Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психологические преграды на пути к карьере вокалиста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Эмоционально-психологическое состояние
вокалиста 5
1.1. Комплекс происхождения причин волнения
вокалиста 8
1.2. Психологические аспекты певческого
процесса 11
2. Актуальные
проблемы профессионального становления вокалиста на пути к карьере 16
2.1. Снятие психологических барьеров
и зажимов вокалиста 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
Вокалисты сталкиваются с рядом физических, социальных и
психологических проблем, которые необходимо преодолеть, чтобы их музыкальная
карьера была плодотворной и устойчивой. Однако музыканты подвержены высокому
риску психологического перенапряжения. Факторы психологического стресса
оказывают взаимное и синергетическое воздействие на вокалиста, поэтому
необходимо провести тщательный анализ внутренних характеристик исполнителя и
внешних требований к музыканту, чтобы разработать соответствующие меры
вмешательства.
Эмоционально-волевые качества человека развиваются гораздо менее
интенсивно. Эмоционально-волевое развитие – важное условие нравственного
развития человека. Динамика эмоционально-волевого развития личности в
современном образовании претерпевает возрастные изменения.
На развитие вокалиста влияет множество внешних и внутренних
факторов. Одним из таких факторов является концертная деятельность, в процессе
которой происходит активное эмоционально-волевое развитие исполнителя. Одним из
ярких примеров такой деятельности, которая развивает эмоциональные и волевые
качества, являются академические занятия по вокалу, которые включают
эмоциональный настрой, способность выражать и контролировать его в классе и
постоянные публичные выступления.
К сожалению, очень часто на
занятиях и на сцене исполнитель сталкивается с порабощением, которое мешает ему
передать чувства и эмоции, музыкальные образы в исполняемом произведении. Успех
вокального исполнения напрямую зависит от уровня эмоционального и волевого
развития певца.
Вокалист-исполнитель не должен терять контроль над собой, своим
голосом и действиями, его эмоции должны управляться его волей в классе и,
особенно, в концертных выступлениях. Поэтому эмоционально-волевое развитие
эстрадного вокалиста – важное направление музыкальной педагогики. Все
вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы данной работы.
Состояние и поведение вокалиста являются областью еще не до конца
исследованной и изученной. В данной работе сделана попытка разобраться в
причинах возникновения такого явления, как волнение вокалиста, выходящего на
сцену и выступающего перед аудиторией. Проанализированы психологические
преграды вокалиста.
Проанализированы пути нейтрализации отрицательных сторон состояния
вокалиста. Большой акцент в работе сделан на изучении психологического портрета
вокалиста и психоэмоциональной составляющей его личности. Выделены характерные
моменты, связанные с индивидуальными особенностями вокалиста.
Заключение:
Одним из направлений музыкальной психологии является психология
музыкальной деятельности, изучающая ее основные виды: слушание (восприятие),
исполнение, сочинение и обучение музыке. Возникновение музыкальной психологии
как отрасли знания относится к середине XIX века и связано с выделением
дифференциальной психологии в самостоятельную область науки. Изначально
деятельность ученых была направлена на изучение отдельных свойств звука
(высота, тембр, громкость) и работы слухового органа, которые считались основой
понимания более сложных психических явлений. Положительным результатом этих
исследований стало установление объективных данных о функционировании органов
чувств при восприятии различных физических объектов. Это позволило Г.
Гельмгольцу обосновать резонансную теорию слуха и обертонную теорию тембра, Э.
Веберу и Г. Фехнеру сформулировать основной психофизический закон.
В дальнейшем внимание музыкальных психологов было привлечено к
исследованию. музыкального слуха (О. Абрахам, К. Штумпф, Ф. Брентано), а затем
изучени музыкальных способностей (К. Штумпф, К. Сишор, В. Н. Мясищев) и
музыкального восприятия. Сложность развития музыкальной психологии заключается
в отсутствии исследователей, сочетающих профессиональную музыкальную и
психологическую подготовку, а также в отсутствии адекватных предмету
исследования методов.
Музыкальное исполнение – это творческий процесс воссоздания
музыкального произведения посредством исполнительского мастерства. Объективно
существуя в виде нотной записи, музыкальное произведение обретает свое
настоящее звучание и, главное, свое социальное существование только в процессе
исполнения, своей художественной интерпретации. В нотной записи, выполняющей
лишь семиотические функции и фиксирующей только сочетание высоты и ритмических
соотношений звуков, композитор фиксирует определенное художественное
содержание. Интонация музыкального текста, его интерпретация – акт творческий.
В зависимости от интонационной манеры исполнителя, в силу его творческой
личности, степени чувствительности к восприятию музыки возможно разное
раскрытие образного содержания и эмоциональной структуры (Л. Л. Бочкарев).
Интерпретация – это художественная истолкование певцом,
инструменталистом, дирижером, камерным ансамблем, хором музыкального
произведения в процессе его исполнения, раскрытие идейно-образного содержания
музыки выразительными и техническими средствами исполнительского искусства.
Интерпретация зависит: от эстетических принципов школы или направления, к
которому принадлежит художник; а также от индивидуальных особенностей музыканта.
Обращение к научному исследованию проблемы
психолого-педагогической подготовки студентов-вокалистов к концертному
исполнению представляется актуальным и логичным, так как такое выступление
является не только результатом работы по конкретной исполнительской программе,
но и показателем качества исполнительского уровня и общепрофессиональной
подготовки. Для процесса психолого-педагогической подготовки исполнителей
вопрос об иерархии составляющих его компонентов чрезвычайно важен. Если общая
профессиональная подготовка находится на более высоком иерархическом уровне, то
подготовку концертных программ следует рассматривать как средство достижения
этой цели. В том случае, если готовность концертной программы ставится выше по
иерархии, процесс психолого-педагогической подготовки вокалиста должен
строиться в направлении качественной проработки определенного набора таких
программ и общепрофессиональной подготовки, следует рассматривать как
вспомогательное средство для этого.
Фрагмент текста работы:
1. Эмоционально-психологическое
состояние вокалиста
Вокалист – профессия, которая подразумевает исполнение роли певца
в музыкальном коллективе. Уроки пения помогут каждому человеку получить
необходимые знания для начала или успешного продолжения карьеры вокалиста. С
помощью полученных знаний можно научиться правильно и красиво петь любые, даже
самые сложные вокальные партии [3, 78-79]
Физический акт пения происходит, когда воздух проходит через
гортань, горло и рот, и интересно отметить, что вокальный резонанс при пении
затрагивает семь областей человеческого тела: грудь, трахейное дерево, гортань,
глотку, ротовую полость, носовую полость и пазухи.
История пения восходит к самым ранним свидетельствами человечества
(800 г. до н.э.), и считается, что песни использовались еще до появления
современных языков. В западной культуре до четырнадцатого века певцы часто пели
только в церквях. Рост числа опер и представлений после этого заложил основу
для сегодняшних профессиональных певцов.
Вокалист – это артист или исполнитель, который создает вокальную
песню, используя различные техники и тренировки. Певцы часто практикуются
ежедневно. Певцы могут писать свою музыку или петь музыку, написанную другими.
Помимо пения, певцы могут работать учителями музыки или голосовыми тренерами.
В процессе обучения рассматривается несколько основных певческих
голосов. Они имеют главные отличия по половому признаку. Чаще всего выделяются
по три вида голоса у мужчин и женщин. Каждый из них имеется особые отличия, что
делает их собственников исполнителями в строго отведённом жанре. Научиться петь
можно только у квалифицированных специалистов, занимающихся постановкой голоса,
его развитием и усовершенствованием. Задаваться вопросом о выборе учителя
необходимо всем, кто решил связать свою жизнь с этим творческим направлением.
На сегодняшний день немало частных школ предлагают подобные услуги, персонал
которых за дополнительную плату сможет ещё более грамотно обучить будущего
певца [13].