Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психологические особенности преодоления семейных кризисов супругами с большим стажем совместной жизни.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
введение. 3
1. Теоретические основы исследования особенностей
переживания преодоления семейных кризисов супругами с большим стажем семейной
жизни.. 5
1.1 Понятие «семья», особенности функционирования семей с разным стажем. 5
1.2 Характеристика
феномена «семейный кризис». Классификация семейных кризисов 12
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ СУПРУГАМИ С БОЛЬШИМ
СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.. 19
2.1 Организация
исследования: описание методик, выборки. 19
2.2 Анализ результатов
эмпирического исследования. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
Введение:
Семья
представляет собой один из важнейших социальных институтов в государстве.
Именно семья является первичным институтом воспитания и социализации детей, в
ней закладываются нравственные и личностные основы будущего гражданина.
Гармоничное состояние семьи, благоприятные взаимоотношения между членами семьи
представляют собой необходимый фактор для успешного функционирования гражданина
в обществе, его продуктивной социализации, профессионального и личностного
саморазвития.
Современное
состояние семьи характеризуется достаточно негативными тенденциями: институт
семьи и брака обесценивается, снижается количество пар, готовых заключить
законный брак, при этом увеличивается количество разводов. Это можно объяснить
различными аспектами: изменением морально-нравственных установок мужчин и
женщин, увеличением количества людей, считающих брак препятствием для
достижения профессиональных и карьерных успехов, финансовыми сложностями и т.д.
Одним
из факторов, которые могут способствовать распаду семьи, может выступать
неумение супругов конструктивно взаимодействовать в условиях кризиса, которые
являются неотъемлемыми составляющими семейной жизни. Кризисы можно расценивать
как этапы жизненного цикла семьи, результатом которых становится выход
взаимодействий между членами семьи на новый уровень. Все семьи проходят в своем
развитии так называемые нормативные кризисы: это кризисы, условно говоря,
«плановые», характерные для всех семей. Однако зачастую семьи сталкиваются и с
ненормативными кризисами: смерть одного из членов семьи, потеря работы, тяжелая
болезнь, рождение ребенка с патологиями, финансовый кризис и т.д. Некоторые
семьи успешно преодолевают кризисные этапы, в результате сплачиваясь еще
сильнее. Однако некоторые семьи не справляются с кризисными ситуациями, что
приводит к их разрушению. Можно предположить, что семьи с более длительным
стажем семейной жизни выработали опыт более продуктивного преодоления
кризисного взаимодействия по сравнению с более молодыми семьями.
Цель
исследования: теоретически и эмпирически изучить психологические особенности
преодоления семейных кризисов супругами с большим стажем семейной жизни.
Объект
исследования: семейные кризисы.
Предмет
исследования: психологические особенности преодоления семейных кризисов
супругами с большим стажем семейной жизни.
Задачи
исследования:
1. Охарактеризовать понятие «семья»,
рассмотреть современные классификации семьи;
2. Проанализировать современные научные
представления о семейных кризисах;
3. Провести эмпирическое исследование
психологических особенностей преодоления кризисов супругами с большим стажем
семейной жизни;
4. Проанализировать результаты эмпирического
исследования, сформулировать выводы.
Гипотеза:
супруги с большим стажем семейной жизни преодолевают семейные кризисы более
конструктивно, чем молодые семьи.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной
информации, психологическое тестирование, качественный и количественный анализ
данных.
Заключение:
Семья
представляет собой основную ячейку общества, один из главных социальных
институтов. Современные условия функционирования семьи проявляются в достаточно
негативных тенденциях: возрастает количество разводов, снижается ценность
семьи, увеличивает количество деструктивных семей и т.д.
Кризисные
ситуации являются неотъемлемыми компонентами функционирования семьи.
Дифференцируют нормативные кризисы, которые проживает каждая семья в своем
жизненном цикле, и ненормативные, которые обусловлены внезапными или
длительными травмирующими событиями и т.п.
Можно
предположить, что психологические особенности преодоления семейных кризисов
супругами с большим стажем семейной жизни обладают определенными специфическими
особенностями по сравнению с молодыми семьями, позволяющими им более успешно
преодолевать кризисы семейной жизни.
Для
проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, в
котором приняли участие молодые семьи и семьи с большим стажем семейной жизни.
Результатом эмпирического исследования стали следующие выводы: супруги с
большим стажем семейной жизни демонстрируют более высокий уровень семейной
сплоченности, при этом более высок уровень и определенной ригидности, которая не
позволяет им гибко адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей
обстановки. Также у семей с большим стажем семейной жизни отмечается невысокий
уровень конфликтности и наличие конструктивных стратегий поведения в условиях
конфликта.
Фрагмент текста работы:
1.
Теоретические основы исследования особенностей переживания преодоления семейных
кризисов супругами с большим стажем семейной жизни
1.1 Понятие «семья», особенности функционирования
семей с разным стажем Семья
— это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на
общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной
моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность
норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между
супругами, родителями и детьми, детей между собой [13].
Семья
выполняет ряд функций. В контексте данного исследования более интересна воспитательная
функция, которая состоит в том, что она реализует потребности супругов в
отцовстве и материнстве через общение с детьми и их воспитание. В ходе
выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего
поколения, подготовку новых граждан общества.
Теоретической
базой системного подхода к изучению семьи становится общая теория систем,
созданная в 40-е годы XX столетия Людвигом фон Берталанфи. Согласно основным
тезисам данной концепции, семью следует интерпретировать как открытую систему,
для существования которой необходим обмен с внешней средой. Тем не менее каждая
конкретная семья имеет свои особенности, скрытые внутри нее, и с этой точки зрения
она закрыта для внешнего мира. Соответственно, семья – система
открыто-закрытая. Уже в данном случае можно говорить о смешении и перекрытии функций.
Помимо этого, семья — система самоорганизующаяся. Из этого следует, что она
организована в соответствии с принципом целесообразности и все ее поведение
является целесообразным [4].
Источник трансформации
расположен непосредственно внутри семьи. Требуется цель, которая могла бы
задать направление функционирования всей