проваляется в любви, заботе, внимании со стороны родителей,

— мотивация родительства: были ли родители готовы к рождению и воспитанию ребенка,

— степень участия родителей в семейном воспитании,

— внимание родителей к потребностям детей,

— стили семейного воспитания, общения,

— способы решения внутрисемейных проблем, поддержка автономии ребенка,

— социальный контроль в воспитании: основные правила, требования, способы контроля поведения ребенка, поощрения, родительский контроль,

— устойчивость, последовательность в воспитании ребенка.

Детско-родительские отношения вместе с супружескими являются основополагающими в современной семье. Они являются производными от системы внутрисемейных связей и является важным условием социальной подготовки ребенка.

Детско-родительские отношения, по определению Е.Ф. Акуловой, – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении снизу вверх (диада «ребенок – взрослый») и сверху вниз (диада «родители – ребенок»), определяемых совместной деятельностью членов семьи и общением между ними. Специфика детско-родительских отношений заключается в том, что они двусторонние, их продуктом является сформированная личность ребенка, они зависят от трех факторов, таких как родители, ребенок и культурно-исторический контекст отношений[2].

В то же время родительское отношение, по определению О.В. Булатовой, – это реальная направленность взрослого, что позволяет описывать широкий спектр отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с ней. Есть такие три компонента родительского отношения к ребенку: эмоциональный компонент, включающий все чувства, которые родители имеют в отношении ребенка, и эмоции, отражающие оценку ими своей родительской позиции; когнитивный компонент, который определяет знания, представления родителей о своем ребенке и о себе, как о носителе социальной роли отца; поведенческий компонент, который заключается в реализации определенного способа отношения к ребенку [5].

Родительская позиция — это целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, которая возникает под влиянием мотивов воспитания. Основными характеристиками оптимальной родительской позиции являются адекватность (принятие особенностей ребенка), динамичность (способность и желание изменять формы и способы взаимодействия с детьми), прогностичность (способность родителей предвидеть дальнейшее развитие своего ребенка и построение взаимодействия с ним) [10].

Детско-родительские отношения непосредственно связаны с стилем семейного воспитания.

Стили воспитания отличаются, прежде всего, по таким признакам, как требовательность и чуткость, среди них выделяют такие:

1. Гиперопека (чрезмерная опека) – данный стиль воспитания относится к дисгармоничному, т.к. при этом стиле родители проявляют зачастую чрезмерную заботу о воспитании ребенка, желанием все сделать за него, отгородить ото всех неприятностей, лишая ребенка самостоятельности. В центре семьи находится ребенок. Главная цель родительского поведения — сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо; мы, взрослые, сделаем все для этого. Такие отношения блокируют волевое развитие ученика. В результате такого стиля воспитания ребенок несамостоятелен, не решителен, пассивен, испытывает трудности в общении с одноклассниками. Школа воспринимается как источник большой тревоги и стресса, угроза привычному образу жизни и отношениям с родителями.

Из-за боязни потери авторитета родители часто снижают уровень требований к ребенку, что впоследствии может сказаться инфантильностью, эгоизмом, чрезмерной уверенностью в собственной уникальности. Чрезмерная опека родителей и возложение слишком больших надежд на будущее своего ребенка могут спровоцировать у него нерешительность, несамостоятельность, тревожность [17].

2. Авторитарный стиль характеризуется высоким уровнем требовательности и низким уровнем отзывчивости. Автократический (диктаторский) тип — это систематическое унижение со стороны некоторых членов семьи. Никаких разговоров с детьми, только приказы и насилие. Ребенок чувствует себя ущербным и никчемным, никому не нужным. Вся его независимость и инициатива исчезают. Дети приспосабливаются к таким отношениям: лгут, грубят и т.д. Все это приводит к серьезным нарушениям в школе. Дети не хотят учиться даже в первом классе. Такие семейные отношения — это отношения без общения.

Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, выступают как авторитетные фигуры, их поведение по большей части директивная и основывается на указаниях и силе, а для ребенка устанавливаются строгие ограничения.

Обвинения, замечания, наказания доминируют во взаимоотношениях родителей с ребенком при авторитарном стиле. Авторитарность характеризуется высоким уровнем контроля и отчужденностью взаимоотношений с детьми.

Слишком высокие требования, которые относятся к ребенку в таких семьях, нуждаются в максимальной мобилизации всех умственных и физических способностей. От ребенка требуют достижения успеха в разных сферах. Это становится самоцелью, но при этом страдает духовная сфера. Авторитарный стиль воспитания может привести к отклонению в поведении, особенно тогда, когда родители хотят видеть своего ребенка лидером. Под влиянием этого ребенок вырастает угрюмым, озлобленным, агрессивным, жестоким, стремится обижать слабых и беззащитных, не может испытывать ни к кому привязанности. Изучение особенностей взаимоотношений родителей и детей дает сделать вывод о том, что авторитарные родительские установки и образцы поведения затрудняют адекватное восприятие ребенком требований родителей [5].

3. Либеральный стиль воспитания предполагает низкий уровень требовательности, слабый родительский контроль, минимальное или даже вообще отсутствует наказание за плохое поведение, недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей. Либеральный стиль детско-родительских взаимоотношений характеризуется дружеским отношением к ребенку и низким уровнем контроля. Родители не знают, как живет их отпрыск, и не вмешиваются в его жизнь. В учебном процессе такие ученики довольно пассивны и не заинтересованы. Ребенок рад, что ничего не запрещено, никто его ни к чему не принуждает и у него есть свобода делать то, что он хочет. Он не нуждается, не стремится получить более высокую оценку и т.д. почему он должен стараться изо всех сил в школе, если его родителям просто наплевать? Ребенок полностью заброшен.

4. Демократический стиль характеризуется высоким уровнем требовательности и чуткости. Демократический стиль родительского отношения к ребенку является оптимальным стилем семейного воспитания и признается продуктивной тактикой формирование позитивного Я-образа и адекватной самооценки личности.

Этот тип устанавливает общие цели, как для взрослых, так и для детей в процессе адаптации к школе. В этом типе отношений семья является социальной ячейкой, частью общества. Члены семьи учитывают интересы каждого, в том числе ребенка; стимулируют инициативу и самостоятельность молодого поколения. Они обращают внимание на сверстников, которые окружают их ребенка, на его круг общения. Они живут в гармонии, сочетая разумную любовь, заботу и требовательность. Дети с таким типом отношений, как правило, легко адаптируются к школе. У них много друзей и хорошая успеваемость в классе. Таким образом, успешность адаптации первоклассника зависит от типа семейных отношений.

Таким образом, типы, очевидно, оказывают негативное влияние; снижают уровень адаптации, а именно мотивацию, самооценку, волевые качества. Только четвертый тип семейных отношений сотрудничество с демократическим стилем общения членов семьи способствует хорошей адаптации к учебному процессу и к школе в целом.

Способность любить ребенка формируется в процессе воспитания, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу чувства счастья, самореализации и самореализации [12].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы