Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психологические особенности ценностных ориентаций личности современных студентов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ 6
1.1. Отечественные и зарубежные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности 6
1.2. Психологические особенности развития личности в студенческом возрасте 10
1.3. Основные направления исследований ценностных ориентаций современных студентов 19
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ полученных результатов 33
2.3. Организация работы по оптимизации ценностных ориентаций личности современных студентов 43
2.4. Оценка эффективности работы по оптимизации ценностных ориентаций личности современных студентов 51
Выводы по Главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Введение:
Актуальность. В современном, быстро развивающемся мире, изучение ценностных ориентаций современных студентов имеет высокую значимость. В общем интерес к проблеме ценностных ориентаций возрастал в переломные периоды развития общества, поскольку ставился вопрос о переосмыслении этических ценностей. Существенная перестройка общественной системы и трансформации российского общества, которые произошли за последние годы, также требуют переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.
Перемены, которые обуславливают необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Студенческая молодежь, только вступающая в общественные отношения, полностью воспринимает ценности свободного демократического общества. В соответствии с этим особенное значение приобретает процесс ценностного самоопределения в условиях высшего учебного заведения, становление системы ценностных ориентаций, которая является очень важным компонентом успешной профессиональной и социальной реализации в системе отношений «человек-человек».
Актуальность рассматриваемой проблемы определена противостоянием между современными социальными условиями, которые предъявляют особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, психологическими особенностями личности студенческой молодежи, а также недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов развития ценностных ориентаций студентов.
Исходя из актуальности, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Психологические особенности ценностных ориентаций личности современных студентов».
Объектом данного исследования являются ценностные ориентации студентов.
Предмет исследования – психологические особенности ценностных ориентаций у студенческой молодежи.
Цель данного исследования заключается в исследовании психологических особенностей проблемы ценностных ориентаций в студенческой среде.
Исходя из поставленной цели, необходимо выделить ряд задач:
1. Изучить отечественные и зарубежные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности.
2. Рассмотреть основные направления исследований ценностных ориентаций современных студентов.
3. Описать организацию и методы исследования.
4. Интерпретировать результаты исследования.
5. Организовать работу по оптимизации ценностных ориентаций личности современных студентов.
Теоретическая база исследования. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие.
Ценностные ориентации молодежи проанализированы К.Ш. Ахияровым, А. Ф. Амировым, Е. Н. Беловой, Р. Г. Гуровой, В. В. Ластовкой, Е. Л. Рудневой, Т. Н. Семенковой, А. С. Серым, М. С. Яницким и другими исследователями.
Степень разработанности проблемы. Проблема данного на сегодня разработана с нескольких сторон, в частности, с социокультурной и психолого-педагогической точек зрения.
Методологические принципы исследования: принцип всестороннего изучения проблемы, принцип детерменизма, принцип системного познания, гуманистические принципы.
Методы исследования:
— теоретические: теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме ценностных ориентаций;
— практические: тестирование, опрос.
Гипотеза данного исследования заключается в предположении о том, что ценностные ориентации студентов определяются социальными (профессиональный выбор, образование) и индивидуально-психологическими особенностями.
Этапы исследования:
На I этапе был произведен анализ литературы по теме исследования. Также была определена теоретико-методологическая основа исследования, произведено обобщение, подбор материала по проблеме ценностных ориентаций у студентов.
На втором этапе производилось экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов.
На III этапе была разработана система организации работы по оптимизации ценностных ориентаций личности современных студентов.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы и источников.
Заключение:
В ходе исследования были решены следующие задачи:
— изучены отечественные и зарубежные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности.
— рассмотрены основные направления исследований ценностных ориентаций современных студентов
— описана организация и методы исследования;
— интерпретированы результаты исследования;
— организована работа по оптимизации ценностных ориентаций личности современных студентов.
Было выяснено, что ценностные ориентации оказывают влияние на определение компоненты личности в общественной системе, при этом обеспечивая интеграцию социума, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. При этом важно учитывать то, что каждый конкретный тип личности проявляет себя индивидуально в определенных ситуациях, притом там, где один чувствует уверенность, он перестанет ощущать ее в другой сфере. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций определенной личности, каковы компоненты этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.
При организации опытно-экспериментальной работы были выбраны следующие методики: М. Рокич «Ценностные ориентации», А.А. Меграбян опросник «Эмпатия». Данные методики позволяют определить ценностные ориентации как общечеловеческие, эмпатические, так и общепрофессиональные.
Анализ входной диагностики 20 исследуемых студентов ВУЗа показал, что у студентов преобладают следующие уровни ценностных ориентаций личности: высокий 13%, средний 46,3%, низкий 41%. Это дает основание провести работу по оптимизации ценностных ориентаций личности современных студентов.
На формирующем этапе исследования была предложена работа, направленная на формирование гуманитарных связей, в частности, актуализировались такие предметы как «Философия», «История» и «Психология». Студенты вовлекались в общественные и волонтерские движения с целью повышения значимости социальных контактов и личности в социальной структуре. Также работа проводилась и в направлении повышения социальной значимости собственной профессии.
На контрольном этапе экспериментальной работы было отмечено повышение уровня ценностных ориентаций личности современных студентов, в частности, по направлению общепрофессиональных ценностей. современные студенты высоко ставят собственное эго, поэтому они не желают как-то бороться со своими недостатками, они им не мешают несмотря на то, что разрушают зачастую социальные отношения ввиду неоправданных эгоистичных поступков. Так происходит по причине пропагандирования собственной значимости, уникальности, «самости».
После проведения формирующего эксперимента результаты ценностных ориентаций повысились: высокий – 52%, средний – 25%, низкий – 23,3%.
Таким образом, задачи данной работы решены.
Гипотеза данного исследования, которая заключалась в том, что ценностные ориентации студентов определяются социальными (профессиональный выбор, образование) и индивидуально-психологическими особенностями, подтверждена.
Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
1.1. Отечественные и зарубежные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности
Прежде всего, ценности являются основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. С точки зрения ценностного подхода действительность воспринимается как мир значений и ценностей, которые человек как субъект деятельности создает и интерпретирует. Так, ценностный подход представляет собой целеполагающий механизм, который самым непосредственным образом определяет организацию человеческой деятельности. Ряд исследователей, среди которых такие как В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, М.В. Демин и другие полагают, что ценность – это положительная или отрицательная значимость предметов и явлений для жизнедеятельности субъекта, его нормального функционирования и развития. Отсюда исходит их деление на позитивные и негативные. Другие авторы, среди которых такие как ВП. Тугаринов, А.М. Коршунов, А.И. Жукова и другие полагают, что ценность выражает только положительную форму значимости. К примеру, А.М. Коршунов подтвердил это следующим образом: «Ценность – это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества. Она, в конечном счете, связана с социальным прогрессом».
Так, с точки зрения ценностного подхода ценность представляет собой материальный или идеальный предмет, обладающий значимостью для социального самоутверждения субъекта, способный удовлетворить его потребности и реализовать его интересы. Выбор социально значимых объектов, которые в результате оценки их полезности, важности получают для индивида статус ценности, осуществляется при помощи ориентации. Анализ данного понятия позволяет более четко выявить генезис и содержательную сторону ценностей. А.В. Здравомыслов писал: «Ценностная ориентация личности — это ее установка на те или иные социальные ценности, т. е. предпочтительное отношение к определенной их группе, например, установка на труд, учебу, общественную работу, семью, заработок и т. д.».
Существует подход, в соответствии с которым ценностные ориентации опираются и выводятся из понятия «отношения». Так, О.И. Зотова писала, что с позиции теории отношений ценностные ориентации выступают как конкретное проявление отношений личности в каждом конкретном случае. По мнению других авторов (В.А. Василенко, Г.Е. Залесский, Е.М. Пеньков, П.Н. Лебедев) трактовка природы ценностного отношения и самой ценности, как единства субъективного и объективного, является непоследовательной. По их мнению, ценностное отношение оказывается объективным не только со стороны объекта, что очевидно, но и со стороны субъекта. Высказывается мысль о том, что «субъектом ценностного отношения является не сознание, не мышление, а человек как материальное и практически действующее существо. Следовательно, когда ставится вопрос о субъективном факторе ценности, задача сводится к тому, чтобы в самом человеке отыскать характеристики его как практически действующего существа».
Субъект, как можно предположить, выступает как определенная материальная система и только как таковая познает и преобразует окружающий его мир, используя при этом сознание. Именно поэтому ценностное отношение объективно со стороны субъекта, будь то отдельный индивид, социально историческая общность, устойчивое объединение людей или общества в целом. Что касается объекта, заметим, что он включен в содержание ценностного отношения такими своими свойствами, которые не зависят от сознания и воли субъекта, так как принадлежат предметам и явлениям внешней (природной и социальной) действительности.
Многие ученые, например, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, И.В. Дубровина, В.Я. Ядов и другие, рассматривают ценностные ориентации как связующее звено между мотивом (побудительной силой) и целью (ориентиром) деятельности. Соответственно, ценностная ориентация – это оценка явлений и предметов внешнего мира с точки зрения их значимости и, соответственно, использования для удовлетворения потребностей и интересов человека.