Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психологические особенности виртуального общения. Проблема пренебрежения реальным общением в пользу коммуникаций с использованием сети Интернет. Фаббинг и его влияние на межличностные отношения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1 Теоретическое определение понятия общения. Проблема пренебрежения реальным
общением. Фаббинг. 5

1.1.
Определение понятия общения в психологии. 5

1.2.
Особенности виртуального общения. 7

1.3.
Фаббинг. Влияние пренебрежения реальным общением на межличностные отношения. 10

Глава
2. Эмпирические исследования явления фаббинга. 14

2.1.
Обзор современных исследований. 14

2.2.
Метод исследования. 18

2.3.
Результаты исследований и обсуждение. 19

Выводы.. 26

Заключение. 28

Библиография  29

  

Введение:

 

За последние десятилетия жизнь людей подверглась многим
изменениям, одни из них является технический прогресс, который затронул самые
различные области повседневной жизни. Появление все большего количества
технических новик, расширение виртуального пространства, несомненно оказывает
существенное влиянии на жизнь. В течении многих столетий способы хранения и
передачи информации и другие аспекты жизнедеятельности, практически не
подвергалась существенным изменениям. За последние же столетие произошли качественные
изменения образа жизни, как в бытовом плане, так и в плане коммуникации у
людей, появляются изобретения, которые постепенно изменяют распорядок дня и
способы передачи информации.

С появлением все новых и новых технологий таких как:
телевиденье, телефон, холодильник, фотоаппарат и т.п., человек сильно поменял
свой привычный распорядок дня, а также приобрел новые и крайне необходимые
навыки для жизни в современном обществе. Также, стоит отметить, что с
появлением новых технологий произошли качественные изменения не только в
усовершенствовании имеющихся навыков и приобретении новых, но и в
психологическом плане произошли колоссальные изменения в жизнедеятельности
субъектов.

Одним из новшеств современного мира, который внес огромные
коррективы в повседневную жизнь, стало появлении всемирной паутины «Интернет»,
которая со временем стала неотъемлемой частью жизни каждого. Последствия
появления интернета в жизни человека до сих пор неясны. На первый взгляд данный
технологический прорыв способствует расширению коммуникативных связей, что
положительно влияет на качество жизни человека в социуме. Но с другой стороны,
мессенджеры, социальные сети и любой другой вид общения в интернете
способствует увеличению отчуждѐнности между людьми, для общения или передачи важной
информации теперь не требуется личная встреча, а потребность в общении
удовлетворяется с помощью виртуального общения, что оказывает негативное
влияние на эмоциональную сферу индивида.

Анонимность общения влечет за собой целый ряд последствий.
Так в коммуникации посредством Интернет теряют свое значение невербальные
средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует
возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие
участников коммуникации в акте общения приводит к тому, что чувства можно не
только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые
человек в данный момент не испытывает.

Исходя из вышеназванных особенностей вытекает проблема
виртуальной идентичности. Восприятие человека человеком в Интернет оказывается
отделенным от базовых категорий социального познания, которые выражены во
внешнем облике, таких, как пол, раса, возраст и принадлежность к определенному
социальному слою.

Теоретико-методологической основой работы являются труды
таких ученых, как А.Е.Личко, Д.И.Фельдштейн, Н.В. Чудова, Ю.В. Фомичева, А.Г.
Шмелев и И.В. Бурмистров, Ш. Теркл.

Объектом исследования является виртуальное общение, а его
предметом – психологические особенности виртуального общения.

Цель исследования – проанализировать психологические
особенности виртуального общения.

Задачи исследования:

— изучить понятие общения в психологии;

— рассмотреть особенности виртуального общения;

— проанализировать фабинг и влияние пренебрежения реальным
общением на межличностные отношения;

— провести обзор современных исследований;

— провести собственное исследование.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Технологический прогресс, цифровизация современного общества
направлены на изменение качества жизни человека в лучшую сторону. Создание
новых гаджетов, использование интернет-технологий ориентированы на расширение
возможностей человека. Виртуальное пространство создает потенциальную
возможность для общения с любым человеком земного шара, который в это
пространство включен посредством Интернета. Смартфон, совмещающий в себе
функции телефона, компьютера и других гаджетов, позволяет человеку практически
не выходить из виртуального пространства, если есть покрытие сотовой сети.

Исследователи уделяют фаббингу особое внимание, поскольку
это явление приобретает все большую популярность. Фаббинг распространяется на
все сферы межличностных отношений (дружеские, партнерские, детскородительские).
Наиболее широкое распространение это явление приобрело в подростковой среде,
так молодые люди все чаще выбирают электронные устройства, а не живое общение
со сверстниками и родителями.

В то же время все более остро встает проблема возникновения
новых форм зависимого поведения и угрозы благополучию человека от чрезмерного
использования гаджетов, Интернета и компьютеров. Телефон используется как
инструмент ухода от одиночества. У людей, зависимых от телефона, наблюдались
тревожность, беспокойство и депривационные расстройства, когда они были
разделены с собственными гаджетами. В зарубежных исследованиях активно
разрабатывается тема компьютерной зависимости, интернет-зависимости . Выявлено,
что нарушения самоконтроля поведения в отношении использования компьютера и
интернета приводит к ухудшению самочувствия и дистрессу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретическое определение понятия общения.
Проблема пренебрежения реальным общением. Фаббинг

1.1. Определение понятия общения в психологии

Общение – это базовая категория психологии, специфическая
форма взаимодействия человека с другими людьми. Общение возникает на основе
потребности в новой информации, в новых впечатлениях. Проблема общения изучается
социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими науками.
Существует и специализированная наука – соционика, объектом которой является
мир общения людей во всей его сложности и многообразии.

В современной науке известно более ста определений понятия
«общение». Так, человеческое общение понимается и характеризуется следующим
образом: а) как вид общественных отношений; б) как связь и взаимодействие; в)
как духовный контакт двух или более индивидов; г) как процесс коммуникации с
целью передачи информации; д) как деятельность. В широком смысле общение
определяется следующим образом: передача или обмен информацией путем каких-либо
средств (речь, жесты и т. д.) [8].
«Общение – это сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов
между людьми, порождаемый потребностью в совместной жизнедеятельности,
включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия,
восприятия и понимания другого человека». Основным способом общения является
речь как форма реализации языка посредством определенных знаков, поэтому
принято говорить о речевом, или вербальном общении.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс
взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию
конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в
конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие
виды деятельности человека (трудовую, общественную, познавательную и т. п.) [11].

Речевое общение имеет ряд признаков: осуществляется между
многими, несколькими или двумя людьми, каждый из которых является носителем
активности и предполагает ее в своих собеседниках. Речевое общение обоюдно. Как
и всякая социальная активность человека, речевое общение сознательно и
целенаправленно.

Структура общения традиционно представлена тремя
взаимосвязанными сторонами:

Коммуникативная сторона общения (коммуникация в узком
смысле) состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная заключается в
организации взаимодействия между людьми (это обмен действиями); перцептивная
означает процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установление на
этой основе взаимопонимания.

Учитывая различные основания, ученые выделяют виды общения.

С точки зрения количества участников коммуникации различают
межличностное, публичное и массовое общение. Межличностное общение связано с
непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу
участников. Публичное общение обычно определяется как вид устного общения, при
котором информация в обстановке официальности передается значительному числу
слушателей. Массовое общение – это множество непосредственных контактов
незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами
средств массовой информации [7].

С точки зрения ролевой идентификации выделяют
межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются
конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами,
которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В
случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных
ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный). В
ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения,
так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе
такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как
некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

С точки зрения проявления речевого поведения коммуникантов
общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в
его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный
признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать
интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием
людей, выражениями неудовольствия и недоверия [3].

С точки зрения интенций коммуникантов общение может быть
личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А
деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные
обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы