Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психологические технологии снижения стресса у школьников выпускных классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЯВЛЕНИЕ
1.1. Психологический анализ понятия «стресс» в современных психологических исследованиях 7
1.2. Психологические и факторы развития стресса в юношеском возрасте 11
1.3. Формы, технологии и методы повышения стрессоустойчивости старшеклассников 15
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Констатирующий этап особенностей стрессоустойчивости старшеклассников 22
2.2. Постановка формирующего эксперимента: социально-психологический тренинг, как эффективное средство снижения стресса 42
2.3. Анализ результатов исследования и их интерпретация 49
Выводы по Главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Введение:
Актуальность исследования состоит в значимости полного и глубокого изучения проблемы подверженности стрессам старших школьников, как социально-психологического явления. Необходимость данного исследования продиктована не только научной новизной, но также прикладной востребованностью знаний о юношеском возрасте.
Выявление особенностей эмоциональной сферы у старшеклассников является важной проблемой, так как школьные годы являются наиболее тяжелыми по уровню получения стрессов и достаточно энергозатратными по степени стрессоустойчивости.
Изучение особенностей проявления стрессов у старшеклассников, отличаются выраженной актуальностью, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Наше исследование дополняет теорию новыми фактами об особенностях проявления стрессов старшеклассников, и восполняет существующий пробел в этом направлении.
С практической точки зрения знания об особенностях формирования стрессов у старшеклассников составляют теоретическую базу для решения психологических проблем, которые испытывают старшеклассники во время учебы, а также помогут реализовать их психологическое сопровождение.
Таким образом, проблема данного исследования, состоит в поиске ответа на вопрос: каковы психологические особенности проявления стрессов у старшеклассников.
Степень разработанности темы исследования. Развитие эмоциональной сферы играет значительную роль в процессе индивидуализации человека, становлении личности школьника. Школа для выпускника — второй дом, не заменимая школа жизни. Именно школа оказывает решающее влияние на выбор профессионального пути личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств, и чтобы фундамент этот был прочным, учебное заведение должно быть заинтересовано в каждом школьнике, в его личности, неповторимости.
Достаточно широко описаны проблемы психоэмоциональной сферы юношеского возраста в работах В.Н. Дружинина, Е.И. Захаровой, О. Нейпир, С.С. Жигалина, Л.Г. Жедуновой, М.М. Кашапова, Ю.П. Поваренкова и других.
Вопросы, связанные со стрессами, достаточно широко рассмотрены и проанализированы в работах таких ученых, как А.М. Прихожан, В.М. Астапов, Ч.Д. Спилбергер, К. Хорни, М.М. Кашапов, Г. Селье и другие. Согласно их исследованиям, под стрессами следует понимать состояние эмоционального напряжения, беспокойства, которое испытывает человек, оказавшись в условиях ожидания неприятностей, поэтому так важно, чтобы школьник получал эмоциональную поддержку, чувствовал заинтересованность к себе и своих потенциальных возможностях.
Вместе с тем, отсутствуют исследования, посвященные непосредственно всестороннему и глубокому исследованию стресса и стрессоустойчивости, психологической структуры, а также их взаимосвязи у старшеклассников учебных заведений.
Исходя из актуальности проблемы, ее недостаточной научной проработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема нашего исследования.
Цель исследования: изучить особенности стресса у старшеклассников – выпускников школ.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы стресса в отечественной и зарубежной психологии.
2. Провести сравнительно-психологический анализ проявления стресса у старшеклассников.
3. Разработать программу социально-психологического тренинга «Снизим стресс» для снижения уровня стресса у старшеклассников.
4. Сформулировать общие выводы на основе анализа результатов эмпирического исследования.
Объект исследования: стрессы в юношеском возрасте.
Предмет исследования: особенности стрессов и стрессоустойчивости у школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что особенности стрессоустойчивости обусловлены психоэмоциональной устойчивостью в юношеском возрасте, ввиду этого программа социально-психологического тренинга будет результативно в целях профилактики снижения стресса.
Научная новизна. В работе впервые подвергнута всестороннему и глубокому исследованию проблема стрессов в юношеском возрасте.
Теоретическая значимость. Полученные в научном исследовании данные расширяют теоретические представления об особенностях проявления тревожности и стрессоустойчивости старшеклассников.
Практическая значимость. Разработанная программа социально-психологического тренинга «Снизим стресс» может быть представлена в качестве стартапа в рамках психологической программы для старшеклассников – выпускников школ, а также может быть внедрена в школы как обязательная подготовка старшеклассников перед сдачей выпускных экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ).
Теоретическими ориентирами исследования являются:
— исследования стрессов, отраженные в работах Г. Селье, З. Фрейда, А. Адлера, А. Бандуры, А.А. Реана, А.М. Прихожан, Ч. Спилбергер и др.;
— работы, посвященные изучению взаимосвязи стрессов и стрессоустойчивости (З. Фрейд, А. Бандура, А.А. Тараруева, А.М. Прихожан, Е.М. Ольшанникова, Д. Ричардсон, Н.А. Ходак и др.);
— научные труды в которых отражается психическое и эмоциональное развитие юношеского возраста (Л.И. Божович, А.А. Реан, Т.П. Авдулова, А.Бандура, В.Г. Казанская и др.).
Методологическую основу исследования составили: системно-структурный подходы в психологии (Б.Г. Ананьев); психологические теории и подходы к изучению стрессоустойчивости и стрессов (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни. А. Бандура, и др.).
Методы исследования.
1. Методы теоретического анализа научной литературы по проблемам стресса и стрессоустойчивости, а также социально-психологического статуса: анализ научной литературы, синтез и обобщение данных теоретических, эмпирических исследований.
2. Эмпирические методы психологического исследования — опросники, тесты, шкалы, проективные методики, статистический анализ полученных данных.
Методики исследования:
1) методика выявления степени подверженности стрессам (Тарасов Е.А.);
2) методика на выявление личностной и ситуативной тревожности (Ч.Д.Спилбергера);
3) Методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса;
4) Тест на выявление тревожности Р. Кондаша.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 (МОБУ СОШ №5). В исследовании приняли участие 45 учащихся 9 и 11 классов. (14-16 лет).
Структура исследования: представленное исследование состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Ранний юношеский возраст – это период стремительного развития и быстрых изменений личности. Именно на этом этапе происходит становление личности как будущего специалиста. Старшеклассник неизбежно испытывает различные трудности, находясь на финальной ступени среднего образования, перед которым открываются новые горизонты и перспективы. Эти трудности могут быть связаны с множеством различных причин, касающихся и с обучением, и с личностными факторами личности старшеклассника.
Так, для старшеклассников основной причиной стресса могут послужить кардинальные перемены. Им необходимо свыкнуться с мыслью, что школа теперь останется позади, привычный ход вещей кардинально сменится (учителя, друзья, родные стены школы). Кроме этого, теряется прочность союза с бывшими одноклассниками, с привычным кругом общения. Некоторым трудно проститься с безмятежной школьной жизнью, трудно осознать, что детство уже закончилось. Для кого- то это тоже колоссальный стресс. Также причиной появления стресса может стать экзаменационная пора (согласно статистическим данным – ОГЭ и ЕГЭ основная причина развития стресса у старшеклассников).
В рамках исследовательской работы были изучены теоретические аспекты и особенности стресса и стрессоустойчивости у подростков: описание различных подходов к изучению данного проявления, как зарубежных, так и отечественных ученых; симптомы стресса; факторы возникновения и стадии развития стресса; особенности, причины, последствия стресса.
В ходе констатирующего эксперимента, в котором участвовали 35 подростков, учащихся в 9-ых и 11-ых классах, были получены следующие результаты: Высокий уровень проявления стрессоустойчивости характерен для 15,50% подростков 9-ых классов и 17,30% подростков 11-ых классов. Эти подростки достаточно успешно справляются со стрессовыми ситуациями не теряя при этом, внутренней эмоциональной стабильности. У 25,60% респондентов 9-ых классов и 27,90% респондентов 11-ых классов наблюдается средний уровень стрессоустойчивости, как развитие резистенции на фоне борьбы с нарастающими проявлениями стресса, стремление выйти из психологического дискомфорта путем нивелирования влияния внешних обстоятельств, эмоциональная дезориентация, усталость от необходимости контактировать с другими людьми (например, репетиторами), снижение заинтересованности или упрощение своих учебных обязанностей. Низкий уровень стрессоустойчивости выявлен у 21,9% среди исследуемых респондентов, что демонстрирует развитие психоэмоциональной и физической усталости, тревожно-депрессивных признаков, частичное снижение мотивации на саморазвитие, самообразование, поступательно переходящие в эмоционально-интеллектуальный диссонанс. Для данных респондентов характерны такие психоэмоциональные состояния, как эмоциональная усталость и истощение в результате накопленного стресса, или сочетания того и другого, подавленность, низкая самооценка, отсутствие мотивации к учебным обязанностям, низкая коммуникативная деятельность и продуктивность, что является препятствием на самостоятельное формирование стрессоустойчивости.
На основании полученных данных была создана программа социально-психологического тренинга для подростков 9-ых и 11-ых классов, по преодолению (снижению) стресса. Положительное влияние данной программы было оценено участниками эксперимента. Согласно статистическим данным, высокий уровень стрессоустойчивости у испытуемых (подростков 9-ых и 11-ых классов) при помощи социально-психологического тренинга повысился в среднем на 53%, а низкий уровень сократился в среднем на 41,5%.
Таким образом, экспериментально было доказано, что программа социально-психологического тренинга с использованием различных техник и упражнений будет результативно в целях преодоления и профилактики стресса у подростков 9-ых и 11-ых классов.
Реализованная программа социально-психологического тренинга положительным образом сказалась на участниках групп (подростках 9-ых и 11-ых классов), снизив общий уровень стресса, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Принимая во внимание достаточно значимые результаты опытно-экспериментальной работы, мы полагаем, что для подростков целесообразно и достаточно важно в рамках их (подразумевая выпускные экзамены и прощание со школой) учебной деятельности внедрить программу социально-психологического тренинга как обязательную часть в рамках психологической подготовки.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЯВЛЕНИЕ
1.1. Психологический анализ понятия «стресс» в современных психологических исследованиях
Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля. Проблема стресса заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, сдержанно или вовсе не проявляться.
Стресс (от англ. stress — нагрузка, давление, напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом [21, с. 220]. Таким образом, это определение отражает то, что на каждое требование среды организм реагирует особым напряжением.
При этом, стресс является одной из наиболее распространенных причин неблагополучия, страданий и неудач любого человека, потому, что современный стиль жизни — это постоянная спешка, нервы, эмоции. Ганс Селье подчеркивал, что не надо этого бояться, стресс является обязательным компонентом жизни человека. Он может как снижать, так и повышать устойчивость организма [35, с.182]. Стресс проявляется и в любви, и в творчестве, безусловно, при¬носящих удовольствие и защищающих от ударов жизни. Радость, конечно, в исключительных случаях, приводит к трагическим последствиям, в большинстве же случаев она стимулирует к жизни.
Идеи стресса очень популярны в научном мире. Термин «стресс» широко применяется в биологии, устанавливая связь между физиологическими и психологическими явлениями.
Вместе с тем, проводимые в последние десятилетия исследования в области стресса некоторым образом расширили характеристику данного понятия. Так, ученый С. Вожнер, проводя исследования в 70-е гг. ХХ в., предложил идентифицировать понятие «стресс» с понятиями «фрустрация» и «угроза» [14, с. 224].
Исследователь Д. Кокс говорит о том, что «стресс можно определить как психологическое состояние, которое является частью более широкого процесса взаимодействия между индивидуумами и их рабочей средой и отражает этот процесс» [11, с. 145].
В современной научной литературе существует значительное количество определений, отражающих различия в понимании сущности и механизмов стресса.
Ф.З. Меерсон определяет стресс как стандартную реакцию организма на любой новый фактор окружающей среды, выражающуюся активацией гипофизарно-адреналовой и адренергической систем организма и являющуюся необходимым звеном более сложного процесса адаптации [46, с.237].
А.В. Вальдман относит к стрессам только такие реакции, для которых характерно перенапряжение психологических и адаптивных процессов. Р. Лазарус различает понятия неспецифического стресса и психологического стресса, возникающего в ситуациях, представляющих в будущем опасность для человека и вызывающих стремление преодолеть угрожающую ситуацию, избавиться от опасности. Он понимает стресс как регуляционные, двунаправленные отношения: среда воздействует на индивида, а индивид в свою очередь влияет на среду, познавая ее, относясь к ней эмоционально и каким-либо образом действуя. Это состояние в большей степени продукт когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях, их адекватному выбору.
П.Д. Горизонтова дает определение стрессу как неспецифической реакции организма на действие чрезвычайного (по силе влияния на организм) раздражителя, вызывающего включение нервных и гормональных звеньев адаптации [29, с. 17].
Б.М. Федоров рассматривает стресс как генерализованную реакцию напряжения, возникающую в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний [11, с.142]. При этом в зависимости от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессорной ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов, течение генерализованной реакции варьирует, особенно в отношении вовлечения в процесс межсистемных связей целостного организма.
В психологии это понятие включает в себя понятия тревога, конфликт, эмоциональный дистресс, угроза собственному «Я», фрустрация, напряженное состояние и т. п. С середины 20 столетия и по сегодняшний день теории и модели стресса интенсивно развиваются, каждая по-своему объясняя взгляды и установки на сущность стресса, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления [18, с. 305].
Г. Селье обобщил все результаты своих исследований и пришел к выводу, что развитие стрессовой ситуации проходит три стадии, который он назвал общим адаптационным синдромом.
Стадии развития стресса:
1. Стадия тревоги — это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Такая кратковременная «встряска» организма затрагивает практически все системы органов, именно поэтому многие исследователи проблемы стресса называют эту стадию «аварийной» [15, с. 156].
Традиционно в стадии тревоги выделяют фазу шока и противошока. Как только мозг воспринимает опасность, в кровь в большом количестве выбрасываются гормоны тревоги, сердце бьется быстрее, кровь от внутренних органов устремляется к тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук и ног), печень вырабатывает больше сахара, чтобы обеспечить мышцы энергией. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Эти, а также другие сложные изменения обычно возникают мгновенно и соответствуют фазе шока. Довольно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противошока, при которой активизируются первые механизмы, снижающие воздействие стресса.
Таким образом, биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов ор¬ганизма, быстром приведении человека в состояние напряженной готовности — готовности бороться или бежать от опасности [42, с. 354].
2. Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени. На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам.
3. Стадия истощения — выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жиз¬ненных функций.
Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. На этой стадии происходят стойкие дезадаптивные нарушения, и, если стрессор продолжает действовать, организм может погибнуть.
Ганс Селье указывал на то, что не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может иметь положительную мотивирующую силу, улучшающую качество жизнедеятельности, вызывающая положительные эмоциональные реакции — эти состояния обозначают как эустресс [19, с.115].
Эустресс, вызванный позитивными эмоциями предполагает эмоциональное состояние, при котором человек осознает все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат.