Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психологические основы формирования экономического поведения школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические представления о формировании экономического поведения школьников 6
1.1 Понятие психологических основ экономического поведения 6
1.2 Принципы и закономерности формирования навыков экономического поведения школьников 13
Выводы по главе 1…………………………………………………………24
Глава 2 Эмпирическое исследование возможностей формирования экономического поведения школьников 26
2.1 Организация, этапы и методы исследования 26
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3 Психологические аспекты формирования экономического поведения школьников на уроках экономики 39
Выводы по главе 2…………………………………………………………51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Введение:
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что экономическое сознание − важнейшая составная часть научного мировоззрения. Экономическое сознание позволяет человеку ориентироваться в экономических процессах современного общества, понимать суть экономических явлений. Знание объективных экономических законов необходимо человеку для того, чтобы принимать ответственные решения. Чем раньше он познакомится с ними, тем более продуктивен будет процесс его общего развития. В школьном возрасте формирование предпосылок экономического сознания способствует расширению кругозора ребенка и позволяет ему оценивать реальные отношения между людьми.
В российской науке существуют разные подходы к определению экономического поведения школьников и процессу его формирования. Большой вклад в научное осмысление понятия экономическое поведение внесли: И.В. Алешина, Т.В. Дробышева, О.С. Дейнека, Н.А. Журавлева, А.Л. Журавлев, С.В. Ковалев, А.Д. Карнышев, А.Б. Купрейченко, А.И. Китов, Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, В.В. Спасенников, А.Б. Фенько, В.А. Хащенко, А.В. Филиппов и др.
Значительное место в системе непрерывного экономического воспитания занимает именно школа. Экономическое обучение и воспитание в школьном возрасте создает условия для развития культуры экономического мышления, формирования экономических представлений, навыков экономического поведения, представлений о содержании основных социально-экономических ролей в обществе. В связи с этим возникает необходимость исследовать психологические основы формирования экономического поведения школьников, принципы и закономерности формирования экономического поведения школьников, что и предопределяет актуальность настоящего исследования.
Реализация данного направления в образовательном процессе позволит:
— формировать финансовое сознание;
— нивелировать появление у обучающихся негативного опыта потребления финансовых услуг и продуктов;
— хорошо ориентироваться в теории финансов и овладеть практическими навыками их использования;
— с младшего школьного возраста помогать не совершать необдуманные действия со своими финансами и правильно реализовывать свои потребности и т.д.
Гипотеза исследования: предполагаем, что уровень экономического поведения школьников станет выше, если на уроках экономики использовать квест-игры и элементы тренинга.
Объектом исследования являются психологические основы экономического поведения.
Предметом исследования выступает формирование экономического поведения школьников.
Целью исследования является анализ психологических основ формирования экономического поведения школьников.
Исходя из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие психологических основ экономического поведения.
2. Изучить принципы и закономерности формирования навыков экономического поведения школьников.
3. Провести эмпирическое исследование возможностей формирования экономического поведения школьников.
4. Представить психологические аспекты формирования экономического поведения школьников на уроках экономики.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ научных статей, монографий, психологических исследований, демонстрирующих состояние изученности и разработанности проблемы, а также синтез, обобщение, сопоставление, сравнительно-исторический анализ и т. д.
Теоретическая и методологическая основа: научные труды зарубежных и отечественных авторов по теме научного исследования, отображенные в библиографическом списке.
Практическая значимость исследования: полученные эмпирические данные, выводы и рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя экономики во время формирования экономического поведения школьников.
Руководствуясь поставленными задачами, с учетом характера и специфики темы, работа состоит из введения, двух глав, которые подразделяются на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Формирование экономической грамотности школьников должно реализовываться через детерминацию ценностно-смыслового отношения личности к учебной деятельности и своему духовному потенциалу в соответствии с этическими и моральными принципами гуманистического подхода, обеспечивающего выход за рамки узкого утилитаризма и экономизма, чтобы интегрировать множественные измерения человеческого существования.
Опыт показывает, что осведомленность школьников в сфере инвестиций, страхования и сбережения практически нулевая, но в то же время минимальные знания о банковских и кредитных картах присутствуют, хоть и являются неполными и содержат ошибочные убеждения.
Главным преимуществом обучения финансовой и экономической грамотности школьников является то, что в данном возрасте восприятие и усвоение знаний, а также формирование навыков экономического поведения происходит более качественно. Кроме того, современные школьники достаточно активно пользуются различными финансовыми продуктами и услугами. Чаще всего связанными с переводами и платежами.
Современных школьников отличает достаточно высокий уровень грамотности в технической сфере, благодаря чему они являются активными пользователями безналичных способов оплаты. Однако, недостаток знаний и навыков в области финансовой грамотности, достаточно часто приводит к формированию негативного опыта.
Проблемы формирования особого типа экономического мышления, сознания, системы экономических знаний, отношения к труду, адаптации личности и развитие предпринимательских способностей могут быть решены благодаря введению обязательного экономического воспитания на законодательном уровне, но образовательные учреждения имеют возможность уже заполнить некоторые пробелы, посредством внедрения элективных курсов и дополнительных уроков.
На основании проведенного исследования были получены данные о том, что у многих детей младшего школьного возраста нормальный показатель экономических знаний, средний показатель самооценки и низкий показатель совестливости. При этом среди детей младшего школьного возраста выявлено не мало детей с низким уровнем экономических знаний. По результатам исследования достоверности различий между учащимися 4 «А» и 4 «Б» класса следует отметить то, что статистически значимых различий не выявлено, что предопределяет возможность для реализации психологических аспектов формирования экономического поведения школьников на уроках экономики.
На основании цели работы была разработана, а затем внедрена в учебный процесс авторская квест-игра с психологическим уклоном, направленная на формирование экономического поведения детей младшего школьного возраста. Относительно оценки проведенного занятия можно сказать о том, что все они прошли довольно хорошо. Дети довольно быстро влились в процесс, каждый из них старался быть активным и принимать участие во всех заданиях, дети много общались друг с другом и со старшими. Присутствующая во время квест-игры положительная эмоциональная атмосфера, разнообразие игровых заданий способствовали развитию экономического поведения детей младшего школьного возраста.
Как можно наблюдать из представленного примера, квест — новый оживленный формат изучения и повторения учебного материала, требующий творческого подхода и внимательности к деталям со стороны учителя. Этот метод при должной подготовке показал себя на высшем уровне. Но его использование, в том числе на уроках экономики, должно быть в меру, чтобы ученики не привыкали к одному формату, а занимались разным видом деятельности на уроках для более эффективного усвоения необходимого материала в рамках школьной программы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические представления о формировании экономического поведения школьников
1.1 Понятие психологических основ экономического поведения
Научное познание характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов – дифференциации (выделения новых научных дисциплин) и интеграции (синтеза, объединения ряда наук). Причем для современной науки в большей степени свойственна именно интеграция, которая проявляется в разных формах, например, как организация исследований на «стыке» смежных научных дисциплин, разработка междисциплинарных научных методов, поиск «объединительных» теорий и принципов .
Будучи наукой о поведении человека в системе хозяйствования, экономика в качестве отправной точки использует модель «экономического человека», согласно которой индивид, вступая в экономические отношения, поступает так, как считает наилучшим в данный момент времени; его вкусы и предпочтения устойчивы, а выбор наиболее приемлемого блага находится целиком под контролем сознания .
Таким образом, по остроумному замечанию И.В. Григорьевой, экономисты создали свою собственную психологию, игнорирующую достижения профессиональных психологов. В рамках этой «особой психологии» человеческое поведение рассматривается в категориях выбора, предполагающего некий образ «экономического человека», которому более свойственно стремиться достичь хорошего, чем избежать плохого, и он скорее максимизирует полезность, чем минимизирует антиполезность, вследствие чего он не нуждается в услугах психоаналитика, а экономическая наука – в услугах психологии .
Экономика определяет объективной целью рынка получение прибыли. Однако человек не может жить и действовать только ради прибыли. Всем известны случаи, когда человек предпочитает высокой оплате любимую, но низкодоходную работу. Или: часть предпринимателей стремится именно к быстрому росту прибыли, а другая часть, достигнув определенного уровня прибыльности, сокращает свои усилия. Почему предприниматель принял именно такое решение? Чем объясняется успех одних предпринимателей и проигрыш других? И как добиться эффективности своих действий в экономической сфере?
Действия людей в сфере экономики часто субъективны, имеют свои цели и закономерности, которые необходимо изучать и применять на практике. И знания только объективных экономических закономерностей явно недостаточно. Необходимо изучение субъективных особенностей человека как участника экономических отношений .
Термин «экономика» и определение «экономический» используются для описания некой объективной социальной реальности; термин «психология» и определение «психологический» – для описания субъективной реальности, мира психических явлений, связанных с отражением объективной реальности и регуляцией поведения и взаимодействия субъектов.
При этом исходной для определения предмета, феноменологии и проблематики экономической психологии является сфера экономической жизни. И в этом случае экономику как сферу жизнедеятельности, а также отдельные экономические явления можно рассматривать в качестве объектов психологического исследования.
В наиболее общем виде экономическая жизнедеятельность определяется как система процессов производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, а также тех связей и отношений, в которые вступают субъекты хозяйственной деятельности.
Субъектами хозяйственной жизнедеятельности являются один человек, семья (микроуровень), фирма, организация (мезоуровень), государство, этнос (макроуровень), причем исследуется присущий данному субъекту феномен экономического сознания, а также – основанное на нем экономическое поведение субъекта .
Данные теоретические положения являются основой для формулирования определения экономической психологии, ее объекта и предмета.
Экономическую психологию можно определить как отрасль психологии, изучающую психические особенности субъекта экономической деятельности, формы психического отражения экономических явлений в сознании индивидов, групп, слоев, классов, народов, а также экономическое поведение, основанное на них .
Из этого определения следует, что экономическая психология изучает, прежде всего, особенности экономического сознания и экономического поведения человека (сознательного или бессознательного).
Объектом исследования в экономической психологии является экономическое сознание хозяйствующего субъекта в соответствии с его ролью в экономической среде.