Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психологические особенности общения гиперактивных детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I.
Теоретические аспекты психологических особенностей общения гиперактивных детей
дошкольного возраста. 5
1.1. Специфика общения детей дошкольного возраста. 5
1.2. Синдром гиперактивности и его проявления в дошкольном
возрасте 9
1.3. Особенности процесса общения гиперактивных детей
дошкольного возраста. 14
Выводы по главе 1. 18
ГЛАВА II.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 20
2.1. Организация и методы исследования. 20
2.2. Анализ результатов исследования. 25
2.3. Рекомендации, направленные на улучшение навыков
общения у гиперактивных детей дошкольного возраста. 30
Выводы по 2 главе. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 56
Введение:
Актуальность
исследования. Коммуникативная сфера представляет собой совокупность
умений и навыков общения с другими людьми, и отражает уровень психологического
развития, жизненного и профессионального опыта человека. Богатство и
разнообразие жизненного опыта, как правило, положительно коррелирует с
развитостью у человека коммуникативной функции речи.
Значимость изучения
проблем психического развития, в частности коммуникативной сферы детей
дошкольного возраста отмечают такие исследователи как Т.А. Власова, К.С.
Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и другие. Данный вопрос глубоко
изучали П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, В.С. Дерябин, У.
Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К.Е. Изард, В.А. Лабунская, А.Н.
Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.
Множество
исследователей раскрывают подходы к решению проблемы формирования
коммуникативных умений у дошкольников. Среди них можно выделить работы Ю.К.
Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарева,
А.А. Любинской, Г.С. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского,
С.Т. Щацкого.
Из работ указанных
исследователей можно сделать вывод, что именно в дошкольном возрасте протекает
становление коммуникативной функции, однако у детей с синдромом гиперактивности
наблюдается очень низкое развитие коммуникативной деятельности, в связи с чем
существует необходимость изучения особенностей ее протекания для преодоления
существующих проблем.
В современном обществе
проблема гиперактивного поведения дошкольников приобретает психологическую и
даже социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, повышенная
раздражительность, расторможенность мешают таким детям эффективно строить
общение и как следствие адаптироваться к жизни в социуме.
Все это способствует тому, что требуется организация
учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы развитие каждого
дошкольника было не только интеллектуальным, но и способствовало полноценному
развитию коммуникативных навыков.
Цель
исследования заключается в изучении психологических
особенностей формирования навыков общения гиперактивных детей дошкольного
возраста.
Поставленная цель
предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить специфику
общения детей дошкольного возраста.
2. Описать синдром
гиперактивности и его проявления в дошкольном возрасте.
3. Охарактеризовать
особенности процесса общения гиперактивных детей дошкольного возраста.
4. Организовать
исследование особенностей общения гиперактивных детей дошкольного возраста.
5. Проанализировать
полученные результаты.
6. Составить
рекомендации, направленные на улучшение навыков общения у гиперактивных детей
дошкольного возраста.
Объектом
исследования выступают психологические особенности
общения гиперактивных детей дошкольного возраста.
Предметом
исследования является формирование навыков общения у
гиперактивных детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1.
Теоретико-познавательные: теоретический анализ литературы и публикаций по теме
исследования, осмысление и систематизация содержания проведенных другими
специалистами исследований, сравнение и сопоставление существующих точек
зрения, классификация и схематизация полученных результатов.
2.
Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, опрос.
3.
Количественный и качественный анализ полученных данных.
База
исследования: муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение Детский сад №37 «Колокольчик», дети
старшего дошкольного возраста с СДВГ в количестве 12 человек.
Теоретическая
значимость исследования заключается в анализе и обобщении
теоретических данных по вопросам развития личности ребенка с гиперактивностью и
особенностям развития навыков общения в дошкольном возрасте.
Практическая
значимость исследования предполагает, что разработанные рекомендации
по психологическому консультированию родителей по вопросам формирования
коммуникативных навыков детей в рамках семейного общения и общения со
сверстниками позволяют эффективно развивать личность ребенка и решать проблемы поведения
детей с СДВГ.
Структура работы определяется ее целью и
задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической),
заключения, списка литературы
Заключение:
После внедрения в
воспитательно-образовательный процесс федерального государственного образовательного
стандарта, были изменены формы и методы организации воспитательной деятельности
с дошкольниками, которая будет способствовать их социализации. Так,
социализация личности ребенка в обществе сверстников, а также их личностное
развитие становится приоритетным направлением деятельности, а процесс игровой
деятельности при этом является эффективным средством.
Современный этап развития
общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое
значение придается проблеме воспитания навыков общения детей, в решении которой
ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное
звено развития ребенка.
Под общением мы понимаем
определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются
разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для
достижения общего результата.
Коммуникативные навыки – необходимое условие
психологического развития ребенка с задержкой психического развития. Общение со
сверстниками играет важную роль в жизни старшего дошкольника. У детей с гиперактивностью нет явных
предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения. Тем самым
создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.
Таким образом, у данной
категории детей среди личностных контактов преобладают наиболее простые. У дошкольников
с СДВГ
наблюдаются трудности со
слушанием, следованием инструкциям и пониманием слов и предложений. Такой
ребенок часто может испытывать трудности с передачей своего сообщения другим.
Они могут торопиться во время разговора и иметь плохо организованное языковое
выражение, что означает, что другим трудно уловить то, что они говорят.
Поскольку дети с СДВГ испытывают трудности с
планированием и организацией или следованием правилам, они часто могут плохо
владеть разговорными навыками, например, не ждать своей очереди говорить или
перебивать. У них также могут быть трудности с невербальными аспектами общения,
такими как выражение лица, тон голоса и зрительный контакт. При этом ребенок с
гиперактивностью часто не осознает, что им трудно соблюдать эти правила
разговора, а иногда это может привести к трудностям в дружбе.
В связи с этим дети
дошкольного возраста с гиперактивностью требуют внимания со стороны психолога,
организации психологического сопровождения по формированию навыков общения с
родителями, сверстниками, воспитателями и др.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретические
аспекты психологических особенностей общения гиперактивных детей дошкольного
возраста
1.1. Специфика общения детей дошкольного возраста
Одной
из важных задач
дошкольного воспитания заключается в развитии у детей способностей
положительного общения со сверстниками и взрослыми. Общение
между детьми является необходимым условием для психического развития личности.
А потребность в общении с раннего возраста становится основной социальной
потребностью ребенка. При этом, общение детей со сверстниками имеет важное
значение для развития личности дошкольника. При этом характеризуется
отличительными особенностями по своим функциям и проявлению.
Важное значение и
актуальность имеет изучение развития детей в системе построения межличностного
общения со сверстниками, особенно в период дошкольного возраста, поскольку он
представляет собой один из ответственных периодов воспитания ребенка. Этот
период является временем для первоначального становления личности детей, наряду
с этим в общении ребенка со сверстниками появляются довольно сложные
взаимоотношения, которые оказывают существенное влияние на развитие личности [6].
Все это способствует тому, что от
педагога требуется организация учебно-воспитательного процесса таким образом,
чтобы развитие каждого дошкольника было не только интеллектуальным, но и
способствовало полноценному развитию коммуникативных навыков.
Коммуникативные функции относятся к цели жестовых, речевых и вербальных
действий, предназначенных для передачи информации другим. Некоторые
коммуникативные функции включают комментирование, запрос, протест, направление
внимания, показ и отклонение. Жесты и вокализации часто впервые наблюдаются как
показатель намеренности у младенцев в возрасте 8-9 месяцев. Именно в этот момент
многие младенцы, кажется, начинают преследовать свои намерения посредством
взаимодействия с другими [8].