Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Психологическая помощь лицам, перенесшим психотравмирующий стресс.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Посттравматическое стрессовое расстройство: сущность, особенности формирования 7
2. Исследование психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс 15
2.1 Характеристика исследуемых групп 15
2.2 Характеристика методов исследования 16
2.3 Анализ результатов исследования психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами 16
2.4 Содержание программы психологической помощи 20
2.5 Обсуждение результатов внедрения программы психологической помощи 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение………………………………………………………………………….37
Введение:
Актуальность темы исследования. Жизнь и деятельность человека в условиях современного общества неразрывно связана с периодическим воздействием на него неблагоприятных факторов, что сопровождается перенапряжением физических и психических функций. Критические ситуации, переживаемые людьми, разнообразны, к ним принято относить стрессы, состояния фрустрации, конфликты (как межличностные, так и внутриличностные) и кризисы. Однако не все авторы жестко разделяют эти понятия и для большинства наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс.
Термином «стресс» объединяют вопросы, связанные с опасными ситуациями, конфликтами, проявлениями и последствиями экстремальных последствий среды и т.д. Как особое психическое состояние стресс связан с зарождением и проявлением эмоций, но не сводится только к эмоциональным феноменам, а отражается в мотивационных, когнитивных, характерологических и других компонентах личности. Кроме этого, в научных исследованиях, посвященных проблемам стресса, заметен интерес к изучению вопросов взаимосвязи личностных особенностей как с характером стрессовых реакций, их типом и интенсивностью, так и с определенными формами нарушения здоровья.
К сожалению, проблема оказания помощи жертвам стрессовых ситуаций приобретает в последние годы все большую актуальность. Кроме неизбежных природных катаклизмов (наводнений, землетрясений, ураганов и т.п.), все чаще возникают техногенные катастрофы, вспыхивают региональные конфликты и войны. Дополнительным источником экстремальных ситуаций в России, как и в других странах, становится терроризм. В связи со всем этим большое значение приобретают задачи, связанные с оказанием психологической и психотерапевтической помощи пострадавшим и их родственникам. Одна из наиболее уязвимых категорий населения – дети и подростки, у которых психическая травма, вызванная чрезвычайной ситуацией, может существенно нарушить весь последующий ход психического развития. Между тем, как в изучении последствий психотравмы, так и в практической работе по их преодолению, детям и подросткам уделяется значительно меньше внимания, чем взрослым.
В обзоре У. Юла и Р.М. Уильямса представлен детальный анализ исследований, тема которых – последствии психотравм, возникающих у детей и подростков в результате катастроф и масштабных несчастных случаев. В качестве наиболее распространенных симптомов они называют:
— нарушения сна;
— нарушения общения со сверстниками и родителями, трудности сепарации (стремление постоянно находиться рядом с родителями, спать вместе с ними и т.п.);
— снижение способности к концентрации, трудности в сосредоточении на школьной работе, временное снижение памяти, утрату имевшихся ранее навыков;
— навязчивые мысли;
— повышенную настороженность и подозрительность;
— утрату жизненных перспектив;
— страхи;
— раздражительность;
— чувство вины;
— депрессию;
— повышение уровня тревожности вплоть до приступов паники.
Сказанное актуализирует следующую тему исследования: «Психологическая помощь лицам, перенесшим психотравмирующий стресс».
Объект исследования: посттравматическое стрессовое расстройство.
Предмет исследования: психологическая помощь лицам, перенесшим психотравмирующий стресс.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать на практике содержание психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть посттравматическое стрессовое расстройство: сущность, особенности формирования.
2. Реализовать исследование психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс.
3. Провести анализ результатов исследования психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
4. Предложить и апробировать содержание программы психологической помощи.
5. Выполнить обсуждение результатов внедрения программы психологической помощи.
Гипотеза исследования:
1. Реализация психотерапевтического комплекса занятий по оказанию помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс, позволяет снизить уровень выраженности депрессивных и суицидальных настроений.
2. Аутогенная тренировка способствует снижению уровня выраженности депрессивных и суицидальных настроений в большей мере, чем организация психотерапевтических бесед.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научных представлений о сущностных характеристиках и особенностях формирования посттравматических стрессовых расстройств; в уточнении терминологического аппарата исследования в отношении понятия «психологическая помощь лицам, перенесшим психотравмирующий стресс».
Практическая значимость исследования заключается в составлении и апробации программы психологической помощи лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Эту программу можно рекомендовать к внедрению в разнообразные кризисные центры, центра психологической помощи детям и подросткам, реабилитационные центры для лиц с ПТСР. Также материалы работы могут быть полезны следующим лицам:
— практикующим психологам для оптимизации своей деятельности с подростками с ПТСР;
— студентам, обучающимся на психологических специальностях, с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
— молодым ученым, занимающимся разработкой схожей научной проблематики, для систематизации и обобщения эмпирических данных.
Заключение:
По итогам проведения эмпирического исследования были получены следующие основные выводы:
1. В результате исследования установлено, что чаще всего сферой возникновения критических ситуаций испытуемых подростков является сфера внутриличностных конфликтов. Также высокий процент популярности имеют детско-родительские отношения как конфликтный элемент. Остальные сфера взаимоотношений вызывают кризисные явления достаточно редко. Отвечая на вопрос об удаленности критической ситуации и ожидании ее в будущем, все испытуемые отметили незначительную удаленность травмирующего события и возможность его скорого повторения. Необходимо отметить, что все испытуемые в той или иной мере переживают критическую ситуацию, что согласуется с их обращением в Центр психологической помощи. Так, 16 испытуемых характеризуются субдепрессивным состоянием, 9 подростков испытывают нервно-психическое напряжение, 5 испытуемых находятся в состоянии фобического круга.
2. Риск суицида незначителен или вовсе отсутствует для 10 испытуемых, 13 подростков имеют определенную склонность к суицидальным действиям, у 7 испытуемых риск суицида значителен.
3. Распределение степени депрессивных расстройств испытуемых подростков в результате проведения методики произошло следующим образом: 7 человек испытывают минимальную депрессию, 5 человек – легкую, 10 человек – умеренную, 3 человека – выраженную, 2 человек находятся в глубокой депрессии.
4. Все обратившиеся в Центр подростки находятся в определенного рода кризисной ситуации, при этом 20 испытуемых имеют суицидальные настроения, а 27 испытуемых переживают определенный силы депрессию.
5. Для помощи в выходе из кризисной ситуации и коррекции выявленных эмоциональных нарушений подростков применялся психотерапевтический комплекс занятий по преодолению личностных кризисов, представленный методом психологического дебрифинга и индивидуальными профилактическими беседами. По итогам проведенной работы с подростками были повторно проведены методики определения суицидальных наклонностей и депрессивных расстройств.
6. В процессе проведения комплекса психотерапевтических мероприятий с кризисными подростками уровень депрессивных расстройств в группе значительно снизился. Так, испытуемых, демонстрировавших выраженную и глубокую депрессию, не стало. Подростки, показавшие подобные результаты продемонстрировали при вторичном тестировании умеренную и легкую депрессию. Испытуемых, депрессия которых была минимальна или вовсе отсутствовала, напротив, стало больше: их количество возросло с 7 до 13 человек, т.е. практически вдвое. Таким образом, необходимо отметить, что психотерапевтическая работа оказала влияние на уровень депрессивности подростков, значительно снизив его. Респондентов, чей риск суицида был значителен, стало 4 против 7. Подростков же чей риск суицида оценивался как незначительный стало больше: 16 вместо 10. Поэтому в данном случае также можно отметить, что проведенная работа способствовала понижению суицидальных настроений среди кризисных испытуемых.
7. В результате проведенного исследования удалось доказать первую из выдвинутых в начале исследования гипотез: реализация психотерапевтического комплекса занятий по оказанию помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс, позволяет снизить уровень выраженности депрессивных и суицидальных настроений. Вторая выдвинутая в рамках исследования гипотеза нашла подтверждение частично, только по параметру «уровень риска суицида». Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотезы подтвердились (первая полностью, вторая частично).
Фрагмент текста работы:
1. Посттравматическое стрессовое расстройство: сущность, особенности формирования
В соответствии с МКБ-10 посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) входит в состав пограничных психических патологий и относится к рубрике «реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации» (F43.1).
Расстройства данной группы отличаются отчетливой экзогенностью (обусловленной внешними причинами) природы, определенностью внешними стрессорами, в случае отсутствия которых возникновения психических нарушений не произошло бы.
Характерными тяжелыми стрессорами, вызывающими формирование ПТСР выступают:
— участие в боевых действиях;
— катастрофы, как транспортные, так и природные;
— акты терроризма;
— несчастный случай;
— присутствие при насильственной смерти других;
— разбойное нападение;
— домашнее насилие;
— насильственные действия сексуального характера [3].
Согласно точке зрения Н.В. Тарабриной [27], под ПТСР следует понимать отложенную реакцию на тот или иной травматический стресс (например, боевые действия, катастрофу и пр.), которая может привести к нарушениям психики практически у каждого индивида.
Изначально, работу над ПТСР начали армейские психиатры. Впервые с позиции психиатрической науки ПТСР было описано в США еще по результатам наблюдения за участниками боевых действий Гражданской войны. Их состояние получило наименование «солдатское сердце», что обусловлено особым вниманием, уделяемым кардиологическим симптомам, свойственным данному расстройству.
В ходе Первой мировой войны ПТСР было принято обозначать как «снарядный шок», т.к. его причиной считались черепно-мозговые травмы, вызванные артиллерийскими обстрелами.
Существенный вклад в исследование проблемы ПТСР был привнесен по результатам Второй мировой войны, на основе наблюдения, как за участниками боевых действий, так и за теми, кто был узниками концлагерей и подвергался пыткам. Так же к числу изучаемых были отнесены пережившие ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки [22].
Основываясь на полученных в результате исследования последствий Второй мировой войны данных, А. Кардинер [30] предложил следующие базовые симптомы ПТСР:
— раздражительность и возбудимость;
— реагирование на внезапные раздражители по безудержному типу;
— фиксация на обстоятельствах события, вызвавшего психическую травму;
— бегство от реальности;
— склонность к агрессии и неумение управлять эмоциями [30].
По окончанию Второй мировой войны объектом наблюдения стали индивиды, пострадавшие от стрессовых событий мирного времени и различных катастроф (как техногенного, так и природного характера), число которых возросло. Проведенные наблюдения позволили выработать представление не только об вызываемых самим стрессом острых реакциях, но и о патологических реакциях, обусловленных различными «личными несчастьями»: нарушениях адаптации, транзиторных ситуативных расстройствах, социально-стрессовых расстройствах (ССР) и посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР).
Первый всесторонний анализ с последующим описанием симптомов ПТСР был предпринят в США, по результатам продолжительного исследования состояния психики американских военнослужащих, которые принимали участие в войне во Вьетнаме.
Однако, принятие понятия «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) как доказанной и четкой диагностической категории произошло лишь в 1980 году.
Обособление ПТСР как специфической нозологической группы имеет существенное значение в прогнозировании психических реакций на стрессовые события у перенесших их лиц, выработке требуемых специфических мер профилактики и разработке программ профилактики [31].
Согласно научной литературе, среди переживших экстремальные ситуации лиц показатели распространения ПТСР варьируются от 95% (у тяжело пострадавших) до 10% (у случайных свидетелей событий). Например, В.Д. Вид и Ю.В. Попов [20] указывают на следующий показатель распространения ПТСР у лиц, перенесших тяжелое стрессовое воздействие – от 50% до 80%, при этом распространения данного расстройства составляет для женщин 1,2% и 0,5% для мужчин.
Несмотря на то, что ПТСР присущ для любого возраста, природа подобных ситуаций обуславливает его более частое возникновения у лиц молодого возраста. Так, в зависимости от типа событий, у детей и подростков, которые пережили боевые действия, политические репрессии, либо преследования, столкнулись со значимыми повреждениями, либо травмами, ПТСР отмечает у 5,3-98% [20].
Обусловленность распространения ПТСР в популяции определяется частотой, с которой происходят травматические события. Например, мы можем отметить, что определенный тип травм свойственен конкретному типу политических режимов, определенным географическим регионам, которые отличаются особо частыми природными катастрофами. Так же мы может констатировать, что в последние десятилетия отмечается прирост случаев развития ПТСР.